Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Декорирование керамики


Техника
Материал

Поделка изделие Фоторепортаж Лепка Декорирование керамики Глина

В избранных: 6
В избранных: 6

Поделиться:

Предлагаем вам познакомиться с видами и способами декорирования керамических изделий.
Материал подготовила художник-керамист, руководитель гончарной студии «Терракота» Александра Рандмаа. В данной работе описываются наиболее подходящие приемы декорирования изделий на занятиях в мастерской Дома ремесел.
Декорирование керамических изделий можно условно разделить на два способа: живописный (гладкое декорирование поверхности) и скульптурный (рельефное декорирование поверхности).

Предлагаем вам познакомиться с видами и способами декорирования керамических изделий. 
Материал подготовила художник-керамист, руководитель гончарной студии «Терракота» Александра Рандмаа. В данной работе описываются наиболее подходящие приемы декорирования изделий на занятиях в мастерской Дома ремесел. 
Декорирование керамических изделий можно условно разделить на два способа: живописный (гладкое декорирование поверхности) и скульптурный (рельефное декорирование поверхности).  (фото 1)

Фактура - это выразительная поверхность. Существует множество способов нанесения различных фактур на глину: оттиск ткани (текстильных материалов) с выраженной рельефной поверхностью, оттиски различными инструментами, налепом, фактурными валиками, штампами. В общем, всем чем угодно можно наносить фактуру на изделия из глины. Эффект достигается за счет светотени, но фактура горазда менее объемна, чем рельеф. Фактура не создает самостоятельных изображений и деталей, она скорее подчеркивает, обогащает основную форму, а не продолжает ее как рельеф.

Фактура - это выразительная поверхность. Существует множество способов нанесения различных фактур на глину: оттиск ткани (текстильных материалов) с выраженной рельефной поверхностью, оттиски различными инструментами, налепом, фактурными валиками, штампами. В общем, всем чем угодно можно наносить фактуру на изделия из глины. Эффект достигается за счет светотени, но фактура горазда менее объемна, чем рельеф. Фактура не создает самостоятельных изображений и деталей, она скорее подчеркивает, обогащает основную форму, а не продолжает ее как рельеф. (фото 2)

Контррельеф - это углублённый в поверхность формы негатив барельефа. Выполняется процарапыванием острым стеком или гребенкой, рельефным валиком или наносится штампом.

Контррельеф - это углублённый в поверхность формы негатив барельефа. Выполняется процарапыванием острым стеком или гребенкой, рельефным валиком или наносится штампом. (фото 3)

Молочение. Керамисты пользуются молоком, чтобы задекорировать изделия и сделать его функциональным.

Молочение. Керамисты пользуются молоком, чтобы задекорировать изделия и сделать его функциональным. (фото 4)

Этот метод издревле был распространен среди гончаров на Руси.

Этот метод издревле был распространен среди гончаров на Руси. (фото 5)

Молочение помимо того, что придает черепку водоотталкивающие свойства, создает очень интересный декоративный эффект — изделия приобретают красивый темно-коричневый оттенок, и к тому же они становятся более гладкими, приятными на ощупь.

Молочение помимо того, что придает черепку водоотталкивающие свойства, создает очень интересный декоративный эффект — изделия приобретают красивый темно-коричневый оттенок, и к тому же они становятся более гладкими, приятными на ощупь. (фото 6)

Изделие, прошедшее первый обжиг, покрывается молоком и затем разогревается до температуры 250 - 350 градусов.

Изделие, прошедшее первый обжиг, покрывается молоком и затем разогревается до температуры 250 - 350 градусов. (фото 7)

Это можно сделать в домашних условиях, в обычной духовке. Молоко можно использовать разное, даже прокисшее, от молока зависит цвет и яркость покрытия.

Это можно сделать в домашних условиях, в обычной духовке. Молоко можно использовать разное, даже прокисшее, от молока зависит цвет и яркость покрытия. (фото 8)

Для молочения используют не только молоко, но и сметану, кефир или даже овсяную кашу. Для придания различных оттенков к молоку можно добавлять сахар или соду. В общем, керамика предоставляет огромный простор для творчества!

Для молочения используют не только молоко, но и сметану, кефир или даже овсяную кашу. Для придания различных оттенков к молоку можно добавлять сахар или соду. В общем, керамика предоставляет огромный простор для творчества!
 (фото 9)

В зависимости от температуры нагрева, а также длительности обжига, цвет от молочения может получиться разным — от охры и светло-коричневого до черного. Если обжигать до черноты, то молоко постепенно теряет свои водоотталкивающие свойства, и остается только декоративный эффект.

В зависимости от температуры нагрева, а также длительности обжига, цвет от молочения может получиться разным — от охры и светло-коричневого до черного. Если обжигать до черноты, то молоко постепенно теряет свои водоотталкивающие свойства, и остается только декоративный эффект. (фото 10)

Следующий способ декорирования, который широко применялся еще в античной Греции - это роспись глиняных изделий ангобами.
Ангоб - это разведенная до жидкой консистенции глина (шликер), в которую добавляют различные цветные пигменты.

Следующий способ декорирования, который широко применялся еще в античной Греции - это роспись глиняных изделий ангобами.
Ангоб - это разведенная до жидкой консистенции глина (шликер), в которую добавляют различные цветные пигменты. (фото 11)

Античные вазы и амфоры с изображениями богов и целых мифологических историй расписаны именно в этой технике. Только в те времена использовали красную, белую и черную глины. Сейчас спектр цветов, конечно, намного шире. Ангобами расписывают еще сырое изделие или уже прошедшее первый обжиг, дают подсохнуть и снова обжигают. Преимущества этой техники в том, что с помощью ангобов можно добиться очень четких контуров рисунка.

Античные вазы и амфоры с изображениями богов и целых мифологических историй расписаны именно в этой технике. Только в те времена использовали красную, белую и черную глины. Сейчас спектр цветов, конечно, намного шире. Ангобами расписывают еще сырое изделие или уже прошедшее первый обжиг, дают подсохнуть и снова обжигают. Преимущества этой техники в том, что с помощью ангобов можно добиться очень четких контуров рисунка. (фото 12)

Можно делать сложные орнаменты, поливать и наносить ангобы брызгами, полностью укрывать изделие контрастным цветом, а рисунок процарапывать по свежей глине, так чтобы был виден нижний слой.

Можно делать сложные орнаменты, поливать и наносить ангобы брызгами, полностью укрывать изделие контрастным цветом, а рисунок процарапывать по свежей глине, так чтобы был виден нижний слой. (фото 13)

Перед последним обжигом изделие, задекорированное ангобами, покрывают бесцветной глазурью и снова отправляют в печь. Или добавляют бесцветную глазурь в ангобы, в таком случае повторный обжиг не требуется.

Перед последним обжигом изделие, задекорированное ангобами, покрывают бесцветной глазурью и снова отправляют в печь. Или добавляют бесцветную глазурь в ангобы, в таком случае повторный обжиг не требуется. (фото 14)

Самый известный способ декорирования и самый распространенный в современной керамике – это глазурь. Глазурь, если сказать грубо, это мелко толченое стекло. Нанесенное тонким слоем на черепок, оно плавится в печи создавая очень прочное и невероятно красивое покрытие.

Самый известный способ декорирования и самый распространенный в современной керамике – это глазурь. Глазурь, если сказать грубо, это мелко толченое стекло. Нанесенное тонким слоем на черепок, оно плавится в печи создавая очень прочное и невероятно красивое покрытие. (фото 15)

Глазуровать следует керамику, которая прошла первый (утельный) обжиг. Его делают на более низких температурах, при этом черепок становится прочным, но еще остается достаточно пористым, чтобы хорошо впитывать глазурь. Второй, глазурный, обжиг принято называть политым. Стоит отметить, что для каждой керамической массы подбираются свои глазури, подходящие по температуре и другим важным свойствам.

Глазуровать следует керамику, которая прошла первый (утельный) обжиг. Его делают на более низких температурах, при этом черепок становится прочным, но еще остается достаточно пористым, чтобы хорошо впитывать глазурь. Второй, глазурный, обжиг принято называть политым. Стоит отметить, что для каждой керамической массы подбираются свои глазури, подходящие по температуре и другим важным свойствам. (фото 16)

Глазури обладают своими особенностями. Например, после обжига они могут кардинально менять цвет, это необходимо всегда учитывать. Для того, чтобы облегчить работу с глазурями, вначале обжигают пробники. В дальнейшем они используются в качестве примера того, как будет выглядеть глазурь после обжига, и керамист может выбрать из такой палитры тот цвет, который ему нужен.

Глазури обладают своими особенностями. Например, после обжига они могут кардинально менять цвет, это необходимо всегда учитывать. Для того, чтобы облегчить работу с глазурями, вначале обжигают пробники. В дальнейшем они используются в качестве примера того, как будет выглядеть глазурь после обжига, и керамист может выбрать из такой палитры тот цвет, который ему нужен. (фото 17)

Глазури наносят разными способами: кистью, поливом, окунанием изделия в глазурь и напылением.

Глазури наносят разными способами: кистью, поливом, окунанием изделия в глазурь и напылением. (фото 18)

Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки, но об этом мы расскажем в следующий раз!

Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки, но об этом мы расскажем в следующий раз! (фото 19)

Надеемся, вам было интересно!

Надеемся, вам было интересно! (фото 20)

До новых встреч! Занимайтесь творчеством с удовольствием!

Любовь Дычек

Очень интересно! Спасибо.супер!благодарю

Дом ремёсел Минусинский район

Мы рады, что вас заинтересовали! Спасибо!)

Нэлли Александровна

Да, было очень интересно. Ждём продолженияцветысупер!браво

Дом ремёсел Минусинский район

Будет!) Забегайте к нам на огонек!))

Ольга Меркуленко

Как сказка так интересно захватывает узнала много очень нового для себя и прочитала на одном духубравоКакие молодцы что развиваете ремесласупер!

Дом ремёсел Минусинский район

Ольга, благодарим! Спасибо, что поддерживаете!

Самурайчик 75

Ух ты...здоровосупер!жму руку...Спасибо вам за хорошее настроениеприветствую...Всё с этого поста забираю к себе в закромафото

Дом ремёсел Минусинский район

Приятного вам творчества!

Надежда Н. К.

Как интересно! Спасибо за чудесный репортаж!

Дом ремёсел Минусинский район

Спасибо за поддержку!