Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

По Святым местам. Костомарово.


 26 из 114 
Тип работы
Событие

Фоторепортаж По Святым местам Костомарово

В избранных: 1

Поделиться:

Эти фотографии очень дороги для меня, потому что место, которому посвящена эта запись, произвело на меня сильнейшее впечатление и затронуло самые сокровенные нотки моей души.
Я очень хочу поделиться с Вами фотографиями из Костомаровского Спасского женского монастыря, но предварительно попрошу " в грязных калошах " в душу не лезть и хорошенько вытирать ноги либо просто пройти мимо.

Текстовое описание позаимствовано из Википедии, официального сайта монастыря. Я могу описать лишь эмоции, которые у меня вызвало посещение монастыря, а информативную часть мне показалось правильным позаимствовать все-таки в официальных источниках.

Эти фотографии очень дороги для меня, потому что место, которому посвящена эта запись, произвело на меня сильнейшее впечатление и затронуло самые сокровенные нотки моей души.
Я очень хочу поделиться с Вами фотографиями из Костомаровского Спасского женского монастыря, но предварительно попрошу " в грязных калошах " в душу не лезть и хорошенько вытирать ноги либо просто пройти мимо. 

Текстовое описание позаимствовано из Википедии, официального сайта монастыря. Я могу описать лишь эмоции, которые у меня вызвало посещение монастыря, а информативную часть мне показалось правильным позаимствовать все-таки в официальных источниках. (фото 1)

Вход на территорию Костомаровского Спасского женского монастыря.

Вход на территорию Костомаровского Спасского женского монастыря. (фото 2)

Дорога на "Голгофу"

Дорога на "Голгофу" (фото 3)

Костома́ровский Спа́сский монасты́рь — женский монастырь Русской православной церкви (Воронежская митрополия, Россошанская и Острогожская епархия). Расположен в Воронежской области, возле села Костомарово, входящего в состав Юдинского сельского поселения Подгоренского района.

Костома́ровский Спа́сский монасты́рь — женский монастырь Русской православной церкви (Воронежская митрополия, Россошанская и Острогожская епархия). Расположен в Воронежской области, возле села Костомарово, входящего в состав Юдинского сельского поселения Подгоренского района.  (фото 4)

Согласно гипотезе, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В. Никольский и В. Н. Тевяшов, монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Однако, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь возможно претендует на старейшее место среди обителей России.

Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э…

К середине XVII века относятся и первые достоверные свидетельства о соседнем с Костомаровским — Дивногорском мужском монастыре. Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт.

Согласно гипотезе, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В. Никольский и В. Н. Тевяшов, монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Однако, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь возможно претендует на старейшее место среди обителей России.

Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э…

К середине XVII века относятся и первые достоверные свидетельства о соседнем с Костомаровским — Дивногорском мужском монастыре. Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт.  (фото 5)

В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце XX века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество Христово и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 году построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест.

Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к XVIII или XIX векам.

В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа Василием  Шокоревым во второй половине XIX — начале XX века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

На запад по склону расположен пещерный храм во имя святого Серафима Саровского, заложенный в 1903 году. Интерьер этого храма создан и завершён в конце XX века, уже после повторного возрождения обители. Ещё один храм называют «Пещерой Покаяния» (крайний западный).

Лучший путь к монастырю на машине в любое время года через Лиски (или Острогожск) на Каменку — Сончино — Юдино — Костомарово.

В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце XX века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество Христово и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 году построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест.

Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к XVIII или XIX векам.

В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа Василием  Шокоревым во второй половине XIX — начале XX века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

На запад по склону расположен пещерный храм во имя святого Серафима Саровского, заложенный в 1903 году. Интерьер этого храма создан и завершён в конце XX века, уже после повторного возрождения обители. Ещё один храм называют «Пещерой Покаяния» (крайний западный).

Лучший путь к монастырю на машине в любое время года через Лиски (или Острогожск) на Каменку — Сончино — Юдино — Костомарово.  (фото 6)

При посещении монастыря необходимо помнить, что его основу составляет монашеская жизнь со своим особым внешним и внутренним устроением, отраженным в монастырском Уставе. Согласно этому Уставу определяются время совершения Богослужений, таинств и треб, а также время посещения обители паломниками и прихожанами, правила их поведения.

Просим вас, дорогие братья и сестры, придерживаться этих несложных правил и проявлять терпение и взаимное уважение друг к другу ради душевной пользы, которую вы хотите получить при посещении Святого места.

В Спасском женском монастыре проводятся экскурсии по пещерным храмам обители для организованных групп и паломников, прибывших частным образом.

Для организованных групп экскурсии проводятся по предварительной заявке, которую организаторы поездок должны сделать не менее чем за три дня до приезда по тел. 8(473-94)54-637. В случае каких-либо изменений, необходимо известить о них по указанному номеру телефона. Руководители групп должны объяснять участникам поездки правила поведения в монастыре и следить за порядком при посещении обители.

Время проведения экскурсий:

будни – с 9:00 до 17:00; накануне воскресных и праздничных дней, а также в сами эти дни – с11:00 до 16:00.

Время проведения экскурсий может меняться в зависимости от продолжительности Праздничных Богослужений и особенностей их совершения.

Таинства крещения и венчания в монастыре не совершаются.

  При посещении монастыря необходимо помнить, что его основу составляет монашеская жизнь со своим особым внешним и внутренним устроением, отраженным в монастырском Уставе. Согласно этому Уставу определяются время совершения Богослужений, таинств и треб, а также время посещения обители паломниками и прихожанами, правила их поведения.

  Просим вас, дорогие братья и сестры, придерживаться этих несложных правил и проявлять терпение и взаимное уважение друг к другу ради душевной пользы, которую вы хотите получить при посещении Святого места.

В Спасском женском монастыре проводятся экскурсии по пещерным храмам обители для организованных групп и паломников, прибывших частным образом.

  Для организованных групп экскурсии проводятся по предварительной заявке, которую организаторы поездок должны сделать не менее чем за три дня до приезда по тел. 8(473-94)54-637.  В случае каких-либо изменений,  необходимо известить о них по указанному  номеру телефона. Руководители групп должны объяснять участникам поездки  правила поведения в монастыре и следить за порядком при посещении обители.

 

Время проведения экскурсий:

будни – с 9:00 до 17:00; накануне воскресных и праздничных дней, а также в сами эти дни – с11:00 до 16:00.     

Время проведения экскурсий может меняться в зависимости от продолжительности Праздничных Богослужений и особенностей их совершения. 

Таинства крещения и венчания в монастыре не совершаются. (фото 7)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБИТЕЛИ:

При посещении святой обители необходимо помнить, что храмы и монастыри есть установление Божие. Цель этого установления – просветление души человека и его соединение с Богом. Чтобы посещение монастыря послужило нам на пользу, и мы не были осуждены за небрежное отношение к Святыне, необходим особый благоговейный настрой, который выражается в нашем внешнем и внутреннем поведении.

В храм следует приходить в чистой и опрятной одежде, как того требует святость места. Неразумно думать, что наша одежда никак не связана с нашей личностью, душой и будущей жизнью. Она отражает наше внутреннее состояние. Спаситель в Св. Евангелии говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7).

Поэтому не должно приходить в храм и обитель в соблазнительной одежде: в коротких и открытых платьях, шортах и чрезмерно облегающей одежде.

В Священном Писании говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5).

Поэтому женщинам христианкам не должно носить брюк, тем более приходить в них в обитель (храм) и участвовать в Церковных Таинствах.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБИТЕЛИ:

 

  При посещении святой обители необходимо помнить, что храмы и монастыри есть установление Божие. Цель этого установления – просветление души человека и его соединение с Богом. Чтобы посещение монастыря послужило нам на пользу, и мы не были осуждены за небрежное отношение к Святыне, необходим особый благоговейный настрой, который выражается в нашем внешнем и внутреннем поведении.

  В храм следует приходить в чистой и опрятной одежде, как того требует святость места. Неразумно думать, что наша одежда никак не связана с нашей личностью, душой и будущей жизнью. Она отражает наше внутреннее состояние. Спаситель в Св. Евангелии говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7).

Поэтому не должно приходить в храм и обитель в соблазнительной одежде: в коротких и открытых платьях, шортах и чрезмерно облегающей одежде.

  В Священном Писании говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5).

Поэтому женщинам христианкам не должно носить брюк, тем более приходить в них в обитель (храм) и участвовать в Церковных Таинствах. (фото 8)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБИТЕЛИ:

Св. апостол Павел в 1-м Послании Коринфянам говорит, что женщина, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову. Покрытая голова – знак скромности и целомудрия.

Поэтому женщине должно находиться в храме с покрытой головой. Мужчина же должен снимать в храме головной убор в знак своего смирения перед Богом. (1 Кор. 11, 5-6).

Отношение к косметике в христианской традиции всегда было однозначным. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Неужели тебе мало того, что сотворил Бог? Следовательно, ты, считая себя искуснейшею художницею, принимаешься исправлять то, что создано Богом». При помощи косметики мы делаем лицо фальшивым – фальшивый цвет кожи, ресниц, губ. Любая фальшь есть ложь и не имеет ничего общего со Христом, Который есть Истина.

Поэтому, приходя в обитель и храм, чтобы предстать пред Всемогущим Истинным Богом со своими душевными нуждами, скорбями и надеждами необходимо помнить совершенную неуместность косметики.

Вспомним о Пресвятой Богородице, к помощи и заступничеству Которой мы так часто прибегаем. Красоте Ее чистоты и целомудрия удивлялись Ангелы. При этом Она отличалась столь же великой внутренней скромностью и смирением, отражавшимися во всем Ее внешнем облике. Постараемся не оскорбить нашу Пречистую Матерь своим непристойным видом и дерзким, неблагоговейным поведением, чтобы не усугубить наши грехи и не отягчить свое душевное состояние.

На территории монастыря не разрешается:

- заходить в жилые корпуса и хозяйственные постройки;

- снимать на фото- и видеокамеру духовенство, сестер обители, хозяйственные постройки, а также вести съемку внутри храмов;

- рвать цветы и траву;

- ходить по склонам гор, расположенным за пещерными храмами и специальными ограждениями;

- писать на стенах храмов, пещер и меловых див;

- транспорт размещается на стоянке и на территорию монастыря допускается только с благословения настоятельницы или замещающей ее сестры.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБИТЕЛИ:

Св. апостол Павел в 1-м Послании Коринфянам говорит, что женщина, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову. Покрытая голова – знак скромности и целомудрия.

  Поэтому женщине должно находиться в храме с покрытой головой. Мужчина же должен снимать в храме головной убор в знак своего смирения перед Богом. (1 Кор. 11, 5-6).

  Отношение к косметике в христианской традиции всегда было однозначным. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Неужели тебе мало того, что сотворил Бог? Следовательно, ты, считая себя искуснейшею художницею, принимаешься исправлять то, что создано Богом». При помощи косметики мы делаем лицо фальшивым – фальшивый цвет кожи, ресниц, губ. Любая фальшь есть ложь и не имеет ничего общего со Христом, Который есть  Истина.

Поэтому, приходя в  обитель и храм, чтобы предстать пред Всемогущим Истинным Богом со своими душевными нуждами, скорбями и надеждами необходимо помнить совершенную неуместность косметики.

Вспомним о Пресвятой  Богородице, к помощи и заступничеству Которой мы так часто прибегаем. Красоте Ее чистоты и целомудрия удивлялись Ангелы. При этом Она отличалась столь же великой внутренней скромностью и смирением, отражавшимися во всем Ее внешнем облике. Постараемся не оскорбить нашу Пречистую Матерь своим непристойным видом и дерзким, неблагоговейным поведением, чтобы не усугубить наши грехи и не отягчить свое душевное состояние.

На территории монастыря не разрешается:

- заходить в жилые корпуса и хозяйственные постройки;

- снимать на фото- и видеокамеру духовенство, сестер обители, хозяйственные постройки, а также вести съемку внутри храмов;

- рвать цветы и траву;

- ходить по склонам гор, расположенным за пещерными храмами и специальными ограждениями;

- писать на стенах храмов, пещер и меловых див;

- транспорт размещается на стоянке и на территорию монастыря допускается только с благословения настоятельницы или замещающей ее сестры. (фото 9)

Спасский женский монастырь расположен в двух километрах от правого берега реки Дон близ села Костомарово Подгоренского района Воронежской области. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О времени их создания не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения и устные предания, достоверность которых довольно сложно определить. О времени создания Костомаровских пещерных храмов, не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения, устные предания и воспоминания старожилов, достоверность которых довольно трудно определить. Существует общее мнение, что они создавались в несколько этапов.

Спасский женский монастырь расположен  в двух километрах от  правого берега реки Дон  близ села Костомарово Подгоренского района Воронежской области. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О времени их создания не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения и устные предания,  достоверность которых  довольно сложно определить. О времени создания Костомаровских пещерных храмов, не сохранилось никаких письменных свидетельств.     Существуют лишь гипотезы, предположения,  устные предания и воспоминания старожилов, достоверность которых довольно трудно определить. Существует общее мнение, что они создавались в несколько этапов. (фото 10)

В конце XIX века археологом и краеведом Д. М. Струковым по ряду признаков, к которым в первую очередь относятся особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону в первые века христианства.

Следуя этой гипотезе, невозможно не заметить поразительное сходство Донских подземных монастырей с древними пещерными сооружениями Каппадокии. Даже природный ландшафт Костомаровской обители местами удивительно похож на эту причудливую скалистую местность в Малой Азии. Христиане, бежавшие от кровавых гонений римских императоров, поселились на этой земле уже в I веке по Рождестве Христовом. В толще многочисленных гор они создавали жилища, храмы и монастыри. До наших дней сохранилось несколько тысяч выдолбленных в скалах пещерных церквей и несколько десятков подземных городов, которые в случае нападения врагов надежно укрывали своих обитателей. Очевидно, тем же целям служили и Донские пещерные храмы, укрывавшие древних подвижников и от летнего зноя, и от многочисленных набегов кочевых племен. Но самым главным для их создателей было то, что пещера являлась тем тихим и безмолвным недром, которое идеально подходило для глубокой внимательной молитвы, где ничем не развлекаемый ум всецело устремлялся к Богу. По своей внутренней структуре, принципу построения и функциональному использованию Донские пещерные монастыри почти в точности повторяют древние подземные сооружения Каппадокии. Главное место в них занимает храм, имеются также монашеские келии и усыпальницы для погребения почивших. Эти факты позволяют с большой степенью достоверности говорить не только о единой христианской традиции пещерного зодчества, но и о принадлежности создателей пещерных монастырей единому историческому периоду.

 В конце XIX  века археологом и краеведом Д. М. Струковым по ряду признаков, к которым в первую очередь относятся особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении  пещерных  храмовых сооружений на Дону в первые века христианства.

  Следуя этой гипотезе, невозможно не заметить поразительное сходство Донских подземных монастырей  с древними пещерными сооружениями Каппадокии. Даже природный ландшафт Костомаровской обители местами удивительно похож на эту причудливую скалистую местность в Малой Азии. Христиане, бежавшие от кровавых гонений римских императоров, поселились на этой земле уже в I веке по Рождестве Христовом. В толще многочисленных гор они создавали  жилища, храмы и монастыри.   До наших дней сохранилось несколько тысяч выдолбленных в скалах пещерных церквей и несколько десятков подземных городов, которые в случае нападения врагов надежно укрывали своих обитателей.   Очевидно, тем же целям служили и Донские пещерные храмы, укрывавшие древних подвижников и от летнего зноя, и от многочисленных набегов кочевых племен. Но самым главным для их создателей было то, что пещера являлась тем тихим и безмолвным недром,  которое идеально подходило для глубокой внимательной молитвы, где ничем не развлекаемый ум всецело устремлялся к Богу. По своей внутренней структуре, принципу построения и функциональному использованию Донские пещерные монастыри почти в точности повторяют древние подземные сооружения Каппадокии. Главное место в них занимает храм, имеются также монашеские келии и усыпальницы для погребения почивших. Эти факты позволяют  с большой степенью достоверности говорить не только о единой христианской традиции пещерного зодчества, но и о принадлежности создателей пещерных монастырей единому историческому периоду. (фото 11)

Этому предположению не противоречит гипотеза о том, что создание подземных храмов на Дону было следствием распространения иконоборческой ереси VIII-X вв., когда иконопочитатели, среди которых было множество монахов, бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым. Через Черное и Азовское моря некоторые из них проходили по Дону в наши края, где в толще меловых скал создавали пещерные храмы.

Этому предположению не противоречит гипотеза о том, что создание подземных храмов на Дону было следствием распространения иконоборческой ереси  VIII-X вв., когда иконопочитатели, среди которых было множество монахов, бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым. Через Черное и Азовское моря некоторые из них проходили по Дону в наши края, где в толще меловых скал создавали пещерные храмы.

 (фото 12)

О вероятности этих двух гипотез может говорить тот факт, что еще до новой эры Дон был могучей полноводной артерией, связывающей северо-восточные племена с греческими колониями, в частности с Гераклеей Понтийской, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Таким образом, как гонимые первые христиане, так и бежавшие от иконоборцев византийские монахи могли идти на Средний Дон хорошо известным древнему миру путем, распространяя и укрепляя в этих краях христианскую веру. Известный русский церковный историк и богослов А. В. Карташов в своей книге «Очерки по истории Русской Церкви» говорит о том, что в VII-VIII вв. на территории Хазарского ханства в русской части народонаселения Хазарии посланники из Византии вели активную проповедь христианства. Результатом этой проповеди стало создание внутри каганата православной христианской епархии со своим епископом. Территория Среднего Дона, где расположена Костомаровская пещерная обитель, входила в состав древнего Хазарского ханства. Этот факт может служить косвенным подтверждением вероятности создания пещерных храмов Подонья в период с VII по X вв. как монахами-миссионерами, так и гонимыми подвижниками,



  О вероятности этих двух гипотез может говорить тот факт, что еще до новой эры Дон был могучей полноводной артерией, связывающей северо-восточные племена с греческими колониями, в частности с Гераклеей Понтийской, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Таким образом, как гонимые первые христиане, так и бежавшие от иконоборцев византийские монахи могли идти на Средний Дон хорошо известным древнему миру путем, распространяя и укрепляя в этих краях христианскую веру. Известный русский церковный историк и богослов А. В. Карташов в своей книге «Очерки по истории Русской Церкви» говорит о том, что в VII-VIII вв. на территории Хазарского ханства в русской части народонаселения Хазарии посланники из Византии вели активную проповедь христианства. Результатом этой проповеди стало создание внутри каганата православной христианской епархии со своим епископом. Территория Среднего Дона, где расположена Костомаровская пещерная обитель, входила в состав древнего Хазарского ханства. Этот факт может служить косвенным подтверждением вероятности создания пещерных храмов Подонья в период с VII по X вв. как монахами-миссионерами, так и гонимыми подвижниками, (фото 13)

бежавшими в наши края от иконоборцев. В Воронежской области насчитывается около 50 рукотворных подземных сооружений, из которых приблизительно 40 относятся к храмам и местам жития православных подвижников. Большинство из них на протяжении многих десятилетий находятся в заброшенном состоянии. Используя сравнительный метод Д. М. Струкова, можно с полным основанием говорить о том, что все они имеют единый принцип внутреннего устроения. Интересно, что в некоторых из них (в пещерах близ села Гороховка, В-Мамонского р-на), сохранились декоративные охристые линии с христианской символикой. Подобные линии часто встречаются в местах захоронения христианских мучеников в Римских катакомбах, а также они использовались как элементы орнамента в пещерных храмах Каппадокии.


бежавшими в наши края от иконоборцев. В Воронежской области насчитывается около 50 рукотворных подземных сооружений, из которых приблизительно 40 относятся к храмам и местам жития православных подвижников. Большинство из них на протяжении многих десятилетий  находятся в заброшенном состоянии. Используя сравнительный метод Д. М. Струкова, можно с полным основанием говорить о том, что все они имеют  единый  принцип внутреннего устроения. Интересно, что в некоторых из них (в пещерах близ села Гороховка, В-Мамонского р-на),  сохранились декоративные охристые линии с христианской символикой. Подобные линии часто встречаются в местах захоронения христианских мучеников в Римских катакомбах, а также они использовались как элементы орнамента в  пещерных храмах Каппадокии. (фото 14)

Начиная с X века до 2-й половины XVII столетия, окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов, совершаемых в течение почти семи веков печенегами, половцами, татаро-монголами, крымскими и ногайскими татарами, эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены. В Никоновской летописи говорится, что митрополит Московский Пимен, проходя в 1389 году в Константинополь по среднему и нижнему Дону, отметил чрезвычайную опустошенность этих мест. Его спутник диакон Игнатий Смольянин в «Хождении Пименове в Царьград» писал: «Бысть же путное шествие печально и унынливо: бяше бо пустыня зело, не бяше бо видети там ни града, ни села,.. точию места пустошь все и не населено; не бе бо видети человека, точию пустыня велия и зверей множество». Длительным запустением этих мест и страшными последствиями набегов кочевников, вполне можно объяснить отсутствие каких-либо достоверных свидетельств о времени возникновения и создателях Спасского монастыря и других пещерных обителей.

 Начиная с X века до 2-й половины XVII столетия, окрестности Нижнего и Среднего Дона были  обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов, совершаемых в течение почти семи веков печенегами, половцами, татаро-монголами,  крымскими и ногайскими татарами, эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены. В Никоновской летописи говорится, что митрополит Московский Пимен, проходя в 1389 году в Константинополь по среднему и нижнему Дону, отметил чрезвычайную опустошенность этих мест. Его спутник диакон Игнатий Смольянин в «Хождении Пименове в Царьград» писал: «Бысть же путное шествие печально и унынливо: бяше бо пустыня зело, не бяше бо видети там ни града, ни села,.. точию места пустошь все и не населено; не бе бо видети человека, точию пустыня велия и зверей множество». Длительным запустением этих мест и страшными последствиями набегов кочевников, вполне можно объяснить отсутствие каких-либо достоверных свидетельств о времени возникновения и создателях  Спасского монастыря и других пещерных обителей. (фото 15)

Другую гипотезу о возникновении пещерных монастырей выдвинули в конце XIX века краеведы П.В. Никольский и В. Н. Тевяшов. Они считали, что эти обители возникли не ранее XVII столетия, и их создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими из родных мест от жестоких преследований польской шляхты и унии. Это подтверждают и первые письменные свидетельства о существовании Дивногорского мужского монастыря, датируемые серединой XVII века (челобитные игумена Гурия царю Алексею Михайловичу). По мнению Никольского, монахи-переселенцы, сохраняя любовь к святым киевским пещерам, начали создавать их подобия в уединенно стоящих меловых горах. Следует отметить, что пещеры Дивногорья, Белогорья и Костомарова имеют одну общую характерную особенность – сразу от входа мы попадаем в неожиданно большое пространство храма, высокие сводчатые потолки которого опираются на массивные меловые столпы, и уже от него идут многочисленные разветвления подземных ходов. Киевские пещеры устроены иначе: небольшие пещерные храмы находятся в глубине протяженных извилистых коридоров, в нишах которых почивают мощи святых преподобных отцов. Следовательно, если принимать гипотезу Никольского, то возникает вопрос: почему иноки-малороссы создали подземные храмы в значительно большей степени напоминающие древние каппадокийские, нежели киевские? Однако Никольский допускает предположение, что подвижники нашли уже готовые, заброшенные пещерные храмы и продолжили их расширение и углубление.


  Другую гипотезу о возникновении пещерных монастырей выдвинули в конце XIX века краеведы П.В. Никольский и В. Н. Тевяшов. Они считали, что эти обители возникли не ранее  XVII столетия, и их создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими из родных мест от жестоких преследований польской шляхты и унии. Это подтверждают и  первые письменные свидетельства о существовании Дивногорского мужского монастыря, датируемые серединой XVII века (челобитные игумена Гурия царю Алексею Михайловичу). По мнению Никольского, монахи-переселенцы, сохраняя любовь к святым киевским пещерам, начали создавать их подобия в уединенно стоящих меловых горах. Следует отметить, что пещеры Дивногорья, Белогорья и Костомарова имеют одну общую характерную особенность – сразу от входа мы попадаем в неожиданно   большое пространство  храма, высокие сводчатые потолки которого опираются на массивные меловые столпы, и уже от него идут многочисленные разветвления подземных ходов. Киевские пещеры устроены иначе: небольшие пещерные храмы находятся в глубине протяженных извилистых  коридоров, в нишах которых почивают мощи святых преподобных отцов. Следовательно, если принимать гипотезу Никольского, то возникает вопрос: почему иноки-малороссы  создали подземные храмы в значительно большей степени напоминающие древние каппадокийские, нежели киевские? Однако Никольский допускает  предположение, что подвижники нашли уже готовые, заброшенные пещерные храмы и продолжили их расширение и углубление. (фото 16)

О Костомаровских пещерах первое письменное упоминание появилось только в конце XVIII – начале XIX веков. Этот период можно назвать новым этапом в строительстве пещерных комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне. Очевидно, вдохновленные подвигом своих предшественников, они усиленно трудились над извилистыми ходами в меловых горах, удивительным образом повторяя конструктивную идею и архитектурные элементы древних пещерных храмовых комплексов. Существует мнение, что Костомаровские пещеры в этот период времени были скитом Белогорского мужского монастыря, где, по устному преданию, подвизалось большое число схимников. Но никакого документального подтверждения этому преданию не найдено.

 О Костомаровских пещерах первое письменное упоминание появилось только в конце XVIII – начале XIX веков. Этот период можно назвать новым этапом в строительстве пещерных комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне. Очевидно, вдохновленные подвигом своих предшественников, они усиленно трудились над извилистыми ходами в меловых горах, удивительным образом повторяя конструктивную идею и архитектурные элементы  древних пещерных храмовых комплексов.   Существует мнение, что Костомаровские пещеры в этот период времени были скитом Белогорского мужского монастыря, где, по устному преданию, подвизалось большое число схимников. Но никакого документального подтверждения этому преданию не найдено. 
 (фото 17)

Однако уже в наши дни старожилы села Костомарово вспоминают рассказы своих дедов и прадедов о том, как по ночам у пещер они видели монахов в остроконечных колпаках. Убедительных и достоверных свидетельств о монашеской жизни в Костомаровских пещерах мы не находим и в документах периода XVIII-XIX веков, несмотря на тщательный учет всех действующих храмов и монастырей, который вели консистории в данную историческую эпоху, и истинное положение нашего монастыря на протяжении нескольких столетий пока остается загадкой.

Однако уже в наши дни старожилы села Костомарово вспоминают рассказы своих дедов и прадедов о том, как по ночам у пещер они видели монахов в остроконечных колпаках. Убедительных и достоверных свидетельств о монашеской жизни в Костомаровских пещерах мы не находим и в документах периода XVIII-XIX веков, несмотря на тщательный учет всех действующих храмов и монастырей, который вели консистории в данную историческую эпоху, и истинное положение нашего монастыря на протяжении нескольких столетий пока остается загадкой. (фото 18)

В XX столетии после революции 17-го года две хорошо известные пещерные обители: Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский мужские монастыри были закрыты и разорены. Но в Костомаровских пещерах тайно несли свой молитвенный подвиг некоторые подвижники. До недавнего времени были живы люди, которые рассказывали, как в середине 20-х годов они собирали одежду и продукты для скрывавшихся в пещерах монахов. Особой известностью в те времена пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. За святость жизни и сердечную простоту он был щедро наделен духовными дарами, силу которых испытали на себе многие жители окрестных селений, обращавшиеся к нему за молитвенной помощью.

В XX столетии после революции 17-го года  две хорошо известные пещерные обители: Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский мужские монастыри были закрыты и разорены. Но в Костомаровских пещерах тайно несли свой молитвенный подвиг некоторые подвижники. До недавнего времени были живы люди, которые рассказывали, как в середине 20-х годов они собирали одежду и продукты для скрывавшихся в пещерах монахов. Особой известностью в те времена пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко), уроженец села Белогорье.  За святость жизни и сердечную простоту он был щедро наделен духовными дарами, силу которых испытали на себе многие жители окрестных селений, обращавшиеся к нему за молитвенной помощью.  (фото 19)

Сохранились рассказы об удивительной прозорливости блаженного Петра. Свои предсказания, по примеру многих святых, он облекал в притчи, смысл которых становился понятным после совершения предсказанных событий. Так, те храмы, которые горько оплакивал старец, после революции были разрушены. Незадолго до начала Великой Отечественной войны блаженный Петр делал из придорожной пыли холмики, похожие на могилы. Обладал он и даром врачевать душевные и телесные недуги. Многие сельские жители, страдающие тяжелыми болезнями, получали от него ощутимую помощь и исцеление, о чем сохранились письменные свидетельства очевидцев. В конце тридцатых годов блаженный Петр был арестован и отправлен в Острогожскую тюрьму. Там, по официальным данным, он скончался. Но существует предание о том, что старец исчез из закрытой камеры, подобно апостолу Петру. Для того чтобы развеять эти слухи, тюремные власти вынесли тело умершего человека с закрытым лицом и объявили, что это скончавшийся Петр Еремеенко.

Сохранились рассказы об удивительной прозорливости блаженного Петра. Свои предсказания, по примеру многих святых, он облекал в притчи, смысл которых становился понятным после совершения предсказанных событий. Так, те храмы, которые горько оплакивал старец, после революции были разрушены. Незадолго до начала Великой Отечественной войны блаженный Петр  делал из придорожной пыли холмики, похожие на могилы. Обладал  он и даром врачевать душевные и телесные недуги. Многие сельские жители, страдающие тяжелыми болезнями, получали от него ощутимую помощь и исцеление, о чем сохранились письменные свидетельства очевидцев. В конце тридцатых годов блаженный Петр был арестован и отправлен в Острогожскую тюрьму. Там, по официальным данным, он скончался. Но  существует предание о том, что старец исчез из закрытой камеры, подобно апостолу Петру. Для того чтобы развеять эти слухи, тюремные власти вынесли тело умершего человека с закрытым лицом и объявили, что это скончавшийся Петр Еремеенко. (фото 20)

Сейчас трудно подтвердить или опровергнуть это предание. Несомненно, блаженный старец Петр был великим подвижником веры и благочестия, освятившим своими горячими молитвами Костомаровские пещеры в годы кровавых гонений и поддержавшим своими благодатными дарами дух простого народа в трудные безбожные времена.

 Сейчас трудно подтвердить или опровергнуть это предание. Несомненно, блаженный старец Петр был великим подвижником веры и благочестия, освятившим своими горячими молитвами Костомаровские пещеры в годы  кровавых гонений и поддержавшим своими благодатными дарами дух простого народа в трудные безбожные времена.  (фото 21)

Сейчас в память о молитвенных подвигах этого удивительного старца на горе воздвигнута часовня, внутри которой возвышается деревянный крест, а снаружи на восточной стене находится мозаичная икона священномученика Петра (Зверева), возглавляющего сонм новомучеников и исповедников воронежских, к которым по праву можно отнести и блаженного Петра Еремеева.

Сейчас в память о молитвенных  подвигах  этого удивительного старца  на горе воздвигнута часовня, внутри которой возвышается деревянный крест, а снаружи на восточной стене  находится мозаичная икона священномученика Петра (Зверева), возглавляющего сонм новомучеников и исповедников воронежских, к которым по праву можно отнести и блаженного Петра Еремеева. (фото 22)

Когда старец Петр навсегда покидал Костомаровские пещеры, он сказал: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Эти слова оказались пророческими. В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в пещерном храме села Костомарово официально было разрешено совершать богослужения. Община, которая образовалась вокруг Спасского храма, по своему укладу напоминала монастырь, куда из разных мест приезжали паломники и духовно страждущие люди. В эти годы в пещерной церкви подвизался юродивый, называвший себя Андрюшкой. Он был уроженцем села Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области, имя его было Андрей Васильевич Попов. Во время войны в одном из кровопролитнейших боев он единственным из всех однополчан остался в живых. После сражения его тяжело раненым подобрали подоспевшие русские солдаты и отправили в госпиталь. Придя в себя, Андрей Васильевич принял решение всю свою жизнь посвятить Господу. Вернувшись с фронта, он в скором времени удалился в Костомаровские пещеры. В Спасском храме, по свидетельству очевидцев, он вместе с другими подвижниками расширил и углубил пещерные ходы и создал второй придел в честь свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. В этот период в блаженном Андрее открылся дар прозорливости, который он покрывал притчами и юродством. Пребывая в многолетнем затворе, блаженный старец претерпел сильную духовную брань, которую отразил в своем письменном творчестве, имеющем своеобразную художественную форму, изобилующую иносказаниями и пророчествами по подобию псалмов. Незадолго до нового закрытия Костомаровских пещер блаженный Андрей подвергся нападению со стороны представителей власти во главе с председателем Юдинского сельсовета. Его жестоко избили, опалили бороду свечами и хотели арестовать. Но Господь чудесным образом избавил его от обидчиков. Последние годы жизни старец провел в семье благочестивой женщины, недавно почившей. В ее доме под печкой он вырыл себе пещерку, где продолжил свои затворнические подвиги. Умер блаженный Андрей в 1982 году и был похоронен в селе Залужное Лискинского района Воронежской области.

  Когда старец Петр навсегда покидал Костомаровские пещеры, он сказал: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Эти слова оказались пророческими.  В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в пещерном храме села Костомарово официально было разрешено совершать богослужения. Община, которая образовалась вокруг Спасского храма, по своему укладу напоминала монастырь, куда из разных мест приезжали паломники и духовно страждущие люди. В эти годы в пещерной церкви подвизался юродивый, называвший себя Андрюшкой. Он был уроженцем села Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области, имя его было Андрей Васильевич Попов. Во время войны в одном из кровопролитнейших боев он единственным из всех однополчан остался в живых. После сражения его тяжело раненым подобрали подоспевшие русские солдаты и отправили в госпиталь. Придя в себя, Андрей Васильевич принял решение всю свою жизнь посвятить Господу. Вернувшись с фронта, он в скором времени удалился в Костомаровские пещеры. В Спасском храме, по свидетельству очевидцев, он вместе с другими подвижниками расширил и углубил пещерные ходы и создал второй придел в честь свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. В этот период в блаженном Андрее открылся дар прозорливости, который он покрывал притчами и юродством. Пребывая в многолетнем затворе, блаженный старец претерпел сильную духовную брань, которую отразил в своем письменном творчестве, имеющем своеобразную художественную форму, изобилующую иносказаниями и пророчествами по подобию псалмов. Незадолго до нового закрытия Костомаровских пещер блаженный Андрей подвергся нападению со стороны представителей власти во главе с председателем  Юдинского сельсовета. Его жестоко избили, опалили бороду свечами и хотели арестовать. Но Господь чудесным образом избавил его от  обидчиков. Последние годы жизни старец провел в семье благочестивой женщины, недавно почившей.  В ее доме под печкой он вырыл себе пещерку, где продолжил свои затворнические подвиги. Умер блаженный Андрей в 1982 году и был похоронен в селе Залужное Лискинского района Воронежской области. (фото 23)

9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но, промыслом Божиим, этому плану не дано было осуществиться.

  9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но, промыслом Божиим, этому плану не дано было осуществиться. (фото 24)

До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. Стены закоптили факельной гарью и изрезали различными надписями случайные посетители и искатели приключений. Некоторые особо «предприимчивые» люди из числа местных жителей для устройства своих погребов спилили древние меловые дивы, расположенные над храмами. Уцелели только две живописные скалы над входом в Спасский храм и причудливая дива в виде башни, у подножия которой заметен обвалившийся спуск.


 До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении.  Стены закоптили факельной гарью и изрезали различными надписями случайные посетители и искатели приключений. Некоторые особо «предприимчивые» люди из числа местных жителей для устройства своих погребов спилили древние меловые дивы, расположенные над храмами. Уцелели только две живописные скалы над входом в Спасский храм и причудливая дива в виде башни, у подножия которой заметен обвалившийся спуск. (фото 25)

В 1993 году начались работы по расчистке Костомаровских пещер. На протяжении нескольких лет ими руководил протоиерей Александр Долгушев, который в то время был благочинным Острогожского округа Воронежской епархии. В 1997 году здесь был открыт Спасский женский епархиальный монастырь. На совершенно пустое место, расположенное у подножия меловой горы с заброшенными пещерными храмами приехали три насельницы, в числе которых была первая настоятельница монастыря игумения Серафима (Иванова). С этих трех сестер и началась монашеская жизнь в древней обители. Много душевных и телесных сил пришлось им приложить, чтобы на пустом месте возродить монастырь. Но Божие благословение было на этом месте, и «процвела пустыня, яко крин». В монастырь стали приходить новые сестры, желающие нести подвиг монашеского жития.

  В 1993 году  начались работы по расчистке  Костомаровских пещер. На протяжении нескольких лет ими  руководил протоиерей Александр Долгушев, который в то время был благочинным Острогожского округа Воронежской епархии. В 1997 году здесь был открыт Спасский женский епархиальный монастырь. На совершенно пустое место, расположенное у подножия меловой горы с заброшенными пещерными храмами приехали три насельницы, в числе которых была первая настоятельница монастыря игумения Серафима (Иванова).  С этих трех сестер и началась монашеская жизнь  в древней обители. Много душевных и телесных сил пришлось им приложить, чтобы на пустом месте возродить монастырь. Но Божие благословение было на этом месте, и «процвела пустыня, яко крин». В монастырь стали приходить новые сестры, желающие нести подвиг монашеского жития. (фото 26)

За минувшие полтора десятилетия были полностью восстановлены пещерные храмы, в которых проводятся богослужения, построены храм Матери Божией «Взыскание погибших», три новых корпуса и хозяйственные помещения. Монастырь имеет гостиницу для размещения паломнических групп на 70 мест.

 За минувшие полтора десятилетия были полностью восстановлены пещерные храмы, в которых проводятся богослужения, построены храм Матери Божией «Взыскание погибших», три новых корпуса и хозяйственные помещения. Монастырь имеет гостиницу для размещения паломнических групп на 70 мест. (фото 27)

Спасский женский монастырь в настоящее время посещает большое число паломников из разных мест России, ближнего и дальнего зарубежья. Эта обитель привлекает не только удивительной и своеобразной красотой природы. Ее пещерные храмы свидетельствуют о поразительной, непостижимой духовной силе, которой обладали их безымянные создатели. Недостижимость и сокровенность их подвигов, твердое, неотступное стремление к своему Творцу, навеки запечатленное в могучих меловых сводах и столпах пещерных храмов, безмолвно смиряют нашу гордыню и пробуждает в душе память о вечном.

 Спасский женский монастырь в настоящее время посещает большое число паломников из разных мест России,  ближнего и дальнего зарубежья.  Эта обитель привлекает не только удивительной и своеобразной красотой природы. Ее пещерные храмы свидетельствуют о поразительной, непостижимой духовной силе, которой обладали их безымянные создатели. Недостижимость и сокровенность их подвигов, твердое, неотступное стремление к своему Творцу, навеки запечатленное в могучих меловых сводах и столпах пещерных храмов, безмолвно смиряют нашу гордыню и пробуждает в душе память о вечном. (фото 28)

Как доехать: (дорога к монастырю хорошая в любое время года, в зимнее время ежедневно чистится)

На общественном транспорте:

Из Воронежа по железной дороге через Острогожск до станции Евдаково (Каменка) или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до поселка Каменка (ж/д станция Евдаково). Далее до села Костомарово можно доехать на такси или попутным транспортом.

На автомобиле:

Расстояние от Воронежа до села Костомарово составляет примерно 180 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж - Костомарово займет около двух часов. Часть пути от Воронежа до г. Лиски (ок. 90 км.) проходит по трассе М4 “Дон”. После правого поворота с трассы по указателю на город Лиски (ок. 30 км.) - по кольцу налево до следующей кольцевой развязки с указателем “Острогожск”. Далее проезжаем Пухово, двигаемся до Каменки, в которой установлены указатели “Монастырь”.

Из Воронежа можно проехать и другой дорогой, выехав из Юго-Западного района, в направлении города Курск, свернуть на Острогожскую дорогу, далее не заезжая в Острогожск, через Каменку в Костомарово.
Проехать в Костомарово через Острогожск можно и из Ленинского района, двигаясь по улице Острогожской в направлении поселка Шилово. Далее через село Гремячье выезд на Острогожскую дорогу.

Как доехать: (дорога к монастырю хорошая в  любое время года, в зимнее время ежедневно чистится)

На общественном транспорте:

  Из Воронежа по железной дороге через Острогожск до станции Евдаково (Каменка) или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до поселка Каменка (ж/д станция Евдаково).  Далее до села Костомарово можно доехать на такси или попутным транспортом.

На автомобиле:

  Расстояние от Воронежа до села Костомарово составляет примерно 180 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж - Костомарово займет около двух часов. Часть пути от Воронежа до г.  Лиски (ок. 90 км.) проходит по трассе М4 “Дон”. После правого поворота с трассы по указателю на город Лиски (ок. 30 км.) -  по кольцу налево до следующей кольцевой развязки с указателем “Острогожск”. Далее проезжаем Пухово, двигаемся до Каменки, в которой установлены указатели “Монастырь”.

  Из Воронежа можно проехать и другой дорогой, выехав из Юго-Западного района, в направлении  города Курск, свернуть на Острогожскую дорогу, далее  не заезжая в Острогожск, через Каменку в Костомарово.
  Проехать в Костомарово через Острогожск можно и из Ленинского района, двигаясь по улице Острогожской в направлении поселка Шилово.  Далее через село Гремячье выезд на Острогожскую дорогу. (фото 29)

Нам очень повезло, что наша группа попала в это дивное место в такую хорошую погоду. Просто сказка...

Нам очень повезло, что наша группа попала в это дивное место в такую хорошую погоду. Просто сказка... (фото 30)

Такой простор, осень, а ни капельки не холодно...

Такой простор, осень, а ни капельки не холодно... (фото 31)

Здесь так уютно, тепло, спокойно...

Здесь так уютно, тепло, спокойно... (фото 32)

Окутывает ощущение того, что ты дома...

Окутывает ощущение того, что ты дома... (фото 33)

Даже для тех, кто достаточно далек от религии, одни виды, открывающиеся с вершин холмов, поразят воображение...

Даже для тех, кто достаточно далек от религии, одни виды, открывающиеся с вершин холмов, поразят воображение... (фото 34)

Такую красоту редко где можно увидеть...

Такую красоту редко где можно увидеть... (фото 35)

Пока пройдешься по всем пещерам, постоишь у каждой в очереди, потому что пещерки очень маленькие и в них входят по одному, потом зайдешь в каждую... В сознании происходит что-то невероятное...

Пока пройдешься по всем пещерам, постоишь у каждой в очереди, потому что пещерки очень маленькие и в них входят по одному, потом зайдешь в каждую... В сознании происходит что-то невероятное... (фото 36)

Здесь и душа, и разум вспоминают, что такое гармония...

Здесь и душа, и разум вспоминают, что такое гармония... (фото 37)

Вся суета отодвигается куда-то очень далеко...

Вся суета отодвигается куда-то очень далеко... (фото 38)

Мощный поток сознания, напоминающий бурную горную реку, не отличающуюся чистотой своей воды, в которой множество мелких и крупных веточек, песка и камушков, постепенно успокаивается...

Мощный поток сознания, напоминающий бурную горную реку, не отличающуюся чистотой своей воды, в которой множество мелких и крупных веточек, песка и камушков, постепенно успокаивается... (фото 39)

... и превращается в чистый, но не менее сильный ручей...

... и превращается в чистый, но не менее сильный ручей... (фото 40)

... в котором кристально чистая, прозрачная вода...

... в котором кристально чистая, прозрачная вода... (фото 41)

... И этот ручеек мелодично журчит...

... И этот ручеек мелодично журчит... (фото 42)

Даже несмотря на то, что те проблемы, которые все вместе вихрем закрутились в твоей голове, мигом не решатся, а ведь совершенно неизвестно, как они решатся и решатся ли вообще,...

Даже несмотря на то, что те проблемы, которые все вместе вихрем закрутились в твоей голове, мигом не решатся, а ведь совершенно неизвестно, как они решатся и решатся ли вообще,... (фото 43)

... но появляется твердое ощущение того, что они точно будут решены...

... но появляется твердое ощущение того, что они точно будут решены... (фото 44)

... И ты в этом ни чуточки не сомневаешься...

... И ты в этом ни чуточки не сомневаешься... (фото 45)

После прохождения по цепочке пещер, наша группа спустилась обратно и после небольшой передышки было предложено подняться на "голгофу", на которой установлен крест.

После прохождения по цепочке пещер, наша группа спустилась обратно и после небольшой передышки было предложено подняться на "голгофу", на которой установлен крест. (фото 46)

Видите перила? Это и есть та самая дорога.

Видите перила? Это и есть та самая дорога. (фото 47)

Несколько ступенек есть только в первой трети (не больше), дальше придется потрудиться своими силами...
Поначалу для меня этот подъем был немножко неудобен, сбивалось дыхание, но после открытия самой себе небольшого секрета, я очень легко забралась на эту гору, практически вспорхнула.
Удивило то, что на эту гору забирается очень много бабулек, причем не самого крепкого вида, и елают они это настолько легко, что просто диву даешься...

Несколько ступенек есть только в первой трети (не больше), дальше придется потрудиться своими силами...
Поначалу для меня этот подъем был немножко неудобен, сбивалось дыхание, но после открытия самой себе небольшого секрета, я очень легко забралась на эту гору, практически вспорхнула.
Удивило то, что на эту гору забирается очень много бабулек, причем не самого крепкого вида, и елают они это настолько легко, что просто диву даешься... (фото 48)

На этой фотографии хочу немного остановиться подробнее перед последующими.
Можете объяснять это с точки зрения физики каким угодно образом, но после этого фото с камерой телефона произошло что-то невероятное, по следующим фотографиям вы поймете, что именно. Причем никакие манипуляции с камерой и телефоном не могли этого изменить...

На этой фотографии хочу немного остановиться подробнее перед последующими.
Можете объяснять это с точки зрения физики каким угодно образом, но после этого фото с камерой телефона произошло что-то невероятное, по следующим фотографиям вы поймете, что именно. Причем никакие манипуляции с камерой и телефоном не могли этого изменить... (фото 49)

Вот так стала снимать камера! Безо всяких спецэффектов...

Вот так стала снимать камера! Безо всяких спецэффектов... (фото 50)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 51)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 52)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 53)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 54)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 55)

Тот самый крест, которому все поднимаются.

Тот самый крест, которому все поднимаются. (фото 56)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 57)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 58)

По дороге в трапезную

По дороге в трапезную (фото 59)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 60)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 61)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 62)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 63)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 64)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 65)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 66)
 
По Святым местам. Костомарово. (фото 67)

После выезда из Костомарово я для интереса решила проверить, как будет снимать камера где-нибудь по дороге. Пожалуйста, всё вернулось в норму... Загадка...

После выезда из Костомарово я для интереса решила проверить, как будет снимать камера где-нибудь по дороге. Пожалуйста, всё вернулось в норму... Загадка... (фото 68)

Спасибо за внимание!

BOLGA1110

Спасибо огромное за такую познавательную экскурсию!Даже не знала о таком красивом и духовном месте.По дороге в гости к сестре мы приезжаем поблизости,но я и не знала мимо чего приезжаем,теперь обязательно постараемся заехать и своими глазами посмотреть на это чудо Божье!!!!!!!

Любава Ш

На здоровье! Обязательно посетите этот монастырь! Это что-то невероятное! Здесь можно провести целый день, если позволяет время. Для меня это самостоятельное "чудо света"!

РОЗА 69

Спасибо, с удовольствием провела с вами время....

Любава Ш

Пожалуйста )))) мне очень приятно )))))

Кузмина Галина

Как здорово!Не могу,конечно,сказать:"как будто там побывала"

Это особая энергетика,которую не сможет передать ни одна фотография.Но тем не менее я очень благодарна за этот репортаж

Спаси Господи!

Любава Ш

Точно! Пока не побываешь в таком месте, никакие описания, фотографии, рассказы не раскроют всего чуда, которые ощущает там! Уже когда я съездила в Костомарово, я поискала о нем в интернете информацию и нашла несколько записей блогеров с множеством фотографий. Вы знаете, я поймала себя на месте, что ни фотографии, ни рассказы совершенно не передают того, что видишь и чувствуешь в таком месте. Если будет возможность, обязательно посетить монастырь!

Пустовит Елена Ивановна

Любаша, я тоже очень Вам благодарна за эту экскурсию!!!супер!жму рукублагодарю

Любава Ш

Рада Вас видеть, Елена Ивановна, на моих "экскурсиях "))))цветы

marusya04

Красиво и познавательно. Мне удалось только в Дивногорье побывать... Сюда меня не свозили, к сожалению. Правда я и в Дивногорье уходилась - съездили и в малые Дивы и в большие. И у подножья Больших Див я так поняла тоже монастырь, только мужской. Но в него мы не попали - был не приемный день. Но розы у ограды цвели роскошные))) А пейзажи какие, а пещеры меловые... Жутковато внутри. Мы с экскурсией попали в малых Дивах. Но впечатлений море!

Любава Ш

В Дивногорье я, к сожалению, не попала, а очень хотелось бы...