Приглашаю в гости к рекам Горного Алтая!

Тип работы
Событие

Фоторепортаж Экскурсия Приглашаю в гости к рекам Горного Алтая

В избранных: 4

Поделиться:

Добрый день всем! Сегодня мы отправимся на новую экскурсию по Горному Алтаю.

Добрый день всем! Сегодня мы отправимся на новую экскурсию по Горному Алтаю. фото 1

И снова все фотографии взяты из фотоальбома Семиволовой Светланы "Голубые воды Алтая". В Горном Алтае множество рек, озер, источников. На озера мы отправимся в другой раз, а сейчас - реки.

Две большие реки в Горном Алтае. Первая - Катунь (Кадын) в переводе с алтайского - госпожа, хозяйка. Дальше будет много фотографий Катуни, и вы поймете, что она действительно Госпожа, меняющая наряды и позволяющая себе гневаться и разносить все, что попадется под горячую руку, или тихая и кроткая, но всегда величественная, гордая и прекрасная в любом настроении.

Далеко за Чемалом (районный центр), в районе Ороктойского моста Катунь очень узка: всего 20 метров, но имеет самую большую глубину - больше 70 м. Река зажата черными скалами, мне они кажутся застывшей вулканической лавой. Зрелище жуткое и красивое одновременно. Порог носит название Тельдекпень.

По легенде задумал могучий алтайский богатырь Сартакпай со своим сыном построить мост через Катунь. Но Эзи - водный дух - воспротивился и согласился только под предлогом, что богатыри во время постройки моста не будут говорить с женщинами. Богатыри дали клятву. Они выбрали узкое место на Катуни, называемое Тельдекпеном, верстах в 30 от Чемала, и начали строить мост. Но не выполнил сын Сартакпая обета: загляделся он на красавицу, дочь алтайского хана. Разгневался, рассвирепел Сартакпай, узнав про нарушение клятвы сыном, разломал мост, разбросал камни и ушел...

Неоднократно строился мост в этом месте, но своенравная Катунь его так же неоднократно разрушала. В самом конце 90-х годов прошлого века был построен автомобильный мост, который цел до сих пор.

А вот так она расправилась с мостом в Элекмонаре в 2014г. Через несколько часов от него даже опор не осталось.

И с пешеходным в районе с. Аскат. А попутно корчевала вековые сосны.

После того, как Катунь успокоилась, берега были завалены разодранными в клочья деревьями.

Это не все, что нанесло на остров, с которого начинался мост в Элекмонаре, большую часть быстро-быстро, не боясь наводнения, растащили предприимчивые люди. Да и эти "дровишки" недолго задержались.

А вообще-то она само спокойствие....

Тишь да гладь...

Покой.

Катунь в августе.

Осенью от неё глаз оторвать невозможно!

А это Катунь в районе о. Патмос, в Чемале. Это она после половодья такая мутная.

Есть места, где по всему руслу из реки выглядывают скалы.

А здесь скалы слегка прикрыты драгоценной бирюзой.

А это Зубы дракона. Я о них в предыдущем репортаже рассказывала подробно.

По берегам растут сосны да березки. Белый, нетронутый снег только подчеркивает яркую красоту Катуни.

Мощные сосны как зеленые стражи по обеим берегам красавицы.

Притулился к сосне маральник. Если сорвать веточку зимой, поставить в воду - он зацветет.

Вот так он выглядит в конце апреля - начале мая. На несколько недель на берега и горы опускается нежнейшее розовое облако.

В какой-то из прошлых жизней я, вероятно, или сама была камнем, или вплотную с ними работала: скалы, валуны и булыжники - не проходящая моя слабость. Будь моя воля, я бы много-много камней собрала на усадьбе. Их у меня и так достаточно: красивые булыжники мы много лет и сами приносим и привозим отовсюду, и мне их дарят (даже из Кемерова есть два). Может быть летом проведу вас по своим каменным композициям.

Ну разве не красота эта нависшая над водой огромаднейшая скала?!

А этот каменный монстр?!

А в такие наряды обряжает свои камни Катунь.

Ваяет от скуки ледяные скульптуры...

Рисует узоры...

А это март. Березки застыли в ожидании тепла.

Обычная картина: подледный лов. Светлана назвала это фото "Мольба рыбака на Катуни". Немного удивляет, почему он не накрыт сверху, ведь обычно самого рыбака не видно, только бесформенная кучка на льду. Вроде бы так они сами видят рыбу, а она их нет.

Хариус- гордость наших рек и речушек. Рыбаки по нему, действительно, с ума сходят: рыба хитрая и осторожная. Как Света умудрилась её снять - загадка, я за свою жизнь ни одной рыбки в реке не увидела, только уже пойманную.

А теперь посмотрим более мелкие речки - притоки Катуни. Место слияния Катуни и Чуи называется Чуй-Оозы — буквально переводится как устье Чуи. Здесь чистые воды Катуни принимают мутно-белёсые воды Чуи. (ЧУя. Здесь и дальше буду в названиях рек выделять заглавной буквой ударный гласный, ведь каких только прочтений наших непривычных уху названий не разнесли по России туристы!)

На Чуй-Оозы. Неожиданно-не наш пейзаж!

Эта гора просто поразила мое воображение. Она расположена над слиянием рек, можно разглядеть голову богатыря и голову лошади. Вы увидели? Я сначала ничего не заметила, пока не нашла в интернете сайт "Алтай туристический", а там - картина.(Этот и следующий слайды с сайта "Алтай туристический", жаль, автор картины не указан, и я не сумела в интернете его найти).

Картина с подчеркнутыми контурами весит в кафе-столовой, расположенной немного дальше по трассе от слияния. Богатырь-то четко видится, а голова лошади (справа от богатыря) видна лучше на фотографии горы. А дочь моя предполагает, что голова лошади слева рядом, если это так, то лошадь довольно странная, я хоть и безухую вижу, но очень похожую на настоящую.. Перерыла весь интернет, легенду не нашла, но понимаю, что она должна быть обязательно. Попробую порасспрашивать, вдруг кто знает, и сразу тогда с вами поделюсь.

Река Сема (СемА) в некоторых местах похожа на большой бурный ручей.

Такая мелкая! я вижу её, в основном, летом и не могу понять, каким образом здесь могут проходить соревнования по водным видам спорта. Но они проходят регулярно.

Совсем скоро, 29 апреля, стартует Фестиваль на бурной воде «Праздник на воде – Сема – 2016». (фото с сайта Правительства РА).

Автомобильный мост недалеко от места слияния Катуни с Семой.

КубА. Перевод с алтайского — бледная, бледно-желтая, светло-серая, мутная. Приток реки Чемал. На берегу Кубы -знаменитая Кузлинская Поляна, на которой проводятся праздники и фестивали различного уровня.

А это река Чемал (ЧемАл).

Ничего об этом камне на берегу Чемалки не знаю, но вижу чьё-то лицо. А вы? И как красиво яркое каменистое дно!!!!

На реке Чемал построена единственная в Горном Алтае гидроэлектростанция. Плотина ГЭС перекрывает реку, образуя Чемальское водохранилище, через 300 метров Чемал впадает в Катунь.

При впадении прозрачного Чемала в мутную Катунь образуется четкая граница между двумя реками. Фото сделано с Козьей тропы, по которой можно пройти с ГЭС на о. Патмос. Впереди виден узкий проход в скалах ущелья, он называется "Ворота Сартакпая" по имени богатыря — героя алтайского эпоса, о котором я уже неоднократно вспоминала.

Река Эликманар (на последний слог ударение).

Место слияния с Катунью. (фото Кошевой Н.И.). Любимое место купальщиков: не особо глубоко, как в Катуни, и не мелко, как в Эликманарке, удобный подход с обеих сторон.

А это то же, что и на предыдущем фото, устье Эликманарки в 2014г. Если хочется сравнить, то в экскурсии "Вот моя деревня" есть фотография этого же места (слайд 5), где обе реки спокойны и миролюбивы. Теперь купаться больше негде: устье Эликмонарки обзавелось отвесными стенами из нанесенных рекой камней.

Вот, кстати, нашла сегодня на Одноклассниках свежее фото пользователя˙·•●♥๑ஐ♥ღANNA ஐ♥ღ๑♥●•·˙: такими стали берега Эликманарки. Сравните со слайдом 47 и оцените мощь этой маленькой речушки во время наводнения, а заодно попробуйте представить, какой грохот стоял несколько дней, пока она ворочала валуны и камни.

Река Куюм. По-алтайски Кайым — «бурлистая, пенистая пучина». КуЮм.

Река славится рыбалкой на хариуса.

И ска-а-а-лы!!!! Ну разве не чудо?!

А это место называется Усть-Куюм. Здесь Куюмка впадает в Катунь.

Две горные реки – Большая и Малая Громотухи спускаются с гор в направлении Уймонской долины.

Течение рек бурное и стремительное, вода с большой скоростью устремляется вниз, издавая "громыхающий" шум, отчего и появилось такое название рек и перевала Громотуха, высота которого 2580 метров.

Реки Большая и Малая Громотухи впадают в Коксу. (КОксу).

Ее название переводится как "синяя река".

Кокса имеет множество мелких притоков, сливаясь, они формируют довольно бурную горную реку.

.
Лишь в районе Абайской степи течение реки более спокойное.

Би́я. Вторая крупная река в республике Алтай. Алтайское название Бий-суу: бий — «господин», суу — «вода». В верхах Бии много порогов,водоворотов, перекатов.

Бия - единственная река, выходящая из Телецкого озера. Этот мост как бы отделяет реку от озера - здесь исток Бии (если в таком случае можно так назвать начало реки).

Иногда кажется, что это очень мелкая река: так прозрачна её вода круглый год, этим она отличается от Катуни, вода которой в летний период мутна. Да и подход к реке чаще более пологий, чем на Катуни.

Большое количество скал делает реку необычайно живописной.
Пришла пора рассказать легенду о слиянии Катуни и Бии в Обь. Таких легенд несколько.
Первая. Женщина (Катунь) стремительно бежала вперед и хотела перебежать дорогу мужчине, но мужчина (Бий) в быстром беге первый пересек ей путь и заключил в свои объятия. Так две кипучие жизни сливаются воедино и образуют один мощный спокойный поток.
Вторая. В ней снова появляется красавица Катунь, сбежавшая от отца к молодому пастуху Бию. Несмотря на погоню, они сумели убежать и слились в любви.

Третья (самая прозаическая). Две своенравные реки объединили свои воды и принялись спорить, чье имя дать получившейся реке. Свара затянулась надолго, наконец, не выдержал Хан-Алтай и велел им называться Обью, что значит "обе".
Сливаясь, Бия и Катунь, образуют одну из величайших рек Сибири - Обь. Две главные реки Алтайских гор сливаются возле Иконникова острова, немного ниже города Бийска. На речном указателе стоит «Катунь + Бия = Обь». Воды Бии и Катуни разного цвета, и долгое время они текут не смешиваясь. (Фото и сведения из газеты "Природа Алтая" № 11-12. 2011г., стр. 76).

Ну вот и еще одна экскурсия подошла к концу. Не знаю, как вас, но меня она, точно, утомила, уж очень долог процесс загрузки, да и еще, не дай Бог, собьешься! Все снова заново! Просто эти Светланины фотографии! грех их одной рассматривать, очень хочется, чтобы мой восторг от вновь открытой красоты родного края разделил кто-то еще! Спасибо всем, не вытерпевшим окончания загрузки и оставившим такие теплые отзывы.

Приятной прогулки!

Каримова Элина Сергеевна

Какая красотища!!! Очень люблю природу и всегда смотрю ваши фоторепортажи с удовольствием. Спасибо Вамсупер!цветы

Надежда Чумакаева

Спасибо! загрузку закончила, можно досмотреть до конца. А то Вам только куцый кусочек экскурсии достался.привет

Татьяна Василёк

супер!

Надежда Чумакаева

Таня, спасибо за просмотр! Теперь загрузку закончила полностью, если хотите, можно досмотреть до конца. Вам ведь только Катунь досталась, я добавила еще несколько рек и речушек.благодарю

Николай Михайлович Беликов

Я ещё вернусь!улыбаюсь

Надежда Чумакаева

Возвращайтесь, Николай Михайлович! Реки Горного Алтая ждут Вас!

Николай Михайлович Беликов

Чудо как красив горный Алтай! А рассказ чего стоит! Жаль, что мало... Спасибо, Надя, что показали такую жемчужину нашей страны!

Надежда Чумакаева

Николай Михайлович! Как же мало?! 2 дня и полторы ночи не покладая рук трудилась! 4 раза все слетало, приходилось практически снова все начинать! Но хотелось, конечно, еще больше фотографий показать, выбирала, а сердце кровью обливалось:так жалко, что не всё посмотреть сможете.

Николай Михайлович Беликов

Надя, но ведь смотреть и читать хочется еще, еще и еще...

Надежда Чумакаева

Постараюсь еще что-нибудь показать. Вот только придумаю, что вперед, и продумаю, как понятней рассказать обо всем...записываю

Ириша Коновалова

Очень хороший рассказ и фото замечательные. Я была на Катуни в декабре. Никогда не забуду этот бирюзовый цвет воды. Бесподобно, белый снег и бирюза. Спасибо.

Надежда Чумакаева

Ира, Вам и правда повезло: живая бирюза Катуни - зрелище незабываемое!  Но и на Ваших фотографиях такая манящая красота! Сразу к морю захотелось! И остальные Ваши фоторепортажи посмотрю обязательно, как только время выберу, чтобы не торопясь все рассмотреть.жму рукуцветы

мама.Вани.и.Маргоши

Действительно, очень красивые фотографии! Завораживающе красивые! Ваши репортажи  очень интересно смотреть и читать тоже!

Надежда Чумакаева

Спасибо!!! цветыцветыцветы

Махия

цветы

благодарюфото

Спасибо за такой фоторепортаж , просто райский! Спасибо ,Вам и Светлане!!!

Надежда Чумакаева

цветыцветыцветы

serman-lyuba

Боже,сколько труда вы вкладываете,чтоб показать нам такую красоту. Огромное спасибо,приятно,что есть люди, которые  дают возможность 

другим присоединится к прекрасному.

Надежда Чумакаева

Благодарна Вам за оценку!!! Я живу здесь 42 года и до сих пор не могу привыкнуть к нашим прекрасным местам. Говорят, "глаз замыливается", у меня этого, слава Богу, не происходит.

ГалинаВик

Надюша, от такой красоты глаз НЕ МОЖЕТ замылиться! На фото 43 я увидела лицо: анфас, кричащий рот, просматривается головной убор. Думаю, что это воин, идущий в атаку... Спасибо за фоторепортаж!!!

Надежда Чумакаева

А на 34 голова лошади, по  Вашему мнению, слева или справа от богатыря? Мы уже все переспорились, но к единому мнению так и не пришли.

ГалинаВик

Надежда, на 34 фото лошадь безусловно справа, ухо просматривается, во всяком случае я его вижу, грива ''выложена '' лесным массивом... Что касается мужского профиля ( именно профиля!), то он мне напоминает царскую особу: прямой длинный нос с явно выраженной ноздрей, взгляд то ли суровый, то ли очень сосредоточенный, глаз чётко просматривается, также видится корона на голове... Что-то от Ивана Грозного...Вот такие мои фантазии..

Надежда Чумакаева

Нет, Галя, все же он анфас, я перепутала, фото 35, а на 36 лицо четко прорисовано. Это Сартакпай  скорее всего, а он не менее суровый, чем Иван Грозный.

Валентина Острицова

  Завораживающая    красота !!!  Можно  сказать  ---   НЕЗЕМНАЯ    !!!   Большущее  Вам  спасибо   за  возможность  ею  полюбоваться   !!!   благодарюблагодарюблагодарю

Татьяна Проснякова

Надежда, спасибо огромное!!! Сколько же ликов у ваших рек, какая красота неимоверная! Уже мечтаем увидеть!

ЛюдмилаИ

Красота неземная.Замечательный репортаж.

Gavroshik

умопомрачительно, слов нет!

какие величественные виды природы, какая яркая, сшибающая с ног первозданная  красота,

спасибо за ваш труд , Надежда, по написанию этих живописных постов, непередаваемое чувство после просмотра!

Надежда Чумакаева

Марина, спасибо за Ваши, такие эмоциональные, комментарии! Я уже очень взрослая тетенька (у меня младшая дочь одного с Вами года), но как ребенок бываю  счастлива, когда чувствую искреннюю радость людей, для которых я собрала самую малую частичку окружающей меня КРАСОТЫ!

Gavroshik

цветыцветыцветынемножко понимаю ваши чувствасмущаюсь

когда читаю отзывы мастериц у себя, тоже порой такой наплыв эмоций!

спасибо вам еще раз, Надежда,  за ваш труд и за то, что делитесь невероятной красотой!!

Светлана Меренкова

Оооочень впечатляет и завораживает все увиденное! Просто не передать словами те чувства ,которые возникают при просмотре ......Благодарю за переданную красоту!

Надежда Чумакаева