Традиционная народная кукла "Пасхальная"

Событие

Кукла Мастер-класс Пасха Моделирование конструирование Папье-маше Шитьё Традиционная народная кукла "Пасхальная" Дерево Клей Кружево Ленты Сутаж тесьма шнур Ткань

В избранных: 57
В избранных: 57
В избранных: 57
В избранных: 57

Поделиться:

Дорого дня!
Представляем еще одну нашу работу к Пасхе. Это традиционная народная кукла "Пасхальная".
Конечно же нет именно такой куклы, с таким названием. Мы придумали ее сами, как и раньше в старину наши предки придумывали куколок. Просто выбрали яркие цвета для ее платья, обязательное присутствие красного цвета, ну и кулича. А так в принципе это самая обычная куколка.
Кукла у нас получилась немаленькая более полуметра в высоту (55 см). Честно сказать мне больше нравится мастерить больших кукол.

Дорого дня!
Кукла у нас получилась немаленькая более полуметра в высоту (55 см). Честно сказать мне больше нравится мастерить больших кукол. фото 1

В этом мастер-классе я расскажу как можно применить новые материалы и инструменты, чтобы помочь себе в работе, что-то упростить. Изначально таких кукол делали из старой, отслужившей одежды, в работе не использовали острые предметы, даже ножницы, все кусочки отрывали руками. Были определенные этапы в изготовлении кукол, которым строго следовали. Часто куклу заговаривали, нашептывали ей нужные слова во время работы. Наши предки были язычниками, верили в злых и добрых духов и кукол мастерили на разные случаи жизни. Это были игровые и обережные куклы, каждая со своим смыслом и значением.
Те времена давно прошли. Сейчас эти куклы мастерят для игры детям или для украшения интерьера квартиры.
Кроме того появилось много новых материалов и инструментов, которые можно использовать в работе. Они экономят наше время и облегчают труд, а работа от этого не выглядит хуже. Одним из таких инструментов является клеевой пистолет. Я им пользуюсь для изготовления таких кукол, ну и конечно куда без ножниц, иголок и даже швейной машины. Мы же люди не суеверные, нам главное сделать красивую куколку!
Итак кому интересно, расскажу и я о некоторых приемах в работе. Может и вам пригодиться.

Дорого дня!

Платок украшает янтарная застежка в виде цветка. Лежала-лежала вот и пригодилась.

Дорого дня!

В руках наша русская красавица держит самодельный кулич, свечу и вербу. Будто собралась наша красавица на Пасху к родным, поздравить со светлым праздником.

Дорого дня!

Под платком нарядный повойник. Повойник - старинный головной убор замужних женщин. В нашем случае - это имитация повойника.

Дорого дня!

Косы длинные, русые.

Дорого дня!

Кулич - папье маше, глазурь - пат из белой акриловой краски и крахмала, цветная посыпка - бисер. Для изготовления кулича просто формируем из газеты основу, обклеиваем бумажными полотенцами или салфетками. Дальше готовим пат: смешиваем в густую массу крахмал и акриловую краску, выравниваем наш кулич. Сушим. А пат разводим пожиже, как сметанку и поливаем кулич сверху, имитирую облитую глазурь, сразу же посыпаем цветным бисером. Сушим. Потом раскрашиваем кулич коричневой краской. Покрываем кулич акриловым лаком. Сушим.

Дорого дня!

Итак основа. За основу можно брать различные материалы. Это может быть скрутка из ткани, пластиковая или картонная трубка или, как у меня, полено (толстая ветка). Мне больше нравится использовать в работе толстые ветки. Основа получается более устойчивой и есть в этом что-то от старины: куколка на поленце.
В этот раз я использовала ствол небольшой ели. Кто-то выкинул после нового года красавицу, вся осыпалась давно, а тут она мне на глаза попалась.
Муж отпилил нужную мне длину, очистил от сучков и коры.

Дорого дня!

Вот готовая основа. Мое деревце хоть и пролежало несколько месяцев, но было еще свежим, смолистым, пахло елью. Ствол пришлось пару дней просушить. А вообще для работы подойдут старые поленца, с них кора снимается легко, смолы нет.

Дорого дня!

Ткани, как я говорила выше, подобрали яркие, обязательно включили красный цвет. Тут дело фантазии и вкуса.
Конечно желательно, чтобы цвета сочетались, ткани "перекликались" между собой. Важна, как сказала героиня служебного романа секретарь Верочка, комбинаторность, сочетаемость.
Если бездумно, безвкусно использовать ткани, кукла будет выглядеть аляповато. Пусть это будут даже однотонные ткани, яркость и изысканность добавят детали: плетеный пояс, яркий платок, цветные кружева и т.п.
Еще для работы помимо ткани и полена-основы понадобятся: синтепон, клей, суровые нитки, тесьма/кружево/ленты, сетка или органза для подъюбника, ну и другие украшения по желанию.

Дорого дня!

Как мы выбрали цветовую гамму для этой куклы? В этот раз все решил этот платочек с ярким традиционным русским орнаментом. Решено было, что он станет основным украшеним для куклы.

Дорого дня!

Итак начнем. Предупреждаю сразу, что я не буду указывать размеры, я лишь хочу показать этапы работы, как это делаю я. Хочу показать некоторые моменты, которые помогут вам, без ущерба для работы, упростить процесс изготовления. Совсем необязательно делать народные куклы как это делали наши предки в древности.
Итак полено очищено, высушено. Само полено я оборачиваю куском бязи. Кусок размером достаточным обернуть полено.

Дорого дня!

Край бязи подгибаю и подклеиваю клеем.

Дорого дня!

Туго натягиваем на ствол, приклеиваем клеем к полену.

Дорого дня!

Ткань подклеиваем к стволу и, туго натягивая, к самой же ткани.

Дорого дня!

Открытый срез прячем внутрь. Верхний срез можно оставить открытым, он все равно скроется под головой.

Дорого дня!

Пару минут и наш ствол аккуратно обтянут тканью, при этом мы не использовали нити.

Дорого дня!

Теперь формируем голову. Я вырезаю круг синтепона. Размер зависит от высоты куклы. Вообще у этих куколок голова большевата относительно тела, хотя это как вы сами выберете.

Дорого дня!

Синтепон собираем на нитку, стягиваем, внутрь набиваем синтепон. Голову одеваем на ствол, подклеиваем горячим клеем.

Дорого дня!

Вырезаем квадрат из бязи, чтобы обтянуть голову. Я использую в работе суровые нитки.

Дорого дня!

Перед тем как примотать к голове кусок бязи, стараемся в области лица максимально расправить складки. Ткань притягиваем туго. Можно оставить лицо белым. Но у моей куклы белая блузка и, чтобы лицо и кисти не сливались с белой блузкой, я обтянула лицо еще одним куском бежевой ткани.

Дорого дня!

Руки у куклы также можно сделать по-разному. Наша куколка держит кулич, и чтобы руки не свисали плетьми, мы добавили им объема. Отрезаем два прямоугольника из бежевой/белой ткани, внутрь вставляем прямоугольники поменьше из плотной ткани. Закручиваем в трубочку.

Дорого дня!

Края трубочек приклеиваем горячим клеем, открытый срез прячем внутрь.

Дорого дня!

Ладони делаем из прямоугольников той же ткани. Просто сворачиваем их два раза в небольшие треугольники.

Дорого дня!

Открытый срез трубок подворачиваем внутрь, прошиваем швом вперед иголку, вставляем внутрь кисти рук и стягиваем.

Дорого дня!

Вот такие две толстенькие ручки у нас получились.

Дорого дня!

Руки приклеиваем по обе стороны, прямо под головой.
Для груди отрезаем прямоугольник. Внутрь для объема можно положить плотную ткань или синтепон.

Дорого дня!

Прямоугольник прошиваем по периметру, стягиваем, посередине перетягиваем ниткой. Приклеиваем в районе груди.

Дорого дня!

Теперь рубашка/блузка. Складываем ткань вдвое, вырезаем подобие рубашки. Рукава должны быть на пару сантиметров длиннее рук.

Дорого дня!

перед тем как сшить открытые срезы рубашки на рукавах я пришила кружево. Следите чтобы кружево на рукавах было пришито на одинаковом расстоянии.
Тут же на фото лежит сшитый повойник, вернее имитация. На два вида кружева я пришила присборенный кусок красной ткани.

Дорого дня!

Повойник немного выглядывает из-под платка. Шьем его размером примерно от уха до уха, также и приклеим.

Дорого дня!

Штобы одеть рубашку делаем небольшой вырез на горловине.

Дорого дня!

Примеряем, все сидит отлично.

Дорого дня!

Можно обернуть куклу простыми кусками ткани, не обрабатывая открытые срезы. Но гораздо красивее и аккуратнее, если предварительно ткань сшить в кольцо, также можно пришить всевозможные кружева и тесьму.

Дорого дня!

Обязательный атрибут - фартук. Размер на ваше усмотрение. Можно сделать прямым и небольшим как у меня, а можно сшить фартук до пола с пышными складками.

Дорого дня!

Мне захотелось, чтобы юбки у куклы выглядели пышными. Поэтому под цветные юбки я одела еще одну из сетки.

Дорого дня!

Сетку сложила вдвое, прошила швом вперед иголку, стянула в кольцо и одела на куклу. В нескольких местах для надежности юбку подклеила горячим клеем.

Дорого дня!

Теперь одеваем наши пестрые юбочки. Шов на юбках должен быть сзади. И юбки лучше одеть на разную высоту, чтобы одна выглядывала из-под другой.

Дорого дня!

Вот так!

Дорого дня!

Привязываем фартук.

Дорого дня!

Косички я сплела из шпагата для сада/огорода. Завязала цветные ленты.

Дорого дня!

Клеим к голове повойник и косы.

Дорого дня!

Аккуратно приклеиваем платок к голове. В области подбородка я пришила янтарную брошку, будто платок на нее застегнут.

Дорого дня!

Открытый срез блузки подворачиваем внутрь, прошиваем швом вперед иголку и стягиваем.

Дорого дня!

Кисти подклеила одну к другой и кулич просто вложила. При необходимости его можно просто вынуть.
Вот такая красавица к Пасхе у нас получилась!

Дорого дня!

Удачи в творчестве!!!

Шаира

Какая прелесть!

Olich Корнеева Ольга

Благодарю!

Кропотова Любовь

Прекрасный мастер-класс по народной кукле! Теперь я знаю,как "испечь" кулич как настоящий! Спасибо!!!

Olich Корнеева Ольга

Благодарю!

Ольга Невлянская

Восхитительно! давно собиралась сделать народную куклу, но после Вашего мастер-класса, руки прям чешутся. все достаточно просто и доходчиво объяснено!  В качестве основы можно взять,наверное, трубку от фольги, тогда и размер куклы уменьшится. браво

Olich Корнеева Ольга

Спасибо! Конечно трубка подойдет.

Elena Kiseleva

Спасибо за МК и советы! Пригодится!

Olich Корнеева Ольга

Спасибо за отзыв!

Л.П

Оленька,у Вас как всегда замечательный МК !!Просто и доходчиво объясняете!! Спасибо!! Много Ваших работ у меня в "заначке"!! Кое что пробовала сделать )) С удовольствием(всегда!!) смотрю-читаю!!Спасибо что делитесь!!

Olich Корнеева Ольга

Дорогого стоит читать такие отзывы! Ради этого и стараюсь!

Мне очень приятно! Спасибо!

Mvirtuozo

Олечка, две красавицы у тебя на первой фотке, залюбуешься!! А мы что то только Масленницу делали.. теперь снова захотелось :)

Olich Корнеева Ольга

Спасбо большое!!!

Юлия Гусько

вы как всегда на высоте!!!! молодец!!! очень понравился кулич! 

Olich Корнеева Ольга

Благодарю!!!

Bella Russa

Нарядно и празднично! И МК как всегда доходчивый и понятный!

Olich Корнеева Ольга

Благодарю!!!

КОН

ОЧЕНЬ КРАСИВО! Спасибо за МК!