Чтобы детям было понятно что и как мы будем рисовать, я подготавливаю картинку с пуантами балерины, музыку Чайковского и Моцарта (их произведения, на мой взгляд, больше всего похожи на танец балерин) и репродукции знаменитых художников, например, вот такие
(Поль Синьяк)
Рассказ (детям от 3 лет уже можно объяснять, до этого возраста просто рисуем ватными палочками, проговаривая тук-тук.. чтобы ребенок не размазывал, а именно стучал палочкой):
Однажды французские художники пришли на балет.. им очень понравились балерины и их туфельки, в которых можно было танцевать на носочках. Давайте и мы с вами попробуем показать, как танцуют балерины (пальчиками по столу, включаю музыку, пальцами изображаем балет ). Когда художники пришли домой, они решили, что тоже могут танцевать, как балерины, но не ногами, а кистью. И стали рисовать не мазками (показываю широкие движения кистью), а точками (показываю и говорю - Тук-тук). И вот какие картины у них получились (репродукции). Если посмотреть на них близко, можно увидеть много точек и непонятно, что нарисовано, но если отойти подальше, то точки складываются в картину. Туфельки балерин называются ПУАНТЫ, поэтому это направление начали называть Пуантилизм... Мы сегодня будем с вами тоже рисовать точками, но не кистью - это для нас пока трудно, поэтому для тренировки возьмем ватные палочки.
Дальше выбираем тему (мы так рисовали цветы, море с рыбками и елку). Поскольку сейчас новогодние хлопоты, покажу елку для разного возраста...
Карандашом намечаем контуры рисунка и начинаем планомерно заполнять его точками, палочки в течении работы необходимо менять несколько раз, я работаю БЕЗ ВОДЫ, беру полужидкую гуашь.
Это работа ребенка 2-х лет (фломастеры - точки).
Дети в этом возрасте только знакомятся со свойствами материала, поэтому должны проявлять себя свободно, а я потом оформляю их "каракули" во что - то конкретное. Например, здесь я сверху наложила трафарет елки - получилась открытка.
Это работа детей 3-4 лет (уже гуашью)
нарисовали палочками точки как попало на белом листе, я вырезала заранее трафарет елки, дети сами приклеили свои художества внутрь, получилась открытка в стиле пуантилизма.
Это работа "подготовишек" (дети от 5 лет)
Здесь уже ограниченное пространство для заполнения.
В идеале добиваемся того, чтобы от палочек перейти на кисть. (примерно к 7-8 годам)
Чем полезны такие упражнения с ватной палочкой?
- монотонность движений вырабатывает усидчивость, системность в работе, целеустремленность;
- палочкой невозможно работать "в кулаке" (как , например, цветным карандашом), поэтому придется взять ее правильно (как ручку), т.е. формируем правильное положение руки при письме;
- именно при движении "тук-тук" рука располагается правильно по отношению к листу (исчезают многие недостатки постановки руки при письме - заваливание, опущенная кисть, разворот руки в другую сторону... );
- палочкой можно работать любой рукой и левой и правой;
- учимся мысленно складывать части в целое, эти картины в целом сложны для привычного восприятия, развивают внимание, глазомер, цвето и формо - восприятие, координацию движений.
Я так подробно объясняю именно потому, что меня после занятий родители часто спрашивают: зачем это? почему? как?.. -))))
Работать палочками можно, начиная с самого раннего возраста (даем только 1 цвет краски, а не все сразу), так можно познакомить ребенка с красками без воды (меньше измажется, намочится) и подходит для тех детей, кто уже много рисовал кистью - надоело, хочется чего - то необычного.. интересного...
Удачного вам совместного творчества и приятных предпраздничных хлопот -)))
Очень интересно в Вашей творческой мастерской

Замечательные работы. Интересно всё рассказали про пуантилизм. Мы с сыном попробуем. Спасибо.
Прекрасные работы! Нигде такого еще не видела,обязательно сделаем с внучкой.
замечательное описание!
- даже самой захотелось порисовать ватными палочками(ай-ай-ай!)
А деткам-то наверное как нравится!
Очень красивые работы. И, главное, какую большую предварительную работу вы проделали! Интересная информация и его подача детям. Мои детки с кисточками и красками пока еще не дружат, попробую воспользоваться Вашим опытом. Большое спасибо