Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Пергамано


 55 из 96 
Тип работы
Техника
Материал

Открытка Пергамано Пергамано Бумага

Поделиться:

открытка.
Образы гусей и лебедей чрезвычайно распространены как в свадебных лирике и обрядах, так и в фольклоре вообще. Эти образы встречаются не только в русском, но и мировом фольклоре. На повозке, запряженной лебедями, путешествует по небу солнце. Гуси-лебеди — верные слуги Бабы-яги, которые уносят в лес Терешечку или других сказочных маленьких мальчиков. «Баба Яга принадлежала к категории Великих Матерей, хозяек подземного мира, связанных не только со смертью, но и с производительными силами природы, а, следовательно, и с благополучием родоплеменной (а затем и этнической) общности». Вечно сражающимися белым и черным лебедем представляли славяне Белобога и Чернобога. Все эти мифологические и сказочные сюжеты, по мнению Ронкина, сводимы к сюжету о солнечном умирающем и возрождающемся божестве. Гуси – лебеди здесь выполняют функцию посредников между «верхним» и «нижним» мирами.

В связи с этим особое значение приобретает пространственная характеристика. Гуси и лебеди находятся за лесом, то есть в потустороннем, Антимире. Одновременно это водные птицы, живущие на реке — символической границе между «верхним» и «нижним» мирами.

Следует обратить внимание и на цветовую характеристику. Лебедь — всегда белый, а гуси в песне имеют постоянный эпитет «серые». Интересно, что когда гуси-лебеди выступают как одно целое, цвет либо вообще не указывается, либо отмечается их белизна.

Из всей совокупности значений, связанных с белым цветом, для нас сейчас наиболее актуальной является сема «чистота», которая в тексте всего обряда прямо соотносится с темой целомудрия, которое представляется залогом благополучия существования всего общества в целом.

Так, перемещение белой лебеди в стаю серых гусей в знаменитой песне «Отлетала лебедушка», означает совершение брака и утрату невинности. Основное предназначение женщины — деторождение. Существовало представление о том, что находиться рядом с роженицей опасно, так как в этот момент открываются все границы между мирами и душа человека входит в тело младенца.

Все вышесказанное соотносится с сюжетом об умирающем и возрождающемся боге. Если лебедь находится над лесом и одновременно на реке, то это соответствует статусу невесты, которая занимает промежуточное положение между девушками и женщинами, еще шире — между живыми и мертвыми. Аналогичная пространственная характеристика и семантика цвета серый позволяют сделать вывод, что женщина вообще находится на границе мира живых и мира предков. Если гуси являются посредниками при умирании и возрождении солнечного божества, то женщина является посредником при рождении нового человека. Так еще раз реализуется сема «границы».

Пересечению границы, то есть символическому умиранию, предшествует получение невестой послания от сверхъестественных сил через анонимных посланников (голубей, галки, пчел и др.).

Летела галка,

Летела черная

Через терем.

Ударила галка,

Ударила черная

Крылом.

Не пора ль, Натальюшка,

С терема долой?

Чтоб тебя, галка,

Чтоб тебя, черная,

До меня?

Есть батюшка,

Есть родимый

У меня.

(«Народные песни», №59).
http://www.ruthenia.ru/folklore/kurguzova1.htm

открытка. 
      Образы гусей и лебедей чрезвычайно распространены как в свадебных лирике и обрядах, так и в фольклоре вообще. Эти образы встречаются не только в русском, но и мировом фольклоре. На повозке, запряженной лебедями, путешествует по небу солнце. Гуси-лебеди — верные слуги Бабы-яги, которые уносят в лес Терешечку или других сказочных маленьких мальчиков. «Баба Яга принадлежала к категории Великих Матерей, хозяек подземного мира, связанных не только со смертью, но и с производительными силами природы, а, следовательно, и с благополучием родоплеменной (а затем и этнической) общности». Вечно сражающимися белым и черным лебедем представляли славяне Белобога и Чернобога. Все эти мифологические и сказочные сюжеты, по мнению Ронкина, сводимы к сюжету о солнечном умирающем и возрождающемся  божестве. Гуси – лебеди здесь выполняют функцию посредников между «верхним» и «нижним» мирами.

В связи с этим особое значение приобретает пространственная характеристика. Гуси и лебеди находятся за лесом, то есть в потустороннем, Антимире. Одновременно это водные птицы, живущие на реке — символической границе между «верхним» и «нижним» мирами.

Следует обратить внимание и на цветовую характеристику. Лебедь — всегда белый, а гуси в песне имеют постоянный эпитет «серые». Интересно, что когда гуси-лебеди выступают как одно целое, цвет либо вообще не указывается, либо отмечается их белизна.

Из всей совокупности значений, связанных с белым цветом, для нас сейчас наиболее актуальной является сема «чистота», которая в тексте всего обряда прямо соотносится с темой целомудрия, которое представляется залогом благополучия существования всего общества в целом.

Так, перемещение белой лебеди в стаю серых гусей в знаменитой песне «Отлетала лебедушка», означает совершение брака и утрату невинности. Основное предназначение женщины — деторождение. Существовало представление о том, что находиться рядом с роженицей опасно, так как в этот момент открываются все границы между мирами и душа человека входит в тело младенца.

Все вышесказанное соотносится с сюжетом об умирающем и возрождающемся боге. Если лебедь находится над лесом и одновременно на реке, то это соответствует статусу невесты, которая занимает промежуточное положение между девушками и женщинами, еще шире — между живыми и мертвыми. Аналогичная пространственная характеристика и семантика цвета серый позволяют сделать вывод, что женщина вообще находится на границе мира живых и мира предков. Если гуси являются посредниками при умирании и возрождении солнечного божества, то женщина является посредником при рождении нового человека. Так еще раз реализуется сема «границы».

Пересечению границы, то есть символическому умиранию, предшествует получение невестой послания от сверхъестественных сил через анонимных посланников (голубей, галки, пчел и др.).

Летела галка,

Летела черная

Через терем.

Ударила галка,

Ударила черная

Крылом.

Не пора ль, Натальюшка,

С терема долой?

Чтоб тебя, галка,

Чтоб тебя, черная,

До меня?

Есть батюшка,

Есть родимый

У меня.

(«Народные песни», №59).
http://www.ruthenia.ru/folklore/kurguzova1.htm (фото 1)

фрагмент.

фрагмент. (фото 2)
svetlanazin

Интересная открыточка! супер! Спасибо за экскурс в фольклор!

artvinogradova

 Спасибо!Часть жизни посвятила увлечению этнографии). я так и не дождалась вашего адреса,т а сюда не умею посылать изображения.

Танечка-2002

Чудо!!!!!браво

Альбина Уфа

Шикарно!

artvinogradova

Всем спасибо за доброжелательные комментариисмущаюсь

ШМыГа

Очень интересная открытка! Любуюсь...браво

Пожалуйста, добавьте ссылку на источник с информацией...

artvinogradova

Здравствуйте! Конкретная ссылка не обязательна, поскольку  их много, нужно искать семантику гусей в свадебных обрядах. этнография - мой давнишний интерес, как впрочем и мифология, они помогают осмыслить жизнь вокруг.)

ШМыГа

Извините, но в Пользовательском Соглашениии, с которым Вы были согласны при регистрации на сайте, существует ТАКОЙ пункт:

"2.3. Запрещается не указывать имена авторов, публикуемых Пользователем Материалов, или источники публикаций (ссылки или выходные данные книг). Ссылки не должны нарушать требования п. 2.4."

Если бы этот текст был Вами изложен самостоятельно, но ведь это взято на каком-то сайте...

zxz Наталюшка zxz

Ой,как здорово!Браво!

artvinogradova

смущаюсь

hobby66

Интересная работа.бравоцветы

artvinogradova

спасибо!