Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Методический комментарий от автора рабочей тетради по технологии для 2 кл. «Волшебные секреты»

В первом классе дети уже познакомились с новым пособием по
технологии — рабочей тетрадью «Школа волшебников». Её главная задача — помочь
учащимся освоить основные навыки работы с инструментами и материалами. Как и в
учебнике для первого класса «Умные руки», задания рабочей тетради учат ребёнка
доверять своим рукам. Мастер, который умеет создавать новое — и есть настоящий
волшебник.

Учебник для второго класса называется «Уроки творчества».
Это значит, что параллельно с дальнейшим совершенствованием ручной умелости
должны развиваться способности к созданию новых образов. Ребёнок должен не
только знать «как», т.е. освоить технологический приём, но и понимать «что»,
какие объекты или образы можно выполнить данным способом. В рабочей тетради для
второго класса раскрываются некоторые приёмы и методы генерации творческих
идей, показано множество вариантов использования изучаемых технологий. Кроме
того, рабочая тетрадь решает ряд других задач.

  1. Самостоятельный
    выбор учащимися способа выполнения работы. Их может быть несколько:
    • По картинке. Ребёнок рассматривает
      картинку, где изображена итоговая работа, самостоятельно определяет
      порядок действий и выполняет поделку, если нужно, прибегая к эксперименту.
    • По схеме. Выполняет поделку по
      схемам и рисункам, которые отражают этапы работы.
    • По выкройкам. В конце тетради
      имеются выкройки к некоторым поделкам. Однако работа по выкройкам не
      предполагает обязательного копирования образца. Детали по-разному окрашены
      с двух сторон. Используя разные цветовые сочетания, меняя количество
      деталей и их расположение, можно получать большое количество идей.
    • По своему замыслу. Используя
      изучаемый приём, ребёнок сам
      придумывает и выполняет поделку.
  2. Самостоятельная
    оценка учащимися своих достижений. После каждой темы дети самостоятельно
    заполняют таблицу «Мои достижения». Они оценивают свою работу по некоторым
    показателям. Всего таких показателей семь, но за один раз оценивается не
    больше трёх.
    • Количество. Оценивается продуктивность
      работы, т.е. сколько изготовлено основных элементов или сколько сделано
      работ в данной технике. Этот показатель можно улучшать со временем,
      дополняя его результатами домашней работы. Записывается цифрами.
    • Мои чувства. Этот показатель
      отражает отношение к своей работе. Изображается значком, символом или
      небольшим рисунком, который ребёнок выбирает самостоятельно.
    • Аккуратность. Ребёнок обводит то
      количество звёздочек, которое, как он считает, отражает его результат.
      ***- Получилось замечательно, ** — получилось хорошо, * — я старался, но
      не всё получилось.
    • Способ выполнения. Здесь учащийся
      отмечает тот путь, который он выбрал для решения поставленной задачи: по
      картинке, по схеме, по выкройкам, по своему замыслу.
    • Количество идей. Здесь нужно
      записать количество вариантов, которые ребёнок придумал в качестве
      способов применения данной технологии. Если есть возможность, то и
      зарисовать их.
    • Сложность. Сложность своей работы
      ребёнок оценивает следующим образом. *** — Работа кажется мне сложной, **
      — работа средней трудности, * — работа для меня простая.
    • Композиция. Оценивается, насколько хорошо ребёнок
      расположил детали на основе. Вид записи — звёздочки или значки-символы —
      он выбирает самостоятельно.

    Таким образом, исследуя различные критерии
    оценки процесса и результата, дети понимают, что «не аккуратностью единой...» У
    каждого из них есть шанс найти свои сильные стороны, почувствовать собственную
    уникальность.

  3. Волшебные секреты.
    В этой тетради детям предлагается поиграть в некоторую игру. Загадочный сундучок,
    который держат в руках Мастер Клей и Волшебница Фантазия, содержит в себе семь
    свитков. Для удобства, вместо нумерации, каждый свиток окрашен в один из цветов
    радуги. На этих свитках — приёмы получения новых идей для творчества. Мы
    назвали их — Волшебные секреты. Однако, дети видят, что развёрнутые свитки
    пусты, на них ничего не написано. Дело в том, что новое знание должно быть
    осознанным. Ребята в состоянии сами разгадать эту загадку. Для этого нужно
    проанализировать предложенные работы, найти в них сходство и различие, понять,
    по какому принципу они объединены вместе на этой странице. Это понимание и
    приведёт их к открытию секрета. Да, их формулировки приведены в конце тетради.
    Но будет более ценно, если ребёнок запишет основную идею своими словами.
    Следует помнить, что фантазия детей может быть совершенно непредсказуемой. Они
    могут увидеть совсем иные закономерности и высказать другие идеи. С большим
    вниманием отнеситесь к их предложениям! И если тот «секрет», который подметил
    ребёнок, не частный случай, то обязательно записывайте его.

    Разгадать и записать секреты — не самоцель. Гораздо важнее
    научиться их применять и видеть их возможности. Они предлагают детям отойти от
    штампов, мыслить сразу в нескольких направлениях. Они дают возможность создавать
    новый продукт не когда-нибудь потом, когда подрастут, а прямо сейчас на стадии
    знакомства с новыми технологиями. Поэтому тетрадь делится на две части. В
    первой части дети знакомятся с этими секретами, а во второй — учатся применять
    их в новых условиях, на примере техники
    оригами.

    Однако, на уроках технологии дети знакомятся не только с
    бумагой. Они работают также с пластилином, с текстильными и природными
    материалами. Поэтому было бы замечательно, если бы применение этих секретов
    стало практикой каждого урока.

  4. Приложение с выкройками и цветной бумагой. В конце тетради
    находятся листы для отрезания. Они не являются обязательными для выполнения.
    Если ребёнок принял решение делать поделку по картинке или по своему замыслу,
    то выкройку он может использовать на своё усмотрение. Например, использовать
    цветные детали в другой работе. Специальная тонированная бумага с переходами
    цвета может также применяться по-разному. Из неё могут быть сделаны и листья, и
    перья павлина, и детали мозаики, и курочки, а также многое другое. Поэтому задания в тетради не привязываются к
    определённым страницам. Ребёнку предлагается найти бумагу в приложении
    самостоятельно.

    Рабочую тетрадь «Волшебные
    секреты» можно использовать на уроке, в кружке или творческой студии, для
    работы в группе продлённого дня, а также
    в кругу семьи. Если в начальной школе даётся всего один час в неделю на урок
    технологии, и нет возможности вести кружок, то работа с тетрадью должна
    занимать на уроке не более 10 мин. Разгадывание секретов — обсуждение задания -
    подведение итогов домашней работы. Основная же часть деятельности переносится
    на дом. И это тоже неплохо. Самостоятельная творческая работа дома — важное
    условие формирования креативной личности. Она приносит настоящее удовлетворение,
    развивает усидчивость, трудолюбие и уверенность в своих силах. Развитию всех
    этих качеств и способствует рабочая тетрадь.