Поделиться:
игра "Да-нет" горизонтальный вариант
игра "Да-нет" вертикальный вариант
использование значков
игра "Лифт"
использование значков ТРИЗ в составлении описательных рассказов
использование значков ТРИЗ в составлении описательных рассказов
использование значков ТРИЗ в составлении описательных рассказов
использование значков ТРИЗ в составлении загадок
книжки-малышки, изготовленные совместно с детьми и родителями
Требования к выпускнику ДОУ меняются, хотя в разное время это происходит с разной скоростью, сегодняшним дошкольникам в любом случае предстоит жить в мире, устроенном иначе, чем прежде.
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален, ибо качество сформированности ребенка программирует его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей технологии творчества. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!». Развить творческое воображение дошкольников можно при условии:
1. если технология ТРИЗ будет использоваться на учебных занятиях, в организации самостоятельной деятельности детей, в работе с родителями;
2. если система отношений педагога с детьми будет строиться на основе сотрудничества, а обучение будет носить проблемный характер;
3. если педагог будет владеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением;
4. если педагог будет обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.
Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т.п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.
Данный опыт поможет педагогам, начиная уже с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. Предлагаемый автором комплекс приёмов, направлен на развитие творческих и умственных способностей, поможет воспитателям стимулировать познавательные интересы детей, изменит их отношение к занятиям, окажет положительное влияние на уровень развития творческого воображения.
Теория ТРИЗ возникла в конце 40-х годов, Генрих Саулович Альтшуллер – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В дошкольный мир данная Теория пришла в 1987 году. В её основу вошло утверждение, что все системы возникают в силу объективных законов, путём преодоления противоречий. Академик Н.Амосов отмечал: «Я убеждён, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа». Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач.
В детском саду воспитателем я работаю более 15 лет. Когда первый раз услышала слово ТРИЗ, даже не могла предположить, что это такое. Но в 2010 году, пройдя обучение на модульных курсах «ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников». После обучения на курсах, просмотрев много методического и практического материала педагогов других ДОУ, взяв за основу пособие Гин, С. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений», я начала активно использовать этот метод в работе с детьми. В январе 2015 года выступала на городском семинаре-практикуме «Современные технологии в условиях ведения ФГОС ДО: ТРИЗ и РТВ», а в ноябре 2015 года провела мастер-класс по этой теме для педагогов ДОУ. Возможно, ТРИЗ до сих пор обсуждают, выискивая плюсы и минусы, неоднозначно к нему относятся и многие педагоги нашего ДОУ. Но я вижу только плюсы.
Творческая деятельность - эта та, что создаёт нечто новое, отличающее от образца. Чем больше информации - тем больше следов в мозге, чем больше мы будем знакомить детей с окружающей действительностью, тем больше будет поле для творческой деятельности ребёнка. Наш мозг способен творчески перерабатывать увиденное, мы сможем фантазировать будущее, но дети – нет. У них недостаточно это развито, им нужно подготавливать базу. Использование элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками, помогает увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерность развития. В дошкольной педагогике нет методов в привычном смысле слова, а есть инструменты, с помощью которых педагоги сами изобретают свою педагогику. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы. ТРИЗ не только педагогическая теория, ею можно пользоваться в любой сфере деятельности.
Что развивает в детях теория ТРИЗ? Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. Тех, кто умнее всегда пресекали, но тем не менее, жизнь диктует нам создание чего-то нового. В человеке борются два противоречия. ТРИЗ поможет детям научиться анализировать, решать разного рода проблемы.
Сущность опыта
Считаю, что данная технология актуальна при решении следующих задач:
- воспитание интереса ребенка к собственным открытиям;
- осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления;
- развитие у ребенка умения знать и любить себя;
- развитие творческого воображения, любознательности, фантазии дошкольников в процессе разнообразной деятельности;
- развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой;
- развитие у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
ТРИЗовское мышление – это объединение всех видов мышления + знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами решения творческих задач.
Принципы ведения занятий по ТРИЗ:
* тактические;
* стратегические.
Но всё это не убивая детства, а наполняя детство победами и радостью!
На занятиях с использованием приемов ТРИЗ всегда должно быть:
- интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно;
- лично полезно сейчас и потом;
- весело, эмоционально;
- должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.
Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости.
Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.
«Мы все здесь умные!» - это подхлестывает познавательный интерес, и это должно стать девизом для детей.
Технология опыта
Как и где использовать ТРИЗ:
* в воспитании у детей качеств творческой личности;
* в коррекции правильного звукопроизношения;
* в формировании словаря;
* в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;
* в развитии элементарных математических представлений;
* в развитии конструктивной деятельности.
В каждом ребёнке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи). Я начала такую работу с простых игр и упражнений, предлагаемых Л.А. Венгер «На что похожи?», «Волшебные картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки» с младшего возраста. Большое внимание уделяю систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши»; игры и игровые упражнения на обучение детей умению сужать поля поиска в пространстве «Лифт», «Да-нет» и другие. Постоянно использую в работе задачи-шутки, которые способствуют преодолению инерции мышления и являются гимнастикой для ума.(см. фото)
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я попробовала применить метод «Мозговой штурм». Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения.
Элементы ТРИЗ я применяю как в познавательном, так и творческом развитии детей.
Использование элементов ТРИЗ в разных видах деятельности я начала с использования схем (значков), обозначающих признаки объектов.
Начав работать с детьми среднего дошкольного возраста, попробовали описывать предметы, называя их характерные, явно выраженные признаки: цвет, форма, размер. Во время тематической недели «Я - человек», познакомила с детьми с анализаторами человека, их схематическими изображениями. Выяснили вместе с детьми, какой анализатор за что отвечает: уши слушают звуки вокруг нас, глаза смотрят вокруг нас, нос нюхает и улавливает запахи вокруг нас, рот, язык, зубы и губы помогают нам пережёвывать, измельчать пищу, произносить звуки речи и пробовать вкус пищи, руки и ноги выполняют какие-либо действия. Но самым важным открытием для детей, на тот период, стало – значение человеческого мозга в организме. Мы выяснили, что за всё у человека отвечает мозг, он самый главный человеческий орган, как и сердце. Без сердца человек не может жить, а без мозга - не может думать, чувствовать вкус еды, слышать звуки окружающего мира, видеть происходящее вокруг него, руки и ноги ничего не могут делать, т.к. не поступает команда от мозга. По ходу рассказа о «помощниках мозга», я выставляла перед детьми карточки-схемы (дети называют их «значки»), обозначающие признаки предметов: вкус, запах, звук, действие (см. фото)
Позже, подытожив всю работу, проделанную на данном этапе, я решила попробовать применить ТРИЗ и в составлении рассказов с помощью схем, и использовать это в работе с родителями. По окончании недели «Я - человек» я предложила родителям совместно с детьми заполнить дома таблицы, в которых нужно было нарисовать и подписать, что можно услышать, попробовать на вкус, почувствовать запах. Из 10 человек принесли заполненные таблицы 6 человек. Я собрала все заполненные таблицы и оформила их в книжку-малышку «Слышим, чувствуем, пробуем». Следующим нашим продуктом стала книжка-малышка «Витаминка», в которой дети совместно с родителями составляли рассказы о своих любимых фруктах или овощах, опираясь на схемы-признаки и план рассказа. в этот рассказ из 12 человек принесли рассказы 9 человек. Было видно, что родители охотно отзываются на эту форму взаимодействия с педагогом и детьми (см. фото).
Цели этой работы: внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах образовательной деятельности детей дошкольного возраста; сплочение детско-взрослого коллектива.
По мнению Сидорчук Т.А. дошкольники младшего возраста способны выделить 12 признаков объектов, дети среднего дошкольного возраста выделяют 16 признаков объектов.
Позже мы начали называть и использовать значки материал, из которого выполнен данный предмет, части предмета, их количество, температура, где это можно было выяснить, и появился значок «настроение, эмоции». На данном этапе в нашем использовании 5 значков анализаторов и 15 признаков объектов. В ближайшем будущем будет добавлены значки «пространство», «время», «влажность», «масса», «природный, рукотворный» (см. фото)
Во время тематической недели «Дружба», я загадывала ребятам загадки, в которых описывала подарки для гостей группы, опираясь на значки-признаки объектов. Дети увлечённо слушали и даже смогли разгадать мои загадки. Для составления загадок я использовала 8 значков-признаков, описывающих подарки для гостей (см. приложение). В конце тематической недели родителям предложила составить новый совместный с детьми рассказ «Подарок другу». Ребятам нужно было раскрасить рисунок, так будто бы это игрушка – подарок для друга и потом по значкам составить рассказ об этой игрушке. Так появилась наша следующая книжка-малышка «Подарок другу», в ней 9 рассказов из 10 предложенных родителям. Я уверенна, что эта форма работы положительна как для детей, для их познавательного и речевого развития, так и для детско-взрослых взаимоотношений в детском саду и дома. Ведь родители, выполняя дома такую работу, проводят вместе со своим ребёнком в сотрудничестве лишние 10-15 минут, а это наша маленькая победа.
Данная работа ведётся не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации, здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.
Результативность опыта
Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить:
мониторинг проводился на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления.
Если на конец года второй младшей группы высокий уровень составлял 9%, то на начало года средней группы он составил 24%, низкий уровень понизился с 62% до 11%.
Полученные результаты подтверждают положительные изменения использования технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального развития дошкольников.
Адресная направленность опыта
Данный опыт может использоваться творческими воспитателями в работе с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Трудоёмкость опыта
Педагогу, работающему по данной проблеме, необходимо овладеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением. Он должен обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.
Перспектива опыта
В будущем я планирую продолжить работу в этом направлении и расширить её, усложнив новыми значками-признаками и дав возможность родителям и детям самостоятельно находить информацию в различных современных источниках. Наша библиотека пополнится новыми книжками-малышками. А т.к. эта работа совместная, значит детско-взрослые отношения нашей группы будут становиться ещё более тесными. А наша работа эффективной для всестороннего развития наших детей.
Интересно!
Спасибо!
огромное спасибо за материал