Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Новые записи Урок

 
Кружок «Бумка». (БУМажная игрушКА)
23

Приложение к материалу: Развитие творческих способностей младших школьников  на основе изучения геометрического материала в системе Л.В.Занкова

Тема: «Виды треугольников. Плоскостное моделирование и конструирование. Аппликация из геометрических фигур — треугольников».

 

Цели занятия:

закрепить представления учащихся о разных видах треугольников (по углам, по сторонам); развивать наблюдательность, внимание, познавательные способности, логическое мышление, пространственное воображение; умение использовать геометрические термины, понятия; развивать умения и навыки конструировать; Формировать художественно-творческую личность; творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений; воспитывать коллективизм, взаимовыручку, любознательность.

Оборудование:

У учащихся: конверты с геометрическими фигурами, наборы цветной бумаги и картона, ножницы, клей, чертёжные инструменты, «Словарики настроений».

У учителя: набор геометрических фигур для игры «Третий лишний», бабочки с фигурами, запись фонограммы «Песенки треугольников», карта материков, фланелеграф, рисунки детей на тему: «Африканский Дед Мороз», треугольные пальмы, солнце и т.д.

Ход занятия.

1. Положительный настрой на занятие.

— Ребята, мы продолжаем наше путешествие по стране «Геометрия». Хочется узнать ваше настроение. Откройте ваши «Словарики настроений», выберите настроение. (дети делятся своим настроением, объясняя, почему оно такое).

2. Разминка.

— К нам на занятие сегодня пришли гости (входят три треугольника). Вы их узнали? Как вы догадались? (три стороны, три угла, три вершины).

— А какие треугольники к нам пришли? Докажите. (Тупоугольный, равнобедренный; прямоугольный, разносторонний; остроугольный, равносторонний).

— Треугольники споют нам свою песенку. (Звучит «Песенка треугольников» на мотив «Песенки о дружбе»).

«Песенка треугольников»

Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три.

Припев:
Все в нашем городе друзья,
Дружнее не сыскать,
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.

Три стороны и три угла,
И столько же вершин,
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.

Припев

— Спасибо треугольникам за песенку. Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какие стихи вы знаете о зиме? (звучат отрывки). А мы с треугольниками приглашаем вас на самый жаркий материк, который своими очертаниями тоже напоминает треугольник. Вы догадались, что это за материк? Действительно, это Африка. (Дети показывают на карте, открывается доска с оформлением: пальмы, бабочки, солнце и т.д.)

3. Развитие психических механизмов.

— Треугольники принесли нам свои задания. Задание первого треугольника: «Треугольные бабочки».

Треугольные бабочки

Что такое треугольник,
Знает даже и дошкольник.
Ну, а здесь их, посмотри:
Не один, не два, не три...
Ты фигуры рассмотри,
В них треугольники найди.
Сколько всех ты назови
И в ответе запиши.
Тебе помощь предлагаю
И подсказку сообщаю:
Три числа тебе даю,
Верно лишь одно.
( Дети выполняют задание).

4. Частично-поисковые задания.

— Следующее задание треугольников. Второй треугольник предлагает нам поиграть в игру «Третий лишний». Какой треугольник лишний и почему?

№ 3 — тупоугольный треугольник, остальные — прямоугольные.

№ 2 — разносторонний треугольник, остальные — равнобедренные.

 

№ 2 — прямоугольный треугольник, остальные — остроугольные.

№ 1 — равносторонний треугольник, остальные — равнобедренные.

Физминутка

1,2,3 — три стороны (повороты в стороны)

1,2,3 — три угла (руки на пояс, приседаем)

1,2,3 — три вершины (руки вверх, потягиваемся)

1,2,3 — треугольники пришли (шагаем на месте)

— Третий треугольник принёс нам очень интересное задание. У вас на столах лежат конвертики с треугольниками. Разделите их на три группы.

 1 вариант прямоугольные треугольники: № 1, № 3,

тупоугольные треугольники: № 5, № 4,

остроугольные треугольники: № 2, № 6.

2 вариант равносторонние треугольники: № 6,

равнобедренные треугольники: № 1, № 5, № 6,

разносторонние треугольники: №№, № 4.

5. Творческое задание.

— Скоро к нам придёт праздник Новый год. На выставке мы видим рисунки, на которых представлены ваши фантазии на тему: «Африканский Дед Мороз». Посмотрите, какие они разные, нет ни одного похожего деда Мороза. Но, всё-таки, их объединяет что-то. Вы догадались? Правильно, мешок с подарками. А какие подарки принёс Дед Мороз, я вас попрошу изобразить с помощью аппликации, но не совсем обычно. Я предлагаю вам надеть волшебные очки, через которые мы будем видеть наш мир треугольным. Но для начала нам надо вспомнить правила работы с ножницами.

— Итак, желаю вам удачи.

В это время учитель предлагает тест учителям, присутствующим на занятии, помогающий лучше узнать себя, свой характер (в тесте используются геометрические фигуры: треугольник, квадрат, окружность).

6. Итог занятия.

— Итак, снимаем волшебные очки, представляем свою работу (организуется выставка поделок). Замечательные работы. Африканские ребятишки будут очень рады таким подаркам на Новый год. Молодцы!

Дома я вам предлагаю поиграть в игру «Давай пофантазируем». (Желающие могут взять домой листок, на котором изображено пять треугольников и дорисовать их, объединив одной темой или картиной). Сочинить свою сказку или историю по полученной картинке.

 — Кто желает поделиться своим настроением в конце нашего занятия? (Дети делятся своим настроением).

Что я знаю о своих возможностях?

Идеографический тест

Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат — нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Рисунок выполняется трижды. На каждый даётся 30 секунд.

Посмотрите, какие разные человечки у вас получились. Большие и маленькие, грустные и весёлые; с головами разных форм, с головами разных форм и без них; с глазами, ушами и без них; у кого-то в рисунке преобладают треугольники, у кого-то — квадраты или круги. И это всё — о вас, о ваших способностях, о вашем характере. Те, кто прорисовал лицо, более общительны, чем те, кто этого не сделал. Руки и ноги, состоящие из нескольких деталей, говорят о хорошем «ручном» или «ножном» интеллекте их хозяина. Возможно, это занятия спортом, танцами, рукоделием, другими видами деятельности, требующими развитой «тонкой моторики».

Подсчитайте, сколько треугольников, кругов и квадратов содержит каждый человечек. Запишите около него полученное трёхзначное число. Подробности — конфиденциально.

Интерпретация рисунков

Предпочтение фигур.

Треугольник. Склонность к организаторской деятельности, доминированию, стремление к успеху, повышенный уровень притязаний. Устойчивость к стрессу, быстрота, решительность, активность.

Круг. Легко устанавливает поверхностные контакты. Возбудимый, истощаемый, мягкий, чувствительный тип.

Квадрат. Интровертированный тип, последовательность в принятии решений, склонность к техническим видам деятельности.

Нет рук или ног — защитные реакции, отказ от контактов.

Руки или ноги состоят из нескольких элементов — высокая двигательная активность, хорошо развит «ручной интеллект»; склонность к занятиям спортом, танцам, рукоделием (тонкая моторика).

Руки подняты вверх — агрессия.

Предмет на голове — тревожность, скрытая агрессия.

Предмет на животе — заботливость.

Лицо — непрорисованное — снижена потребность в общении;

прорисованное — общительность, эмоциональность.

Только глаза и уши — тревожность.

Голова — в норме в виде круга. Разные головы на трёх рисунках или в виде треугольника и квадрата — протестные реакции.

Наличие шеи говорит о чувствительности, ранимости, обидчивости.

Расчленённое тело или его отсутствие — психотравмирующий фактор

Мелкий рисунок, особенно расположенный в нижней части листа — заниженная самооценка, скованность.

Подсчитывается количество треугольников, кругов и квадратов и записывается в виде трёхзначного числа.

К первому типу относятся все формулы, начинающиеся на 9, 8, 7,6. Это люди с высоким уровнем притязаний, стремлением к доминированию, и хорошими коммуникативными способностями. У них сильная нервная система. Они разбираются в людях, умело классифицируют и перерабатывают информацию. Тип руководителя, хорошие преподаватели.

Второй тип. Формулы, начинающиеся на 5. Это ответственный исполнитель, обладающий организаторскими способностями. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. Неконфликтен. Интуитивен. Проявляет высокую требовательность к себе и другим, часто работают за пределами своих возможностей. Характерна психологическая защита по типу самообвинения. Склонны к заболеваниям психосоматического характера.

Третий тип. Формулы, начинающиеся на 4. Тревожно-мнительный тип. Отличается разнообразием интересов и талантов. Возможны трудности адаптации, склонность к индивидуальной работе. Нерешительность, неуверенность в себе, ранимость. Свойственны сомнения в своих силах и возможностях, несмотря на то, что у него получается всё, за что берётся.

Четвёртый тип. Формулы, начинающиеся на 3. Тип учёного. Легко абстрагируется от реальности, рационален, объективен. Свойственна спонтанность и противоречивость поведения и деятельности. Продуктивен в условиях жёсткой регламентации. Хорошо переключается с одного вида деятельности на другой. Психологическая защита по типу рационализации.

Пятый тип. Формула начинается на 2. Интуитивный тип. Отличается чувствительностью и истощаемостью нервной системы. Стремление к приукрашиванию, эстетизацией действительности. Интерес к искусству и человеку. Легко вживается в различные социальные роли. Тонко чувствует всё новое и необычное. Отзывчив. Не выносит посягательств на свою судьбу.

Шестой тип. Формула начинается на 1. Эмотивный тип. Изобретатель, конструктор, художник. Эмоционален. Одержим оригинальными идеями. Самооценка неустойчива. Демонстративность в поступках. Обладает богатым воображением. Также, как интуитивны тип, часто живёт по своим законам, не приемлет контроля со стороны. Предпочитает самоконтроль.

Седьмой тип. Отсутствие кругов. Противоположность эмотивному типу. Эмоциональная холодность, неспособность понять переживания других людей. Но при этом прекрасные организаторские способности: может заставит работать других людей эффективно.

Интегрированное занятие по факультативу...
13 1
Разрезание пластилина
12
Контрольные (проверочные) работы
31 1

Тема. «Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги».

Оборудование. Цветная бумага, гофрированная, клей, учебник Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова «Уроки творчества» 2-й класс.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом аппликации. Откройте, пожалуйста, учебники на с. 24.

Дети открывают учебники.

Объемная аппликация

Только часть такой аппликации соприкасается с основой.

Аппликация из скрученной бумаги

Рассмотри, как сделана эта кошка. Сколько деталей в поделке?

Сделай трубочку из одной четвертой части салфетки.

Почему для этой работы использована именно салфетка? Чем можно ее заменить?

Сворачивай жгутик, плотно прижимая его пальцами. Намажь клеем одну сторону и плотно прижми к бумаге.

Какими способами сделаны цветы? А как сделать вазу? Наклеенные цветы можно подкрасить фломастером.

— Скажите, пожалуйста, как называется новый вид аппликации?

Дети. Объемная аппликация.

У. Спасибо, а почему ее так назвали?

Денис. Здесь написано, что только часть аппликации соприкасается с основой, а большая часть как бы поднимается над основой, имеет высоту.

Артем. Да, а просто аппликация вся приклеивается к основе. Она получается плоская. У нее есть только длина и ширина.

Возражений и дополнений нет.

II. Объяснение нового материала

У. Хорошо. Объемная аппликация — это название большой темы, а сегодня мы узнаем, как выполнять объемную аппликацию из скрученной бумаги.

Посмотрите внимательно на кошку и скажите, как она сделана, сколько в ней деталей.

Настя. Эту кошку сделали из скрученной салфетки. В этой аппликации 6 деталей.

У. Назови, пожалуйста, детали.

Настя. Хвост, туловище, голова, 2 глазика и носик.

У. Хорошо, получается, что можно выделить 3 мелкие детали и 3 крупные. Давайте остановимся на крупных деталях. Что вы можете сказать об их изготовлении?

Ксюша. Хвостик, головка и туловище делаются из одинаковых частей, только их по-разному на листе размещают. Носик и глазки тоже одинаковые. Это просто 3 комочка салфетки.

У. Хорошо. Давайте разберемся, как скручивали бумагу для этой работы. Посмотрите, пожалуйста, внимательно в учебник.

Лаура. Салфетку разорвали на 4 части, потом каждую часть свернули в трубочку, а трубочку скрутили в тугой жгутик.

Возражений нет.

У. Замечательно. Лаура сказала, что все 4 части салфетки свернули в жгутики. Все верно?

Денис. Нет, нам только 3 таких жгутика надо для туловища, головы и хвоста, а от оставшейся части салфетки нужно оторвать 3 маленьких кусочка для мордочки. А можно не клеить глаза и нос, тогда получится, что кошка отвернулась, смотрит в другую сторону.

У. А в каком порядке нужно наклеивать кошку?

Артем. В любом. Сначала надо наметить карандашом, что куда клеить, а потом работать.

Валя. Нет, наметить, конечно надо, но сначала надо приклеить туловище, а потом голову и хвост. Не будешь же ты к голове и хвосту туловище прикладывать. Вдруг между головой и туловищем место останется. Это получится кошка без головы, да еще и хвост отдельно, как в конструкторе.

Возражений нет.

У. Хорошо, а почему мы используем для работы именно салфетку?

Ваня. Она мягкая, хорошо скручивается.

У. А каким материалом мы можем заменить салфетку?

Настя. Фольгой, бумажками от конфет, газетной бумагой. Тогда кошка получится серая.

Стасик. Можно гофрированную бумагу смять.

У. Хорошо, а какой фон мы выберем для кошки?

Ксюша. Мы возьмем яркий фон, чтобы кошка получилась заметной. На светлой бумаге ее не будет видно.

У. Хорошо. Кошка сопровождает человека не менее 5 тыс. лет (а по некоторым сведениям — 9 тыс. лет). Ученые считают, что первые домашние кошки появились на Ближнем Востоке от прирученных диких ливийских, но впоследствии их род прервался, а предками современных домашних кошек считается европейская лесная кошка. У кого, дети, дома есть кошка?

Дети поднимают руки.

У. Да, кошки — одни из самых любимых домашних животных. Они часто встречаются и в сказках. Какие сказки вы можете назвать? Только автора, пожалуйста, не забывайте.

Олег. «Кошкин дом». Его написал Самуил Яковлевич Маршак.

Саша А. «Трое из Простоквашино». Это мультфильм такой. Там есть кот Матроскин.

У. А кто знает, как называется книга, по которой снят мультфильм, и кто ее автор?

Маша. Я ее читала. Это «Дядя Федор, пес и кот», а автора я забыла.

Саша С. Эдуард Успенский.

У. Совершенно верно.

Белла. «Кот в сапогах». Эту сказку написал француз Шарль Перро.

Стасик. Еще много мультфильмов про кота Леопольда.

Ксюша. Есть русская сказка «Кот, петух и лиса». Вообще во многих русских сказках есть коты, даже в «Репке».

Кристина. В сказке «Приключения Буратино» есть кот Базилио. Он такой противный!

У. А кто автор сказки?

Кристина. Лев Толстой.

Возражений нет.

У. Толстой, но не Лев, а Алексей. Алексей Толстой — очень известный русский писатель. Когда вы станете старше, то познакомитесь со многими его произведениями. Какие еще сказки вы знаете?

Желающих отвечать нет.

У. Хорошо, я назову сказку «Маугли» Редьярда Киплинга. Там встречается не кошка, а ее близкие родственники. Назовите их, пожалуйста.

Ксюша. Пантера Багира и тигр Шер Хан.

У. Спасибо. Теперь давайте подумаем о том, интерьер какой сказочной гостиницы мы могли бы украсить такими оригинальными кошками. Как она могла бы называться, чем бы отличалась от других?

Настя. Гостиница «Кошкин дом». Ее можно сделать всю такую резную, как теремок. На окошках занавески с оборочками, цветы в горшочках, на полу ковровые дорожки, как в уютном сказочном домике. Это должна быть маленькая гостиница на несколько номеров. На стенах портреты кошек, полотенца и простыни с кошачьими мордочками. По вечерам можно в холле устраивать представления с кошками, как у Куклачева.

Максим. Можно еще сделать отель «У кота в сапогах» в виде замка, в котором людоед жил. На первом этаже каменный пол, камин, лампы в виде свечек, тяжелые шторы, большой портрет кота в сапогах в полный рост. В ресторане такие большие деревянные столы, никакой пластмассы, серебряные вилки, ножи, блюда, как в настоящем замке. А все официанты и горничные в такой одежде, как тогда носили. Очень здорово будет.

У. Да, это вы очень интересно придумали. А у меня тоже есть идея. Я хочу назвать гостиницу «У кота Базилио». В ресторане гостиницы в качестве фирменного блюда можно подавать три корочки хлеба.

Денис. Нет, такое название не подходит, потому что кот Базилио — отрицательный герой. Он притворялся слепым, всех обманывал, жадничал. Никто в такой гостинице жить не будет. Люди будут думать, что их там обманут.

Ксюша. Да, а три корочки хлеба можно подавать в ресторане «Буратино», но это уже не про кошек.

У. Очень хорошо. Давайте посмотрим теперь на вазу с цветами. Какими способами получили цветы?

Валя. Сложили салфетку жгутиком, а потом жгутик уложили спиралью и приклеили. Если салфетка белая, то цветы можно фломастером подкрасить, а если цветная, то цветы и так красивые будут.

У. А я могу предложить еще один способ. Жгутик можно завязать узелком, и тоже получится цветок. Какие цветы выполнены именно этим способом?

Алена Л. Два нижних цветочка, а верхний свернут спиралью. А для листиков нужен подлиннее жгутик, и он по-другому свернут.

У. Спасибо. А как сделать вазу?

Максим. Как обычно. Сложить бумагу пополам, нарисовать половину вазы, вырезать и развернуть, а ободок и узоры можно фломастером нарисовать.

Маша. Можно вырезать вазу из открытки или из картинки в журнале. Тогда ничего не надо дорисовывать.

Артем. Можно сделать вазу из фольги. Тогда она будет блестеть.

Больше предложений нет.

У. Я тоже предложу свой вариант. Чтобы работа была выполнена в одном стиле, можно контур вазы тоже выложить из жгутиков. Сейчас, пожалуйста, продумайте работу, которую вы хотите сделать, и можете приступать.

III. Практическая работа

Дети работают самостоятельно. Некоторые повторяют образцы из учебника, другие придумывают свои композиции с цветами, меняют позу кошки (в зависимости оттого, какой формы основу они имеют), выкладывают из скрученной бумаги других животных (медвежонка, зайчика).

У. Законченные работы расставьте, пожалуйста, на стенде.

IV. Анализ детских работ

Дети устраивают выставку, обсуждают работы. Выяснилось, что у Вали получилась очень грустная кошка с опущенным хвостом.

Валя. Я эту кошку сделала как иллюстрацию к своему любимому стихотворению Заходера. Можно я его прочитаю?

У. Конечно.

Валя.

Плачет Киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!

Дети смеются.

У. Замечательное стихотворение. Спасибо. На этом наш урок заканчивается. К следующему уроку подготовьтесь, пожалуйста, будем работать по учебнику на с. 48-49.

Елена МУХИНА, г. Сочи

Аппликация из скрученной бумаги
18
Аппликация из кругов
61 3
Ажурные бабочки из бумаги
35
RSS-материал