вытынанка...

 113 из 143 
Событие
Техника
Материал

Картина панно рисунок Пасха Вырезание вытынанка Бумага

В избранных: 24
В избранных: 24

Поделиться:

вытынанка...

к Пасхе...

Татьяна Лаврова

Великолепно!

Беру на заметку. Такое мы ещё не делали. Улыбается

Викторичка

Красиво и изящно!

Елена, а у меня вопрос: " Откуда такое название техники?"  Ажурная , вырезная аппликация из бумаги - эти термины очень давно присутствуют в обиходе, а здесь, на сайте впервые столкнулась с таким названием этой техники. Подскажите, ПЛИЗЗЗ!Улыбается

Татьяна Михайловна

Викторичка, у меня несколько иные данные, может вам интересно?

В Белоруссии вытинианка получила распространение в19 - первой половине 20 века. Она отличается от польской, русской литовской, тем более финской и шведской. Белорусы предпочитают геометрические, а также строгие растительные мотивы.Вытинать - имеет в белорусском языке и еще одно значение: старательно выводить какую-нибудь мелодии. Именно старательно В соседней Литве вытинанку называют корпиной - от слова корпеть.

 У меня вырезка из журнала - перепечатка, но почему-то нет названия журнала, журнал еще с советских времен. В нем речь о Центре творчесва детей Минска, руководит (ла?) студией Н.Н. Соколова-Кубай, профессиональный художник. В советское время данные , помещенные в журналах, тщательно проверялись. Так что информации можно верить.

С уважением Т.М.

P.S. - сама я русская, дойти до Минска проблематично, если необходимо, листочек вышлю.

С ответом припоздала, не попадался под руку. Сегодня перебирала старые вырезки и нашла. Вспомнила про ваш вопрос и высылаю.

Елена-С

вытынанки - можно почитать здесь:

http://stranamasterov.ru/node/2385?tid=466

или здесь Улыбается

Сам термин вытынанка появляется в начале XX ст. от слова тынаты — резать. Подразумевается симметричная резьба. Бумага складывается вдвое и больше (это уже называется строчка). А под словом вытынання — вырезание, имеется ввиду асимметричная резь-ба.

— К сожалению, в последние годы, эта техника почти забылась.Ее несправедливо считали примитивной, относя к так называемому наивному искусству. А в действительности это исконно народное творчество, корни которого уходят в глубокую старину. Сначала наши далекие предки в качестве подручного материала использовали обрезки кожи, остающиеся после шитья одежды, и вырезали из них незамысловатый орнамент и разнообразные изображения. Эти изделия считались свое­образными оберегами.

Значительно позже на смену коже пришла бумага. Очень популярным ремесло стало среди сельских женщин. Изображали они, в основном, древо жизни или вазон с цветами и птицами — все тот же оберег. И это понятно: многие цветы имеют магическую, исцеляющую силу. Изображения, чаще всего развешанные на окнах, выполняли еще и защитную функцию — не пускали в дом злую, нечистую силу. Узоры-украшения хозяйки меняли по нескольку раз на год, проявляя мастерство и фантазию.

Викторичка

Спасибо, Лена!  Информация - более, чем полная. Я так и подумала, что слово украинское, но были недольшие сомнения. Суть остаётся та же!

Викторичка

Елена, Вы и Татьяна Михайловна, сподвигли заняться вопросом выяснения тонкостей выполнения этой техники. СПАСИБО, девочки!

Сегодня нашла книгу  Нины Соколовой-Кубей, не могла не купить. Вырезала три "писанки" в этой технике, заходите посмотреть на мой блог.Улыбается

                               Ты лучше голодай, чем что попало есть.
                               И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Елена Горюхова

Какая прелесть!!!

Елена-С

а то!!!!!!!!!Выдувать яйца у меня не получилось,зато вырезаю с удовольствием ( не напрягая щёк )...Подмигивает

Alessia

Вот, что я нашла про этот вид (в данном случае, белорусского) творчества.

" Эта ветвь искусства относится исключительно к сельской культуре. Вытинанки вырезали большими пружинными ножницами, какими в деревне стригли овец. Отсюда и характер узора, и рисунок мотива - увеличенные, с большими, чаще всего прямолинейными вырезками. К сожалению деликатная вытинанка не всегда выдерживает давление времени. Бумажные узоры рвутся. Последняя война, пройдя через Беларусь, почти целиком уничтожила это искусство. И в то же время новый расцвет этого ремесла пришелся на послевоенные десятилетия: народ вспомнил традиции и творчеством стремился украсить свои разрушенные дома, свою жизнь."

Несколько вольный перевод с белорусского языка, но сути не искажает Улыбается