Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Сиреневое счастье. Создание текстильной куколки от выкройки до наряда. Часть 1.


 7 из 24 
Тип работы
Событие
Техника
Материал

Мастер-класс 8 марта Шитьё Сиреневое счастье Создание текстильной куколки от выкройки до наряда Часть 1 Ткань

В избранных: 85
В избранных: 85
В избранных: 85
В избранных: 85

Поделиться:

Мне хочется описать процесс создания маленькой куклы из трикотажа, от создания выкройки до завершения образа, поделиться некоторыми секретами, которые появились в процессе работы. Знаю, многим мастерам вещи, о которых пойдет речь, покажутся очевидными, но очень надеюсь, что данный МК будет кому-то полезным. Кроме того я попытаюсь в каждом этапе описать применение различных способов и материалов.

В результате получается вот такая милая куколка, кому будет интересен весь процесс- добро пожаловать!

Мне хочется описать процесс создания маленькой куклы из трикотажа, от создания выкройки до завершения образа, поделиться некоторыми секретами, которые появились в процессе работы. Знаю, многим мастерам вещи, о которых пойдет речь, покажутся очевидными, но очень надеюсь, что данный МК будет кому-то полезным. Кроме того я попытаюсь в каждом этапе описать применение различных способов и материалов.

В результате получается вот такая милая куколка, кому будет интересен весь процесс- добро пожаловать! (фото 1)

Итак, приступим. Материалы, которые понадобятся:

1. Трикотаж для тела куклы.

2. Клеевая для трикотажа.

3. Ткань для платья (любая, лучше тонкая и малоосыпаемая)

4. Наполнитель (синтепон, холлофайбер, синтепух и т.д. )

5. Акриловые краски.

6. Пастель (необязательно).

7. Кружева, ленточки, пуговки и др. элементы декора

8. Материал для волос (в данном случае шкурка ламы)

Итак, приступим. Материалы, которые понадобятся:

1. Трикотаж для тела куклы.

2. Клеевая для трикотажа.

3. Ткань для платья (любая, лучше тонкая и малоосыпаемая)

4. Наполнитель (синтепон, холлофайбер, синтепух и т.д. )

5. Акриловые краски.

6. Пастель (необязательно).

7. Кружева, ленточки, пуговки и др. элементы декора

8. Материал для волос (в данном случае шкурка ламы)
 (фото 2)

Для начала понадобится выкройка. От позы, строения тела, положения рук и ног зависит характер куклы, ее кукольная харизма. Именно поэтому мне нравится каждый раз создавать "свою" выкройку для каждой куклы или изменять имеющуюся. Художественного образования у меня нет, а пропорции при рисовании силуэта соблюдать надо. Тут приходят на помощь воспоминания уроков ИЗО, а именно- правила рисования фигуры человека.

За единицу измерения берется голова. У взрослого человека она укладывается в теле 7 раз. Я попыталась изобразить это на листе (да простят меня все профессиональные художники- старалась, как могла). Важные моменты- локти сгибаются в районе талии, кисти рук заканчиваются чуть ниже середины бедер. Чем младше ребенок, тем больше голова относительно тела.

Для начала понадобится выкройка. От позы, строения тела, положения рук и ног зависит характер куклы, ее кукольная харизма. Именно поэтому мне нравится каждый раз создавать "свою" выкройку для каждой куклы или изменять имеющуюся. Художественного образования у меня нет, а пропорции при рисовании силуэта соблюдать надо. Тут приходят на помощь воспоминания уроков ИЗО, а именно- правила рисования фигуры человека.

За единицу измерения берется голова. У взрослого человека она укладывается в теле 7 раз. Я попыталась изобразить это на листе (да простят меня все профессиональные художники- старалась, как могла). Важные моменты- локти сгибаются в районе талии, кисти рук заканчиваются чуть ниже середины бедер. Чем младше ребенок, тем больше голова относительно тела.  (фото 3)

Несомненно можно утрированно увеличивать голову, удлинять ноги и руки для создания образа, но при соблюдении остальных принципов это не будет смотреться нелепо.

Итак, я хочу сделать куколку- ребенка, поэтому голова будет большой, умещаться в теле примерно 4 раза.

Несомненно можно утрированно увеличивать голову, удлинять ноги и руки для создания образа, но при соблюдении остальных принципов это не будет смотреться нелепо. 

Итак, я хочу сделать куколку- ребенка, поэтому голова будет большой, умещаться в теле примерно 4 раза. (фото 4)

Обычно я сразу рисую и выкройку, но можно наложить лист тонкой бумаги и обвести голову, потом, сдвинув лист- туловище, одну руку и ногу. Не забываем про симметрию, для этого можно провести ось, обрисовать одну половину туловища и головы, и затем , зеркально наложив эту половину, дорисовать вторую.

Обычно я сразу рисую и выкройку, но можно наложить лист тонкой бумаги и обвести голову, потом, сдвинув лист- туловище, одну руку и ногу. Не забываем про симметрию, для этого можно провести ось, обрисовать одну половину туловища и головы, и затем , зеркально наложив эту половину, дорисовать вторую.  (фото 5)

Чтобы подошва была плоской, а куколка стояла, стопу продляем и рисуем такое подобие фигурной скобки . Шею также "вытягиваем" вверх, чтобы после пришивания головы она не ушла совсем. Следует отметить также, что все детали при набивке засчет увеличения объема будут казаться тоньше, поэтому можно чуть расширить их, а голову еще и удлиннить, чтобы не получилась маленькая голова на большом теле.

Теперь нужно подготовить материал. Мне очень нравится использовать хлопковый трикотаж, он пластичный, мягкий и для меня как будто "живой". Но подойдет также и хлопок, плотная бязь и лен. Не беда, если ткань телесного цвета трудно отыскать. Можно легко затонировать её чаем или кофе (по поводу этого существует великое множество МК). Скажу основное- чай или кофе кипятим с солью (для закрепления цвета), в достаточной по объему посуде, чтобы ткань прокрасилась равномерно. Развешиваем для просушки в один слой, чтобы не получилось разводов. Мой отрез трикотажа изначально был белым, затонирован сначала в черном чае, затем в зеленом (он дает легкую розовинку).

Трикотаж дублируем клеевой, тогда он не будет непредвиденно растягиваться при набивке, швы не будут ползти, а выворачивать будет легко (в общем, не шитье, а песня). Но вернемся к прозе, а точнее- к основной работе. Переводим выкройку на ткань. Мелок оставляет жирную линию, поэтому лучше обычный карандаш. В моем случае- исчезающий маркер, но сей девайс вовсе не обязателен.

Чтобы подошва была плоской, а куколка стояла, стопу продляем и рисуем такое подобие фигурной скобки . Шею также "вытягиваем" вверх, чтобы после пришивания головы она не ушла совсем. Следует отметить также, что все детали при набивке засчет увеличения объема будут казаться тоньше, поэтому можно чуть расширить их, а голову еще и удлиннить, чтобы не получилась маленькая голова на большом теле. 

Теперь нужно подготовить материал. Мне очень нравится использовать хлопковый трикотаж, он пластичный, мягкий и для меня как будто "живой". Но подойдет также и хлопок, плотная бязь и лен. Не беда, если  ткань телесного цвета трудно отыскать. Можно легко затонировать её чаем или кофе (по поводу этого существует великое множество МК). Скажу основное- чай или кофе кипятим с солью (для закрепления цвета), в достаточной по объему посуде, чтобы ткань прокрасилась равномерно. Развешиваем для просушки в один слой, чтобы не получилось разводов. Мой отрез трикотажа изначально был белым, затонирован сначала в черном чае, затем в зеленом (он дает легкую розовинку).

Трикотаж дублируем клеевой, тогда он не будет непредвиденно растягиваться при набивке, швы не будут ползти, а выворачивать будет легко (в общем, не шитье, а песня). Но вернемся к прозе, а точнее- к основной работе. Переводим выкройку на ткань. Мелок оставляет жирную линию, поэтому лучше обычный карандаш. В моем случае- исчезающий маркер, но сей девайс вовсе не обязателен. (фото 6)
 
Сиреневое счастье. Создание текстильной куколки от выкройки до наряда. Часть 1. (фото 7)

После вырезаем все детали, в местах изгибов делаем надсечки- надрезаем ножницами ткань до шва, чтобы при выворачивании она не морщилась.

Очень прошу прощения за расфокус, обнаружила это только после просмотра на компьютере. Этими загадочными пиктограммами я пыталась изобразить, где именно я делала надсечки и разрезы для выворачивания.

После вырезаем все детали, в местах изгибов делаем надсечки- надрезаем ножницами ткань до шва, чтобы при выворачивании она не морщилась. 

Очень прошу прощения за расфокус, обнаружила это только после просмотра на компьютере. Этими загадочными пиктограммами я пыталась изобразить, где именно я делала надсечки и разрезы для выворачивания.  (фото 8)

Стопы сшиваем, закругляя по бокам. Можно прошить чуть наискосок, как бы вырисовывая большой палец и уезжая вниз к мизинцу. Тут главное помнить, какая нога левая, какая правая.

Стопы сшиваем, закругляя по бокам. Можно прошить чуть наискосок, как бы вырисовывая большой палец и уезжая вниз к мизинцу. Тут главное помнить, какая нога левая, какая правая. (фото 9)

а к выворачиванию. Многие восхваляют палочки для суши - деревянные, с закругленным кончиком. В принципе подойдет абсолютно любой предмет, не острый и достаточно тонкий, лишь бы вам было удобно. У меня это деревянная палочка, перекочевавшая из какой-то настольной игры сына, а также пинцет с закругленными концами.

а к выворачиванию. Многие восхваляют палочки для суши - деревянные, с закругленным кончиком. В принципе подойдет абсолютно любой предмет, не острый и достаточно тонкий, лишь бы вам было удобно. У меня это деревянная палочка, перекочевавшая из какой-то настольной игры сына, а также пинцет с закругленными концами. (фото 10)

Немного о набивке. Материал может быть любым, удобным для вас. Для игровых кукол очень ценится натуральная шерсть, подойдет и синтепон, и холлофайбер. Мне лично мил синтепух, он отлично утрамбовывается, но гораздо меньше образует комочков и бугорков. Как инструмент для набивки ногие советуют использовать палочку для суши, чуть зашкурнную наждачкой, чтобы наполнитель не соскальзывал. Но синтепух у меня все равно предательски оставался на месте, а палочка уезжала дальше. Невероятно удобным оказался тот же пинцет, только обратная его сторона - резиновая ручка. С одной стороны она легко скользит по клеевой, но замечательно проталкивает вперед даже маленькие порции наполнителя.

Немного о набивке. Материал может быть любым, удобным для вас. Для игровых кукол очень ценится натуральная шерсть, подойдет и синтепон, и холлофайбер. Мне лично мил синтепух, он отлично утрамбовывается, но гораздо меньше образует комочков и бугорков. Как инструмент для набивки ногие советуют использовать палочку для суши, чуть зашкурнную наждачкой, чтобы наполнитель не соскальзывал. Но синтепух у меня все равно предательски оставался на месте, а палочка уезжала дальше. Невероятно удобным оказался тот же пинцет, только обратная его сторона - резиновая ручка. С одной стороны она легко скользит по клеевой, но замечательно проталкивает вперед даже маленькие порции наполнителя.  (фото 11)

Здесь нужно терпение, чтобы по маленьким кусочкам заполнять постепенно все детали, достаточно плотно утрамбовывая и не оставляя пустот. Особенно плотно набиваем головку и шею, которая эту плотно набитую головку должна удержать. Единственное исключение- ручки у плеч, там набиваем не так плотно, чтобы они не смотрели в разные стороны.

После набивки аккуратно зашиваем разрезы, здесь на фото видно, где именно зашито тело . Отверстие головы оставляем незашитым.

Здесь нужно терпение, чтобы по маленьким кусочкам заполнять постепенно все детали, достаточно плотно утрамбовывая и не оставляя пустот. Особенно плотно набиваем головку и шею, которая эту плотно набитую головку должна удержать. Единственное исключение- ручки у плеч, там набиваем не так плотно, чтобы они не смотрели в разные стороны. 

После набивки аккуратно зашиваем разрезы, здесь на фото видно, где именно зашито тело . Отверстие головы оставляем незашитым. (фото 12)

Расскажу о том, как я соединяю головку с шеей. Обычно такие плоские головки пришивают к шее потайным швом. Но мне во-первых не нравится какой-либо видимый шов на лице, во-вторых, хотелось сделать идеально ровное соединение. В голове сложился такой способ (может, у кого-то он давно в ходу, но я его нигде не встречала). Идеально он подойдет для кукол с объемными головами, например, такими:

Расскажу о том, как я соединяю головку с шеей. Обычно такие плоские головки пришивают к шее потайным швом. Но мне во-первых не нравится какой-либо видимый шов на лице, во-вторых, хотелось сделать идеально ровное соединение. В голове сложился такой способ (может, у кого-то он давно в ходу, но я его нигде не встречала). Идеально он подойдет для кукол с объемными головами, например, такими: (фото 13)

Вырезаем кусок трикотажа овальной формы, достаточный для того, чтобы обернуть головку полностью. Трикотаж берем без клеевой.

Вырезаем кусок трикотажа овальной формы, достаточный для того, чтобы обернуть головку полностью. Трикотаж берем без клеевой. (фото 14)

Чуть ниже середины делаем крошечный разрез, такой, чтобы туда можно было вставить шею.

Чуть ниже середины делаем крошечный разрез, такой, чтобы туда можно было вставить шею.  (фото 15)

Следующим этапом натягиваем кусочек трикотажа на шею, закрепляем булавками, прочерчиваем ровную линию и прошиваем по кругу маленькими стежками "назад иголкой".

Следующим этапом натягиваем кусочек трикотажа на шею, закрепляем булавками, прочерчиваем  ровную линию и прошиваем по кругу маленькими стежками "назад иголкой". (фото 16)

Пришиваем голову, вставляя кончик шеи в незашитое отверстие.

Пришиваем голову, вставляя кончик шеи в незашитое отверстие.  (фото 17)

Теперь нужно поднять кусочек трикотажа и обтянуть им всю голову, закрепить булавками чуть дальше линии волос так, чтобы нигде не осталось складок.

Теперь нужно поднять кусочек трикотажа и обтянуть им всю голову, закрепить булавками чуть дальше линии волос так, чтобы нигде не осталось складок.  (фото 18)

Прошиваем по всему периметру головы, тщательно утягивая ткань и уводя все складки за линию шва. Любуемся на ровную линию соединения.

Прошиваем по всему периметру головы, тщательно утягивая ткань и уводя все складки за линию шва. Любуемся на ровную линию соединения. (фото 19)

И закрываем все это симпатичной заплаткой по размеру.

И закрываем все это  симпатичной заплаткой по размеру.  (фото 20)

Вся рутинная работа подходит к концу. Собираем остальные части. На помощь в пришивании рук и ног приходит длинная штопальная игла. Сначала примеряем симметрично конечности, затем пришиваем крепкой ниткой вместе с пуговичками.

Вся рутинная работа подходит к концу. Собираем остальные части. На помощь в пришивании рук и ног приходит длинная штопальная игла. Сначала примеряем симметрично конечности, затем пришиваем крепкой ниткой вместе с пуговичками.  (фото 21)

 

У кого-то работу контролируют коты, а у меня- солдаты, рыцари и стражники, коими я играю со старшим сыном, не отрываясь от процесса.

О том, как нарисовать лучистые глазки и сделать очаровательную кудрявую прическу- в следующей части мастер-класса. Спасибо всем, кто осилил до конца!

Kulin

Класс!

гость

чудная куколка!!! жду продолжения!

Фая_Хабаровск

Спасибо большое, очень понятный и подробный  МК.

Игринка

Спасибо огромное за МК! Давно хочется  сшить куколку, но никак не решусь. Вернее, сшила одну тряпиенсу, но уже давно.смущаюсь Надеюсь, этот МК сподвигнет меня на новые подвиги.

Юлия LuLu

Тем более у Вас такие чудесные вязаные игрушки, что можно не сомневаться-получится здорово

Юлия LuLu

Спасибо Вам! Непременно начните! Это такой волшебный затягивающий процесс, начнешь шить- и не терпится узнать, какой она получится

Довженок Иван

Замечательно супер!

ЛЕНТИ

Замечательный Мк!!!! Спасибо Вам огромное! благодарю  Давно хочу попробовать , но всё как то не решилась... Но после вашего Мк думаю всё таки начать улыбаюсь С нетерпение буду ждать продолжения! А куклы ваши просто чудесны!!! цветы

Kotova Lyudmyla

Какая хорошенькая. Название действительно ей соответствует.