Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

текстильные промыслы. Вышивка

 Бумажная радуга ремёсел
Работа заняла
7 место

Поделиться:

Автор(ы) коллективная работа учащихся 3 А
Возраст 8—9 лет
Учебное заведение МКОУ СОШ №1 им. А.М. Горького город Фролово Волгоградская область Россия
Материалы бумага цветная от рекламных буклетов
Педагог Завалишина Наталья Геннадьевна

Из бумаги мы творим «вышивку» прекрасную,
Технику в работе мы применяли разную:
одна из них -это оригами.

Из бумаги мы творим «вышивку» прекрасную,
Технику в работе мы применяли разную:
одна из них -это оригами. (фото 1)

Собралась тут детвора, мастерить пришла пора.А причина-то проста:
Страна Мастеров конкурс «Бумажная радуга ремёсел» всем объявила.
Наш классный руководитель, Завалишина Наталья Геннадьевна,
Нас собрала и всё объяснила.

Мы – юные мастера…
Прокричали все «Ура!»

«ВЫШИВКУ» - как ремесло выбрали мы.
Сайты Интернета нам посетить пришлось,
Много полезного и интересного узнать удалось.
http://alexvk.ru/sub/podarok.asp?issue=26
http://promisly.ru/nhp/khudozhestvennaya-vyshivka
http://www.best-baget.ru/embroidery/36-historyofembroideryinrus
http://vishey.ru/history.htm
Работу выполняли: Попов Артём, Григорян Анжелика, Дубинина Диана, Борухин Илья, Васютин Александр, помогали родители: Дубинина Наталья Сергеевна, Попова Наталья Сергеевна.

Собралась тут детвора, мастерить пришла пора.А причина-то проста:
Страна Мастеров конкурс «Бумажная радуга ремёсел» всем объявила.
Наш классный руководитель, Завалишина Наталья Геннадьевна,
Нас собрала и всё объяснила. 

Мы – юные мастера…
Прокричали все «Ура!»

«ВЫШИВКУ» - как ремесло выбрали мы.
Сайты Интернета нам посетить пришлось,
Много полезного и интересного узнать удалось.
http://alexvk.ru/sub/podarok.asp?issue=26
http://promisly.ru/nhp/khudozhestvennaya-vyshivka
http://www.best-baget.ru/embroidery/36-historyofembroideryinrus
http://vishey.ru/history.htm
Работу выполняли: Попов Артём, Григорян Анжелика, Дубинина Диана, Борухин Илья, Васютин Александр, помогали родители: Дубинина Наталья Сергеевна, Попова Наталья Сергеевна.  (фото 2)

Вначале заготовили модули по цвету и количеству: чёрных - 64-70, красных 135, белых около 180.

Вначале заготовили модули по цвету и количеству: чёрных - 64-70, красных 135, белых около 180. (фото 3)

Собирали "вышивку" по схеме из журнала. На фотографии видно, что бумага используется от буклетов.

Собирали "вышивку" по схеме из журнала. На фотографии видно, что бумага используется от буклетов.  (фото 4)

Историческая часть. История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, натуральные или окрашенные  нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, шерсти, также применялся и натуральный волос, жилы животных также жемчуг и драгоценные камни, бусы  и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты. Орудия вышивки также менялись в соответствии с уровнем развития цивилизации. Переход  от каменного шила, которым первобытная мастерица прокладывала узор по одежде из шкур животных, к костяной,  а затем бронзовой, стальной и позолоченной игле позволил не только облегчить процесс вышивания, но и усовершенствовать  его приемы. На территории Древней Руси этим видом рукоделия  в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе.  В этом нет ничего удивительного: русская природа, поражающая своей красотой, непредсказуемостью  и разнообразием, — вот лучший воспитатель художественного вкуса. Нельзя жить в  России и не уметь ценить по достоинству великолепие ее необъятных просторов  — бескрайних степей, непроходимых лесов, бурных рек и завораживающих,  пугающих болот. Однако не только стремление к отображению красот природы послужило распространению вышивки среди русичей. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в древности научился создавать несложные узоры, условные знаки – символы, которыми он выражал своё восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. ПРЯМОЙ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ЛИНИЕЙ обозначали поверхность земли, ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ВОЛНИСТОЙ ЛИНИЕЙ – воду, а ВЕРТИКАЛЬНОЙ ВОЛНИСТОЙ – дождь, ТРЕУГОЛЬНИКОМ – горы, СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ линиями – огонь и молнию. Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурами в виде КРУГА, квадрата, РОМБА. ЖЕНСКАЯ ФИГУРА с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанной с почитанием земли и влаги. Восточнославянское божество Берегиня, или Мокошь, считалось покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия. ДЕРЕВЬЯ с раскидистыми ветвями и ФИГУРА В ВИДЕ лягушки обозначали плодородие земли; травы, кусты, деревья назывались «волосами земли». Посланницей солнца, тепла, добра, символом счастья, радости  была ПТИЦА, сулившая наступление весны, урожай  богатство. ОЛЕНЬ и КОНЬ олицетворяли «жизненное светило» - солнце, приносило счастье, веселье, благополучие. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты. Ритмичное повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называют РАППОРТОМ.

         В стремлении защитить себя и своих близких от бед и напастей мастерицы вооружались  иглами и превращали обычную материю в художественное произведение, достойное восхищения. В ходе археологических исследований на территории расположения государства Древней Руси были обнаружены вышитые полотна, создание  которых датируется IХ-ХII веками. Это указывает, что уже в то время русское вышивальное искусство не только  существовало, но и находилось на высоком уровне развития. Во времена господства язычества русичи, как правило,

украшали полотенца, простыни, покрывала, скатерти и другие предметы быта. Также широко была распространена  отделка вышивкой одежды. Наиболее популярными являлись вышитые головные уборы, сарафаны и рубахи.  Особое место в то время отводилось символической вышивке: вещи, используемые при проведении различных ритуалов, обязательно украшались шитьем. Только самым искусным мастерицам доверялось вышивание  полотенец для убранства капищ, предметов, предназначенных для украшения священных деревьев, могильных крестов, нарядов невесты и жениха.

          Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи,  портреты людей и изображения животных. С приходом на Русь христианства вышивка приобрела новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры. Особенная роль при этом отводилась вышивке крестом. Вышитые полотенца стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. В качестве необходимого атрибута на всех значимых праздниках выступали украшенные вышивкой  предметы. Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, крестинам, рождению ребенка и т. д.  Обыденные, то есть «об один день сделанные», изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту.  Как правило, подобную вышивку несколько мастериц выполняли сообща. С первым лучом солнца они  брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом светила за горизонт. Если им  удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представал оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы. В своих работах вышивальщицы использовали  разнообразные мотивы, которые зачастую несли в себе скрытый смысл. При этом каждый элемент узора обозначал особый символ. Например, пожелания добра и благополучия в семейных отношениях скрывались в изображении крючковатого креста, а небесное светило символизировали разнообразные круги и ромбы, вписанные вышивальщицами в орнамент.  Достаточно часто в работах русских мастериц можно встретить образы мифических животных, райских птиц, священных деревьев и фигуры людей.

                   И мы  нашли подтверждение этому, посетив наш Фроловский краеведческий музей (ФМК).

История города здесь собрана,

Каждому жителю  и гостю города доступна она.

Много экспонатов по вышивке представлено здесь:

Скатерть, дорожки, панно, рубаха и рушник даже есть.

Хранится здесь всё бережно добро...  

Руками бабушек, прабабушек создано оно.

                         

                        

1. Рушник  ФКМ  основной фонд № 354 , 40г.г. ХХ века

2.ВЫШИВКА «Девушка»  ФКМ  основной фонд № 2092,  автор Турыгина Клавдия (первая треть ХХ века)

3. ЗАНАВЕСКА ФКМ  основной фонд № 2555 – 3 элемента  (лён, мережка, крючок, вышивка – цветы)  автор Бурмистрова Мария Васильевна 50 годы ХХ века

4. Панно (вышивка, цветы, в рамке) середина ХХ века автор Бурмистрова Мария Васильевна

5. Дорожка (на зеркале) ФКМ  основной фонд № 2086  ФКМ,  автор Бурмистрова Мария Васильевна

6. Скатерть ФКМ  основной фонд № 2103,  автор Бурмистрова Мария Васильевна

7. Скатерть вязка  ФКМ  основной фонд № 2077, авторы  сёстры Фёдоровы, жительницы хутора Усов

8.ВЫШИВКА «Дорожка АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ»  ФКМ  основной фонд № 2088,автор Турыгина Клавдия (первая треть ХХ века)

9. «Скатерть» (гладь, крестик)  ФКМ  основной фонд № 2798 автор Бычкова Надежда Егоровна  50 г.г. ХХ века

    Были в хуторе Фролов, (ныне  город Фролово Волгоградской области),  который значился в списке населённых мест по статистическим сведениям 1859 г.,  овчинники и постовалы, кожевники, бондари, кузнецы и печники, горшечники. Теперь творение их рук можно увидеть только в музее или в отдалённом селе.

    Жилища у хуторян были неодинаковые, но порядок в жилом доме – неотъемлемое условие казачьего быта. Чистоплотность почиталась и приветствовалась с детства. Кровати в казачьих домах, куренях, флигелях, хатах были и деревянные, и железные с грядушками, увенчанными колокольчиками. Покрывали их грубошерстными и тонкими (коньёвыми)  одеялами. Столы в домах были самые разные: круглые, с точёнными толстыми ножками, квадратные, изысканные, исполненные краснодеревщиками, и попроще, как говорится, срубленные топором. Покрывались они скатертями, всё больше вязанными крючком и спицами из цветных нитей, чаще – из белой. В руках мастериц плелись замысловатые рисунки, середина была узорчатой, отбивалась на скатерти кайма, к ней привязывались махры, которые ниспадали чуть ли не до полу распущенными гроздьями, перехваченными по два-три раза пучками. Девки и бабы стремились сплести «своё» кружево; кровати наряжались высокие, пышные, порой и не с одной пуховой периной. А из-под покрывального одеяла приспускался подзор, подзорник: это к ткани пришивались искусные кружева. А ажурные плелись из тонких нитей. К празднику крахмалились, оттого и вид был торжественный, особенный, нежный.

        У богатой невесты – непременно на кровати гора подушек. А наволочки кипенно – белые с прошивами. А прошивы мережаные. Мережка-то немудрено делается, терпения да времени только побольше – и всё тут. Зато красота неописуемая! А всего-то: продёрни нити  на ткани, потом ниткой с катушкой или катона обделывай. С одного края обметаешь – один вид получается, а с двух – совсем другой рисунок, с переплётом. Для работы в поле пошивали одежду из бязи, миткаля – грубой хлопчатобумажной ткани полотняного переплетения. В будний день женщины, как правило, надевали фартук. А в праздничные – одежда украшалась оборками, воланчиками, кружевными нашивками, вышивками, мережкой, рюшами. Состоятельные модницы заказывали  одежду и обувь, торговцы учитывали веяния моды, перекупщики привозили с других станиц да ярмарок товар и продавали в хуторе.

 

Всё это нас вдохновило на работу.

Помним мы наставления мам:

«Чтобы спорилась работа,

Должна быть большая охота!»

Мы частушки вспоминали,

Как могли их напевали.

Мы – весёлые девицы,

На все руки мастерицы:

И шить, и вязать,

Петь частушки и плясать!

Пяльцы в руки я возьму,

Тоненьку иголочку,

На салфетке своей вышью

Зайчика да ёлочку.

Время даром не теряем и поём и «вышиваем».

Рукодельницы, не бездельницы!

 

Мы живём  с вами в большой стране,

Знать историю надо и мне, и тебе.

Творите, пробуйте и дерзайте,

Никогда не унывайте.



Наталья Ивановна Афонькина

Сразу даже и не поняла, что это модульное оригами. Очень интересно!жму руку

НатальяГеннадьевнаЗавалишина

Спасибо!благодарю

Наталья Плиско

Работа, наверное, очень интересная, только рассмотреть её невозможно. А фото лучшего качества нет? 

Помощник сайта

Хорошая работа, но при такой подаче и оформлению материалов, она много теряет. Ещё есть время, дооформите пожалуйста фотографиями оригинальных изделий, и по возможности замените фото на более крупные. Сроки приема работ продлили до 30 сентября.

P.S. А почему у вас историческая часть одна и та же для всех работ?

НатальяГеннадьевнаЗавалишина

Здравствуйте!

 Я отправляя работы, думала, что они пойдут одним файлом ( три вида работы объеденины одной темой "Текстильные промыслы. Вышивка"). Оказывается выставляется каждая работа. Буду более внимательна. Спасибо за комментарий.