Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Особенности ясельного творчества (теория:О))



Раннее развитие Особенности ясельного творчества теория О

В избранных: 16

Поделиться:

Особенности ясельного творчества (теория:О))

Я долго размышляла о творчестве детей  от нуля и до трёх лет. На основе личных наблюдений мне удалось выделить несколько особенностей «ясельного творчества». Хочу поделиться своими «выводами». Смех

Итак, для начала разберемся с нулем. Конечно, вряд ли сразу после рождения грудничок кинется конструировать, паять и клеить. Этот ноль просто условность. Невозможно определить ясную и четкую «нижнюю границу» одинаковую для всех… Тот момент, когда ребенок готов творить нечто из ничего. Одно можно сказать с уверенностью – это произойдет еще до того, как малыш задует первую в жизни свечу на торте. И потому всё же «от 0».

Почему до трех? Ну, тоже очень условно-приблизительно... Как правило, это тот возраст, когда ребенок попадает в детский сад. Мы передаем малыша в руки профессионалов. И там волей-неволей он научиться рисовать, лепить, вырезать и клеить. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80% . Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Еще до того, как малыш попадет в умелые руки замечательного специалиста (попадет ли?) мы обязаны познакомить его с миром, в том числе и с миром творчества.  

А теперь непосредственно об особенностях:

 

Особенность 1. Малыш будет заниматься тем, и только тем, что ему интересно. В отличие от взрослых, от детей постарше, малыши занимаются лишь тем видом деятельности, который их действительно заинтересовал. Их невозможно ни заставить, ни убедить, ни уговорить.

 

Отсюда,

Правило 1. Взрослому необходимо следовать за желанием ребенка. Может быть, вам кажется, что карапузу было бы полезнее заняться лепкой из соленого теста или пластилина, но он предпочитает рвать бумагу в клочья. Вам придется «пересмотреть всю свою жизнь» и полюбить бумагу так, как любит её ваш ребенок. Ваша задача - превратить его клочки в чудесные творения. Понадобиться вся ваша фантазия, все ваши знания, умения… и не только ваши. Под рукой книги и Интернет. Ищите то, что подойдет именно вашему ребенку, и творите вместе с ним.

 

Правило 2. Предоставьте ребенку возможность попробовать всё, что можно попробовать. Иногда, даже буквально! Разные материалы, разные техники, разные средства... Предоставьте ему некоторую свободу, и вы удивитесь, сколько идей таиться в детской головке. Порой дети сами подсказывают нам, что они хотят делать, и как можно добиться успехов в этой области. Просто надо смотреть на мир широко открытыми глазами!

 

Особенность 2. В детском творчестве процесс всегда важнее результата. Результат довольно часто может вообще не быть. Я имею в виду тот результат, который можно было бы вечером  показать пришедшему с работу уставшему папе, чтобы хоть как-то его подбодрить. На самом-то деле результат всегда есть – только не всегда осязаемый. Кстати, на мой взгляд, это одна из причин катастрофической непопулярности (УВЫ!) сего вида творчества. Об этом мало пишут, мало, где рассказывают, информации практически нет… Чем занять малыша, как организовать деятельность, что предложить, чего опасаться? Предпочитаем вообще не касаться этой темы, введя на неё негласный запрет. Все товары для творчества (ну, за редким исключением!) имеют маркировку «от 3-х лет», и игрушки многие тоже, кстати. У меня порой складывается впечатление, что производители предлагают нашим малышам до трех лет методично греметь в погремушки… Ну, да ладно, это я отвлеклась…

 

Правило 1. Не стоит каждый раз ждать от ребенка шедевра, которым вы будете хвастаться перед знакомыми. Пусть ребенок упивается процессом, максимально задействуя все органы чувств…Пусть смотрит, нюхает, трогает, слушает, и даже пробует на вкус! Пусть подружиться с различными материалами и техниками, познакомиться с ярким многообразием мира. Это, в общем, и есть главная задача для малыша, это и есть тот самый результат, который так нужен ему! И нам!

 

Правило 2. Да, не стоит ждать шедевра, но если уж он получился… тут уж, будьте любезны, найти ему достойное место в доме. Выделите полку, вставьте в рамочку, организуйте выставку, украсьте квартиру, новогоднюю елку, стену (опять придется проявить фантазию и найти поделке достойное применение). Не следует запирать искусство в ящик. Ребенок должен чувствовать, что его труд интересен, нужен, дорог. Даже если вам кажется, что годовалому всё равно чего он там «намалевал», не забудьте порадоваться картине вместе с ним, а еще лучше вставьте «каракули» в рамку и повесьте на видном месте. Увидите – ему вовсе не «всё равно»! И в следующий раз он будет творить с двойным рвением, и с куда более ответственным выражением лица.

 

Особенность 3. Малышовое творчество «небезопасно». Причем, как для окружающих предметов, так и (что хуже всего) для самого творца. Маленькие изобретатели, оставаясь без присмотра хоть на миг, сразу начинают действовать: красят полы и стены во все цвета радуги, приклеивают к дивану пластилиновые полочки, рисуют печеньем на ковре песочные узоры, да много чего еще могут сотворить (описываю только примеры из личного своего печального опыта)! Но это всё досадные мелочи. Про более трагические случаи вам могут рассказать работники  скорой помощи, больниц и травмпунктов. Я слышала, есть что-то вроде музея вещей добытых из детских гортаней, ушей и носов… Глядя на некоторые остается только удивляться, как они вообще в детские руки попали?! И где же были взрослые? Говорю об этом вовсе не для того, чтобы кого-то напугать! Это проблема решаемая. Причем есть два способа, на выбор:

Первый - вообще всё-всё попрятать и никогда не давать!

Второй – быть с ребенком рядом, не формально! а конкретно. Рисовать с ним вместе, лепить, рвать бумагу, просто наблюдать за его действиями. Если вы действительно «с ним», а не «около», остановить нежелательное действие всегда успеете. Впрочем, как и оценить, на сколько опасно то, что он делает, и решить, стоит ли вообще останавливать, или пусть слегка «обожжется» (тоже полезно иногда).

 

 Правило 1. А оно тут одно по большому счету! Давать в руки маленькому ребенку на самом деле можно очень многое, даже то, что якобы «нельзя», НО! при одном условии – ПОЛНЫЙ КОНТРОЛЬ С ВАШЕЙ СТОРОНЫ! Тотальный! Ни секунды расслабления! Ничто не должно вас отвлекать – звонки, гости, обед, - всё потом! Надо уйти - просто позарез! -  значит всё опасное – в недоступное место! До вашего возвращения…

 

Вот, пожалуй, и всё! Конечно, путь этот не прост, но результаты стоят того. Ведь наша задача - воспитать «всесторонне развитую гармоничную личность». Понятие «заезженное», шаблонное, и у многих вызывающее кривую улыбку (особенно у тех, кто близок к педагогике). И напрасно! Потому что хотим мы, чтобы получилась из нашего любимого ребенка именно ЛИЧНОСТЬ, именно ГАРМОНИЧНАЯ, и, безусловно, как можно более ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТАЯ. А уж что получим в результате  - от нас же самих зависит… Дерзайте, родители! Желаю… Нет, не удачи! Удача это откуда-то издалека, с небес, а успех – то чего мы добиваемся собственным трудом… И потому – Успехов!!!

Мухина Елена

Огромное спасибо! Очень интересная информация, тем более, что меньше, чем через месяц мы задуем первую свечку на тортике. Очень надеюсь и стараюсь, чтобы плаксик вырос гармоничной и творческой личностью.

Лапина Тамара Алексеевна
Информация для мам полезна, особенно для очень молодых, но... Не согласна, что "Их невозможно ни заставить, ни убедить, ни уговорить". Я работаю с детьми от 2,5 лет (раньше были случаи и с1г3 м) и с 1го занятия приходится, так как я им не знакома, убеждать, уговаривать и даже заставлять, но  через игру, сказку и т.д. Считаю это делать необходимо особенно дома. Но строго через игру, сказки, сказочных героев - игрушек. А с остальным согласна.
МамаПавла

Спасибо Вам за внимание к моим "маминым записям".

Тамара Алексеевна, не согласна, что Вы не согласны. Смех Смотрите, Вы пишите : «…через игру, сказки, сказочных героев – игрушек…» Таким образом, Вы и вызываете у ребенка интерес. И он занимается уже интересным ему делом. Не так ли? Так в чём же противоречие?Смех 
 
А «заставить»… чем старше, тем проще, разумеется. Только вот есть ли смысл?  Моему сыну около двух, за эти два года его никому не удалось заставить делать что-либо. Это он научил меня не настаивать на своём всегда и везде.  До того мне тоже удавалось заинтересовать практически всех (работала с детьми от 3 до 15 лет), а с ним так не выходит. Более того, не каждая игра, сказка, игрушка такого малыша заинтересует. Можно перед ним представление разыгрывать с песнями и плясками, а он всё равно возьмет то, что задумал и уйдет в другую комнату. Может ребенок до предложенной работы просто не дозрел, а может устал, перевозбужден, расстроен… тогда просто предложу эту работу-игру позже, через час, через неделю, месяц, полгода… Но никогда через силу.

А вот с дошколятами уже стоит поиграть в игру "не хочется, а надо". Они как раз входят в возраст игр по правилам... Их можно и уговорить, и попросить о помощи. Особенно это меня поразило в работе с подростками. Если с ними просто поговорить, как со взрослыми людми и сказать, что нужна их помощь, они готовы помогать, делая то, что им совсем неинтересно и даже неприятно. Так, они убирали территорию, на которой в общем-то даже не они мусорили, дежурили в столовой, когда все остальные смотрели праздничный концерт, рисовали плакаты, танцевали и пели... И ведь не самые легкие в общении ребята.

А еще приходилось работать с очень непростыми детьми лет 7 - 10, обделенными теплом и вниманием. Их вообще никогда не приходится уговаривать, и тем более заставлять, они заранее согласны на всё, что вы предложите. Любой ерундой с огромным энтузиазмом занимаются, и еще за это нас безумно любят... Вот это очень грустно...

Спасибо, еще раз. Очень интересно на эту тему порассуждать и поспорить.