Поделиться:
Эти занятия предназначены для проверки уже имеющегося навыка выделять первый звук, и умения отличать твердые звуки от мягких.
Давайте вспомним, как мы произносим мягкие звуки?
- Мы улыбаемся.
- Давайте поиграем. Я буду говорить без звуков, а вы догадайтесь: мягкий или твердый звук я приготовилась произносить.
- А теперь Никита произнеси слово "был". Протяни первый звук: он твердый или мягкий?
- БББыл. Твердый.
- А в слове бил?
- Б Б Б ил. Мягкий.
Игра: катаем мячик друг другу, я произношу первый звук твердо, а мальчики мягко.
Был – бил,
Мал – мял,
Сэр – сер, (зайчик был сер)
Ров – рёв,
Лук – люк.
Нос – нес
Тук- тюк
Мыл – мил
Рад – ряд
В следующий раз мы поменяемся ролями. Конечно, не все задания нужно давать сразу.
Сейчас возьмем наши брусочки и каждый выберет для себя один мягкий, другой твердый.
А теперь рассмотрим игрушки, подержите их в руках, погладьте.
- Какие они?
- Мягкие.
- Да, все эти игрушки сшиты из меха и они очень мягкие.
- А резиновый мишка мягкий или твердый?
- Мягкий.
- Его можно поставить вместе с остальными?
-Да.
- Олег, поставь резинового медвежонка к остальным мягким игрушкам.
-Никита, скажи нам, что у них общего?
-Они все мягкие.
-А с какого звука начинаются названия этих игрушек? С твердого или мягкого? Мы сейчас и узнаем.
- Олег возьми маленького мягкого мышонка, а Никита – резинового медвежонка.
Никита, ты у нас старший, ты и начинай. Произнеси: мишка и мышка. Какое слово начинается с мягкого звука.
Никита тянет первый звук слова мышка.
- М-М-М-ышка. Твердый.
- Никита, у маленькой мягкой мышки слово начинается с мягкой буквы?
Мальчик недоверчиво смотрит на меня и еще раз произносит: «МММышка.
- Да.
- Молодец! А теперь – произнеси четко первый звук в слове мишка.
- М –М – М – ишка. Мягко.
Олег, может и ты попробуешь определить? (пока Никита произносил слова с выделением первого звука, Олег старательно все повторял).
Олег тоже справляется с заданием.
- Это щенок и цыпленок.
Попробуй определить первые звуки в словах: они мягкие или твердые?
Олег очень старается. Но пока не произносит.
- Посмотри на меня, я сейчас хочу произнести слово … Ты догадался какое?
- Поставь также губки, какое это слово?
- Щенок. А раз так улыбались губки, то это мягкий или твердый звук?
- Мягкий.
- Молодец.
Произнесите вместе слово щенок и смотрите друг на друга.
Аналогично выясняем первый звук в слове цыпленок. Это твердый звук.
Я специально подобрала провоцирующие игрушки: они все мягкие. Это позволяет мне выяснить, на что ориентируются мальчики определяя мягкость или твердость первого звука.
На следующем занятии рассмотрим все твердые игрушки.
Исследуем слова КОТ и КИТ.
Дополнительный материал
4. Борис Заходер
Кит и Кот
В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ — огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
плывет по океану.
КИТ
Из блюдца есть сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину…
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
— Кис, кис! -
Он охотно
Спрыгнет вниз.
Каждый раз можно брать новый отрывок.
При чередовании стихов у детей не будет привыкания и узнавания по памяти. Таких стихотворений можно найти много.
ЧЕРЕПАХА и ЛОШАДЬ
(панцирь у черепахи уж очень ивердый).
На третьем занятии.
КОШКА и МЫШКА – обе игрушки твердые, оба первых звука твердые.
БАРАН и МЫШКА – обе игрушки мягкие, а первые звуки твердые.
Но каждое занятие начнем с разминки-игры:
1.
- Я в походе был. В барабан я
-бил.
- Волк в долине выл. Я веревки
- вил
- Малыш был очень мил. Он руки с мылом
- мыл.
(слова отличаются только первым звуком. Я произношу слово с твердым звуком, дети – с мягким или наоборот).
2.
Перед каждым мальчиком два брусочка –один «мягкий», второй – «твердый».
Из набора «тактильные ощущения»
Мы поговариваем стихотворение Игоря Мазнина «Почему молчат киты? (его первую часть).
И дотрагиваемся до «мягкого» или «твердого» брусочка.
Почему, почему
Говорят коровы — МУ, - твердый звук
Кошки — МЯУ, - мягкий
ГАВ — собаки, - твердый
Овцы — БЕ, - мягкий
Козы — ME, - мягкий
А киты — ни БЕ ни ME? - мягкие
3.
В. Берестов
Приятная встреча
Встретились Бяка и - мягкий
Бука.- - твердый
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака -
Молчали Бука и - - твердый
Бяка. - мягкий
И Бука - твердый
Думал со скукой:
"Чего он так смотрит - букой?" - твердый
А Бяка думал: - мягкий
"Однако
Какой он ужасный
Бяка..." - мягкий
( Слова БУКА и БЯКА я произношу медленно, чтобы дети успели проговорить и дотронуться до соответствующего бруска).
Аналогично проводЯтся занятия на выделение последнего звука по твердости- мягкости.
И третий тип занятий на определенный звук в середине слова.
4.
- Две С иницы прилетели на СоСну.
- КоС и коСа пока роСа
- Зайку бросила хоЗ [а] йка,
Под дождем остался Зайка.
- ЛюБа Бегает Босая (твердый, мягкий, твердый).
- Бегемот разинул рот,
Булки просит Бегемот. (мягкий, твердый, мягкий)
С. Маршак.
Детские и взрослые трудности звукового анализа.
Вот, что следует учитывать:
Подбирая слова на ООО только взрослый может придумать слова ОКНО, ОСЕЛ и ОСИНА. Для ребенка это непонятно – он четко слышит вначале звук А.
По книге «Чтение без принуждения», авторы кандидаты психологических наук Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман, научные сотрудники НИИ общее психологии и педагогической пихологии АПН СССР (в свое время).
Рецензент: Давыдов В.В. доктор психологических наук, действительный член АПН, профессор.
Когда начинать учиться читать?
Многие родители уверены, что и в четыре года поздно начинать обучение грамоте. Они настаивают на том, что ребёнку проще всего запомнить 33 буквенных значка в ту раннюю пору жизни, когда его память цепко запечатлевает сотни слов, когда он с необыкновенной лёгкостью узнает и осваивает новые предметы и свойства. И в самом деле, даже полуторагодовалое дитя зачастую мгновенно усваивает, что вот такую фигурку (0) зовут 0000, а вот такую (А) - ААА. Но чтение не рождается автоматически от знания алфавита.
Чтобы научиться действовать этими тридцатью тремя фигурками, ребёнку недостаточно знать их имена, так же, как для игры в шахматы недостаточно знать названия шахматных фигур.
Родители, естественно, должны удовлетворять и даже побуждать детское любопытство в любом возрасте. Но не забывайте, что знакомство с обликом и именем буквы необязательно должно быть первым шагом в обучении грамоте. Более того, начинать обучение грамоте с букв опасно так же, как давать в руки ребёнку любой предмет, с которым малыш ещё не умеет обращаться и может причинить себе вред (стр. 5-6)
Ответ нетерпеливому папе
- Сколько можно жужжать и мычать? Парню уже скоро пять лет, а ты его учишь, как младенца… Пора посадить ребенка за букварь! – папа выговаривает маме, застав очередное занитие звуковым анализом?
Хорошо знакомая картина. Ответ можно в этой и других аналогичных книгах, основанных на принципе обучения грамоте – разработан детским психологом Д.Э. Элькониным и признан в настоящее время.
Очень ценная информация!!! Спасибо!
Спасибо! Нам понравилось! Прошли за раз несколько занятий, интересно было, но, к моему удивлению, трудновато оказалось. Наверно, я тороплюсь?
Трудново Вам или ребенку? Как реагировал ребенок на этот объем информации? Не перегрузили ли Вы его. Я отметила, что материал зассчитан на три обобщающих занятия с подготовленными детьми.
Если в первом классе урок 30 минут, то Ваше занятие не должно превышать этих границ. Два -три - не надо. Важнее занятия каждый день, тогда для ребенка они будут естественны, как зарядка, чистка зубов, прием пищи, игра. Еще желательно, чтобы занятия проходили в первой половине дня.
Не торопитесь, дайте возможность ребенку идти в удобном для него темпе.
Удачи.
В же была трудность?
Думаю, трудно обоим. Катя - неподготовленный ребенок,ей такое в новинку. Принцип она поняла(твердый-мягкий), а говорить слова не хотела, пыталась улизнуть, хотя я в виде игры дала. Но видно,что ей интересно.Занимались минут 10. Стихотворение про кота-кита Кате очень понравилось,такого типа "перевертыши" ей знакомы.Скорей всего,нужно еще позаниматься.Завтра.
В таком виде как я выложила мы вообще занимались первый раз. Подготовительная работа незаметна в игре, при рисовании, лепке один - два вопроса, можно простучать мягкий по книжке, а тведый по - металлу, стеклу. Эти занятия нельзя прекращать, они одлжны постепенно усложняться. Ответ как заниматься можно найти к нигах или задайте мне вопрос.
Да-да, Катюша сейчас рисовала и мы разобрали наши имена на твердые-мягкие звуки,прошло успешно! Пока это будем осваивать!
"И"
Спасибо, большое! Очень понравились занятия. Татьяна Михайловна, а есть ли у вас еще занятия для выработки навыка выделять первый звук и отличать мягкие и твердые звуки? Если можно, поставьте на них ссылочки
Забыла, И
Спасибо за материал, который вы добавили!
Emelina, Я удивлена и приятно поражена! Как Вы определили, что я добавила, причем практически в течение двух-трех часов.?!! Это означает только одно - вы постоянно обращаетесь к моим работам. А это очень приятно.
Но почему-то нет ответа на мой вопрос -просьбу? Или письмо не получили?!
Татьяна Михайловна, я действительно не получила ваше письмо. Я уже писала об этом дважды в комментариях, но вы не ответили.
А ваши темы я действительно просматриваю. Особенно тема, поднятая в этой этой записи, для меня актуальна.. Но вот беда, здесь уже требуются определенный навыки, а у ребенка их нет. В интернете не получается найти методики ,по которым я могу начать заниматься с ребенком и боюсь своими неумелыми попытками сделать только хуже. И поэтому ваши советы для меня имеют большую ценность!
А просмотреть где и к какой записи материал был добавлен можно так: Если перейти на свою страничку в Стране Мастеров (перейти по ссылке "Мой профиль", расположенной в левой части экрана), то в вехней части окна, под кнопками "Новости", "Техники" и т.д., можно увидеть дополнительные вкладки: "Просмотр"(она активна по-умолчанию), "Категории", "Заказы", "Следить". Если перейти на вкладку "следить", то можно увидеть, происходили ли какие-либо изменения с теми работами, к которым вы проявляли интерес. Без этого я бы не узнала, что запись была добавлена, а решила бы про себя, что опять не внимательно читаю.
Татьяна Михайловна, напишите, пожалуйста, письмо еще раз. Не хочу, чтоб вы меня считали невежой.
Emelina, вот пишу и это письмо второй раз -Инопланетяне сбивают.
Я получаю письма-комментарии на свой электронный адрес домой. И как узнала, что Вы не получили, сразу же повторила. Но ответа опять не было. В третий раз вроде и обращаться неудобно. А я с уважением отношусь к о всем моим гостям и рада, что вопросам воспитания и образования уделяют родители все большее внимание. И совсем на Вас не обиделась. Может тоже нет времени, чтобы ответить.
А про "следить" я не знала, просто я не пользуюсь этой функцией, вот и удивилась. Зато теперь спокойно могу вносить изменения в свой материал, а то раньше всех, кого могла оповещала об изменениях! Одним словом "чайник".
В Интернете информацию Вы не найдете, там ведь среднестатический ребенок. Если что-то не понятно, пишите.
Если не умеет выделять первый звук, попробуйте трех -и двусложные слова.
Ох, Ах, Ух, Их, Ой, затем Ах - бах, ух -бух, ох - мох, ой - бой, рой, вой, мой - думаю все пойдет.
Пишите, я вроде не пропускаю писем и все держу на заметке, но просто не сразу могу подготовить материал.
Сейчас вот помогаю родителям детей-дошкольников, которые хотят поступить в престижную школу и собираем портфолио.
Теперь уж обязательно наберусь смелости и напишу еще раз!
Не получилось сразу ответить на ваше письмо, сайт не открывался. Спасибо за совет, я как-то и не догадалась начать с двубуквенных слов. Завтра попробую (сегодня не получилось -- был плановый визит к бабушкам).
А про "следить", я думаю, многие не знают. Сама на нее вышла случайно, просто любопытно было, что содержится на этой вкладке, а когда вошла, то не сразу поняла, что это, ведь записи в блоге запоминаются в основном по заглавной фотографии, а там список тем?
Про письмо: Татьяна Михайловна, может имеет смысл мне написать вам в личку, чтоб потом письмо вы могли прислать мне через почтовый сервер, минуя Страну Мастеров (а то инопланетяне уж очень любят ее посещать)?
Спасибо огромное за Вашу заботу и за Ваш прекрасный МК. Ставлю И
Ирина, спасибо и Вам за теплые слова.