Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.



Мастер-класс Педагогический опыт Раннее развитие МК Как хорошо уметь читать С чего начинать обучение

В избранных: 44
В избранных: 44
В избранных: 44

Поделиться:

Эти занятия предназначены для проверки уже имеющегося навыка выделять первый звук, и умения отличать твердые звуки от мягких.
Давайте вспомним, как мы произносим мягкие звуки?
- Мы улыбаемся.
- Давайте поиграем. Я буду говорить без звуков, а вы догадайтесь: мягкий или твердый звук я приготовилась произносить.
- А теперь Никита произнеси слово "был". Протяни первый звук: он твердый или мягкий?
- БББыл. Твердый.
- А в слове бил?
- Б Б  Б  ил. Мягкий.
Игра: катаем мячик друг другу, я произношу первый звук твердо, а мальчики мягко.
Был – бил,
Мал – мял,
Сэр – сер, (зайчик был сер)
Ров – рёв,
Лук – люк.
Нос – нес
Тук- тюк
Мыл – мил
Рад – ряд
В следующий раз мы поменяемся ролями. Конечно, не все задания нужно давать сразу.

 Эти занятия предназначены для проверки уже имеющегося навыка выделять первый звук,  и умения отличать твердые звуки от мягких.
Давайте вспомним, как мы произносим мягкие звуки?
- Мы улыбаемся.
- Давайте поиграем. Я буду говорить без звуков, а вы догадайтесь: мягкий или твердый звук я приготовилась произносить.
- А теперь Никита произнеси слово "был". Протяни первый звук: он твердый или мягкий?
- БББыл. Твердый.
- А в слове бил?
- Б Б  Б  ил. Мягкий.
Игра: катаем мячик друг другу, я произношу первый звук твердо, а мальчики мягко.
Был – бил,
Мал – мял,
Сэр – сер, (зайчик был сер)
Ров – рёв,
Лук – люк.
Нос – нес
Тук- тюк
Мыл – мил 
Рад – ряд 
В следующий раз мы поменяемся ролями. Конечно, не все задания нужно давать сразу.
 (фото 1)

Сейчас возьмем наши брусочки и каждый выберет для себя один мягкий, другой твердый.

Сейчас возьмем наши брусочки и каждый выберет для себя один мягкий, другой твердый. (фото 2)

А теперь рассмотрим игрушки, подержите их в руках, погладьте.
- Какие они?
- Мягкие.
- Да, все эти игрушки сшиты из меха и они очень мягкие.
- А резиновый мишка мягкий или твердый?
- Мягкий.
- Его можно поставить вместе с остальными?
-Да.
- Олег, поставь резинового медвежонка к остальным мягким игрушкам.
-Никита, скажи нам, что у них общего?
-Они все мягкие.
-А с какого звука начинаются названия этих игрушек? С твердого или мягкого? Мы сейчас и узнаем.

А теперь рассмотрим игрушки, подержите их в руках, погладьте.
- Какие они?
- Мягкие.
- Да, все эти игрушки сшиты из меха и они очень мягкие.
- А резиновый мишка мягкий или твердый?
- Мягкий.
- Его можно поставить вместе с остальными?
-Да.
- Олег, поставь резинового медвежонка к остальным мягким игрушкам.
-Никита, скажи нам, что у них общего?
-Они все мягкие.
-А с какого звука начинаются названия этих игрушек? С твердого или мягкого? Мы сейчас и узнаем.
 (фото 3)

- Олег возьми маленького мягкого мышонка, а Никита – резинового медвежонка.
Никита, ты у нас старший, ты и начинай. Произнеси: мишка и мышка. Какое слово начинается с мягкого звука.

- Олег возьми маленького мягкого мышонка, а Никита – резинового медвежонка.
Никита, ты у нас старший, ты и начинай. Произнеси: мишка и мышка. Какое слово начинается с мягкого звука.
 (фото 4)

Никита тянет первый звук слова мышка.
- М-М-М-ышка. Твердый.
- Никита, у маленькой мягкой мышки слово начинается с мягкой буквы?
Мальчик недоверчиво смотрит на меня и еще раз произносит: «МММышка.
- Да.
- Молодец! А теперь – произнеси четко первый звук в слове мишка.
- М  –М  – М  – ишка. Мягко.
Олег, может и ты попробуешь определить? (пока Никита произносил слова с выделением первого звука, Олег старательно все повторял).

Никита тянет первый звук слова мышка.
- М-М-М-ышка. Твердый.
- Никита, у маленькой мягкой мышки слово начинается с мягкой буквы?
Мальчик недоверчиво смотрит на меня и еще раз произносит: «МММышка.
- Да. 
- Молодец! А теперь – произнеси четко первый звук в слове мишка.
- М  –М  – М  – ишка. Мягко.
Олег, может и ты попробуешь определить? (пока Никита произносил слова с выделением первого звука, Олег старательно все повторял).
 (фото 5)

Олег тоже справляется с заданием.

Олег тоже справляется с заданием. (фото 6)

- Это щенок и цыпленок.
Попробуй определить первые звуки в словах: они мягкие или твердые?
Олег очень старается. Но пока не произносит.
- Посмотри на меня, я сейчас хочу произнести слово … Ты догадался какое?
- Поставь также губки, какое это слово?
- Щенок. А раз так улыбались губки, то это мягкий или твердый звук?
- Мягкий.
- Молодец.

- Это щенок и цыпленок.
 Попробуй определить первые звуки в словах: они мягкие или твердые?
Олег очень старается. Но пока не произносит.
- Посмотри на меня, я сейчас хочу произнести слово … Ты догадался какое?
- Поставь также губки, какое  это слово?
- Щенок. А раз так улыбались губки, то это мягкий или твердый звук? 
- Мягкий. 
- Молодец.
 (фото 7)

Произнесите вместе слово щенок и смотрите друг на друга.
Аналогично выясняем первый звук в слове цыпленок. Это твердый звук.
Я специально подобрала провоцирующие игрушки: они все мягкие. Это позволяет мне выяснить, на что ориентируются мальчики определяя мягкость или твердость первого звука.

Произнесите вместе слово щенок и смотрите друг на друга.
Аналогично выясняем  первый звук в слове цыпленок. Это твердый звук.
Я специально подобрала провоцирующие игрушки: они все мягкие. Это позволяет мне выяснить, на что ориентируются мальчики определяя мягкость или твердость первого звука.
 (фото 8)

На следующем занятии рассмотрим все твердые игрушки.

На следующем занятии рассмотрим все твердые игрушки. (фото 9)

Исследуем слова КОТ и КИТ.
Дополнительный материал
4. Борис Заходер

Кит и Кот

В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ — огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
плывет по океану.
КИТ
Из блюдца есть сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину…
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
— Кис, кис! -
Он охотно
Спрыгнет вниз.
Каждый раз можно брать новый отрывок.
При чередовании стихов у детей не будет привыкания и узнавания по памяти. Таких стихотворений можно найти много.

Исследуем слова КОТ и КИТ.
                        Дополнительный материал
4.                            Борис Заходер

Кит и Кот


В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ — огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
плывет по океану.
КИТ
Из блюдца есть сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину…
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
— Кис, кис! -
Он охотно
Спрыгнет вниз.
              Каждый раз можно брать новый отрывок.
При чередовании стихов у детей не будет привыкания и узнавания по памяти. Таких стихотворений можно найти много. 
 (фото 10)

ЧЕРЕПАХА и ЛОШАДЬ
(панцирь у черепахи уж очень ивердый).

ЧЕРЕПАХА и ЛОШАДЬ 
(панцирь у черепахи уж очень ивердый). (фото 11)

На третьем занятии.
КОШКА и МЫШКА – обе игрушки твердые, оба первых звука твердые.

  На третьем занятии. 
КОШКА и МЫШКА – обе игрушки твердые, оба первых звука твердые.
 (фото 12)

БАРАН и МЫШКА – обе игрушки мягкие, а первые звуки твердые.

БАРАН и МЫШКА – обе игрушки мягкие, а первые звуки твердые.  (фото 13)

Но каждое занятие начнем с разминки-игры:

1.

 - Я в походе был. В барабан я

-бил.

- Волк в долине выл. Я веревки

- вил

- Малыш был очень мил. Он руки с мылом

- мыл.

(слова отличаются только первым звуком. Я произношу слово с твердым звуком, дети – с мягким или наоборот).

2.

Перед каждым мальчиком два брусочка –один «мягкий», второй – «твердый».

Из набора «тактильные ощущения»

Мы поговариваем стихотворение Игоря Мазнина  «Почему молчат киты? (его первую часть).

И дотрагиваемся до «мягкого» или «твердого» брусочка.

Почему, почему

Говорят коровы — МУ,      - твердый звук

Кошки — МЯУ,                    - мягкий

ГАВ — собаки,                      - твердый

Овцы — БЕ,                         - мягкий

Козы — ME,                                     - мягкий

А киты — ни БЕ ни ME?   - мягкие

3.

 

                                                        В. Берестов

       Приятная встреча

 

      Встретились Бяка и                               - мягкий

                                        Бука.-                     - твердый

     Никто не издал ни звука.

     Никто не подал и знака -

     Молчали Бука и -                                    - твердый

                                             Бяка.                  - мягкий

 

     И Бука                                                      - твердый

     Думал со скукой:

      "Чего он так смотрит - букой?"             -  твердый

       А Бяка думал:                                         - мягкий

        "Однако

         Какой он ужасный

         Бяка..."                                                  - мягкий

( Слова БУКА и БЯКА я произношу медленно, чтобы дети успели проговорить и дотронуться до соответствующего бруска).

Аналогично проводЯтся занятия на выделение последнего звука по твердости- мягкости.

И третий тип занятий на определенный звук в середине слова.

4.

- Две С  иницы   прилетели на СоСну.

 

- КоС  и коСа пока роСа

 

- Зайку бросила хоЗ [а] йка,

  Под дождем остался Зайка.

- ЛюБа Бегает Босая (твердый, мягкий, твердый).

- Бегемот разинул рот,

Булки просит Бегемот. (мягкий, твердый, мягкий)

                                               С. Маршак.

Детские и взрослые трудности звукового анализа.

 Вот, что следует учитывать:

  1. Слова НОС и НЁС отличаются лишь первым звуком: в слове нос – звук твердый, а в слове нёс – мягкий. Вторые гласные звуки – одинаковые (О).
  2. Написание слова не всегда совпадает с произнесением.

Подбирая слова на ООО только взрослый может придумать слова ОКНО, ОСЕЛ и  ОСИНА. Для ребенка это непонятно – он четко слышит вначале звук А.

  1. В конце слова БОЛЬ невозможно услышать «мягкий знак», а можно услышать мягкий согласный [Л ].
  2.  В слове ВЕСТЬ  нельзя услышать ни одного твердого звука,  слышатся только мягкие звуки.
  3.  Кстати, взрослым это трудно иногда понять, а надо слова ПРОИЗНОСИТЬ и СЛУШАТЬ.
  4.  «В 4-5 лет практически всем нормальным детям  становится доступен путь от звука к букве, к слиянию букв в слоги, а слоги в слова. Этот метод … гарантирует обучение всех детей» (стр, 43).
  5. «Разная скорость обучения по предлагаемой схеме, разное количество времени и усилий, которые затрачивают дети ( и соответственно родители) связаны прежде всего с добуквенным периодом обучения. Для некотрых детей звуковые игры оказываются легкими и кстественными,… а у некоторых звуковое чутье притеплено, а фонематический слух не сформировался «сам собой). Для одного ребенка ничего не стоит в ответ на папин ХХХОККЕЙ выпалить ХХХОДУЛИ, ХХХАРЧЕВНЯ, ХХХОДИКИ. Другой и не знает таких слов, а чтобы вынуть из памяти хоть одно словечко, ему необходима помшь.: «Вспомни, как называется нос у слона.
  6. Один ребенок с первого показа усваивает сам способ интонирования звуков в слове и наинает сам играть словами: «Ммммамочка, ммможно мммне фффоколодку? Другому требуются десятки образцов, чтобы научиться такому странному произнесению слов».

 

   По книге «Чтение без принуждения», авторы кандидаты психологических наук Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман, научные сотрудники НИИ общее психологии и педагогической пихологии АПН СССР (в свое время).

Рецензент: Давыдов В.В. доктор психологических наук, действительный член АПН, профессор.

 

                                        Когда начинать учиться читать?

 

         Многие родители уверены, что и в четыре года поздно начинать обучение грамоте. Они настаивают на том, что ребёнку проще всего запомнить 33 буквенных значка в ту раннюю пору жизни, когда его память цепко запечатлевает сотни слов, когда он с необыкновенной лёгкостью узнает и осваивает новые предметы и свойства. И в самом деле, даже полуторагодовалое дитя зачастую мгновенно усваивает, что вот такую фигурку (0) зовут 0000, а вот такую (А) - ААА. Но чтение не рождается автоматически от знания алфавита.

Чтобы научиться действовать этими тридцатью тремя фигурками, ребёнку недостаточно знать их имена, так же, как для игры в шахматы недостаточно знать названия шахматных фигур.

Родители, естественно, должны удовлетворять и даже побуждать детское любопытство в любом возрасте. Но не забывайте, что знакомство с обликом и именем буквы необязательно должно быть первым шагом в обучении грамоте. Более того, начинать обучение грамоте с букв опасно так же, как давать в руки ребёнку любой предмет, с которым малыш ещё не умеет обращаться и может причинить себе вред (стр. 5-6)

Ответ нетерпеливому папе

- Сколько можно жужжать и мычать? Парню уже скоро пять лет, а ты его учишь,  как младенца… Пора посадить ребенка за букварь! – папа выговаривает маме, застав очередное занитие звуковым анализом?

Хорошо знакомая картина.  Ответ можно в этой и других аналогичных книгах, основанных на принципе обучения грамоте – разработан детским психологом Д.Э. Элькониным и признан в настоящее время.

Калинка-малинка

Очень ценная информация!!! Спасибо!

Мама Света

Спасибо! Нам понравилось! Прошли за раз несколько занятий, интересно было, но, к моему удивлению, трудновато оказалось. Наверно, я тороплюсь?

Татьяна Михайловна

Трудново Вам или ребенку?улыбаюсь Как реагировал ребенок на этот объем информации? Не перегрузили ли Вы его. Я  отметила,  что материал зассчитан на три обобщающих занятия с подготовленными детьми.

Если в первом классе урок 30 минут, то Ваше занятие  не должно превышать этих границ. Два -три  - не надо. Важнее занятия каждый день, тогда для ребенка они будут естественны, как зарядка, чистка зубов, прием пищи, игра. Еще желательно, чтобы занятия  проходили в первой половине дня.

Не торопитесь, дайте возможность ребенку идти в удобном для него темпе.

Удачи.

В же была трудность?

Мама Света

Думаю, трудно обоим.улыбаюсь Катя - неподготовленный ребенок,ей такое в новинку. Принцип она поняла(твердый-мягкий), а говорить слова не хотела, пыталась улизнуть, хотя я в виде игры дала. Но видно,что ей интересно.Занимались минут 10. Стихотворение про кота-кита Кате очень понравилось,такого типа "перевертыши" ей знакомы.Скорей всего,нужно еще позаниматься.Завтра.

Татьяна Михайловна

В таком виде как я выложила мы вообще занимались первый раз. Подготовительная работа  незаметна в игре, при рисовании, лепке один - два вопроса, можно простучать мягкий по книжке, а тведый по - металлу, стеклу. Эти занятия нельзя прекращать, они одлжны постепенно усложняться. Ответ как заниматься можно найти к нигах или задайте мне вопрос.

Мама Света

Да-да, Катюша сейчас рисовала и мы разобрали наши имена на твердые-мягкие звуки,прошло успешно! Пока это будем осваивать!

Мама Света

"И"

Emelina

Спасибо, большое! Очень понравились занятия. Татьяна Михайловна, а есть ли у вас еще занятия для выработки навыка выделять первый звук и отличать мягкие и твердые звуки? Если можно, поставьте на них ссылочкисмущаюсь

Emelina

Забыла, И

Emelina

Спасибо за материал, который вы добавили!

Татьяна Михайловна

Emelina, Я удивлена и приятно поражена! Как Вы определили, что я добавила, причем практически в течение  двух-трех часов.?!! Это означает только одно - вы постоянно обращаетесь к моим работам. А это очень приятно. улыбаюсь

Но почему-то нет ответа на мой вопрос -просьбу? Или письмо не получили?!удивляюсь

Emelina

Татьяна Михайловна, я действительно не получила ваше письмоплачу. Я уже писала об этом дважды в комментариях, но вы не ответили.

А ваши темы я действительно просматриваю. Особенно тема, поднятая в этой этой записи, для меня актуальна.. Но вот беда, здесь уже требуются определенный навыки, а у ребенка их нет. В интернете не получается найти методики ,по которым я могу начать заниматься с ребенком и боюсь своими неумелыми попытками сделать только хуже. И поэтому ваши советы для меня имеют большую ценность!

А просмотреть где и к какой записи материал был добавлен можно так: Если перейти на свою страничку в Стране Мастеров (перейти по ссылке "Мой профиль", расположенной в левой части экрана), то в вехней части окна, под кнопками "Новости", "Техники" и т.д., можно увидеть дополнительные вкладки: "Просмотр"(она активна по-умолчанию), "Категории", "Заказы", "Следить". Если перейти на вкладку "следить", то можно увидеть, происходили ли какие-либо изменения с теми работами, к которым вы проявляли интерес. Без этого я бы не узнала, что запись была добавлена, а решила бы про себя, что опять не внимательно читаю.

Татьяна Михайловна, напишите, пожалуйста, письмо еще раз. Не хочу, чтоб вы меня считали невежой.

Татьяна Михайловна

Emelina, вот пишу и это письмо второй раз -Инопланетяне сбивают.

Я получаю письма-комментарии  на свой электронный адрес домой. И как узнала, что Вы не получили, сразу же повторила. Но ответа опять не было. В третий раз вроде и обращаться неудобно. смущаюсь А я с уважением отношусь к о всем моим гостям и рада, что вопросам воспитания и образования уделяют родители все большее внимание. И совсем на Вас не обиделась. Может тоже нет времени, чтобы ответить.

А про "следить" я не знала, просто я не пользуюсь этой функцией, вот и удивилась. Зато теперь спокойно могу вносить изменения в свой материал, а то раньше всех, кого могла оповещала об изменениях! Одним словом "чайник".смеюсь

В Интернете информацию Вы не найдете, там ведь среднестатический ребенок. Если что-то не понятно, пишите.

Если не умеет выделять первый звук, попробуйте трех -и двусложные слова.

Ох, Ах, Ух, Их, Ой, затем Ах - бах, ух -бух, ох - мох, ой - бой, рой, вой, мой - думаю все пойдет.

Пишите, я вроде не пропускаю писем и все держу на заметке, но просто не сразу могу подготовить материал.

Сейчас вот помогаю родителям детей-дошкольников, которые хотят поступить в престижную школу и собираем портфолио.

Теперь уж обязательно наберусь смелости и  напишу еще раз!улыбаюсь

Emelina

Не получилось сразу ответить на ваше письмо, сайт не открывался. Спасибо за совет, я как-то и не догадалась начать с двубуквенных слов. Завтра попробую (сегодня не получилось -- был плановый визит к бабушкамулыбаюсь).

А про "следить", я думаю, многие не знают. Сама на нее вышла случайносмущаюсь, просто любопытно было, что содержится на этой вкладке, а когда вошла, то не сразу поняла, что это, ведь записи в блоге запоминаются в основном по заглавной фотографии, а там список тем?

Про письмо: Татьяна Михайловна, может имеет смысл мне написать вам в личку, чтоб потом письмо вы могли прислать мне через почтовый сервер, минуя Страну Мастеров (а то инопланетяне уж очень любят ее посещатьулыбаюсь)?

Ирина-Леся

Спасибо огромное за Вашу заботу и за Ваш прекрасный МК. Ставлю И

Татьяна Михайловна

Ирина, спасибо и Вам за теплые   слова.