Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Третий год. Учимся рисовать. Четыре типа занятий



Мастер-класс Педагогический опыт Раннее развитие Третий год Учимся рисовать Четыре типа занятий

В избранных: 39
В избранных: 39
В избранных: 39
В избранных: 39

Поделиться:

Извините, полетел сканер не могу вставить другие рисунки, сделаю это позднее.
ЧЕТЫРЕ ТИПА ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ

Все четыре типа были рассмотрены, теперь приведем в систему. В чистом виде они встречаются очень редко. Но полезно об них знать.

Извините, полетел сканер не могу вставить другие рисунки, сделаю это позднее.
ЧЕТЫРЕ ТИПА ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ
 
Все четыре типа были рассмотрены, теперь приведем в систему. В чистом виде они встречаются очень редко. Но полезно об них знать.

                    (фото 1)

Первый тип
На этих занятиях вы знакомите детей с новыми для них инструментами и материалами (кисти, краски, фломастеры, глина, тесто, пластилин).
Обычно достаточно одного- двух раз с каждым новым материалом. Вы сами лепите, рисуете. Медленно, сопровождая свои действия словами: я беру фломастер, он красный, я снимаю колпачок, надеваю его как шапочку, вот сюда, рисую голову и т.д.
Вероятнее всего, ребенок сразу же захочет попробовать. Не мешайте ему. По своему опыту скажу, что не следует давать больше двух фломастеров и красок. Краску лучше выложить в пустую старую баночку – для экономии материала. Если положить много фломастеров, да еще спросить, каким цветом будешь рисовать - 5 минут пропало. Он будет выбирать, то один, то другой. Из двух выбирать проще.
Спрашивать лучше: «Ты возьмешь, красный или синий карандаш», а не «Какой фломастер ты возьмешь?». В первом вопросе вы сразу ставите ребенке перед выбором одного карандаша, и ему легче дать ответ. Это не важно, что коза не бывает зеленой.
P.S. Стаканчик желательно одноцветный, скатерь, клеенка не вызывающая интерес ребнка, т.е. без ярких цветов, фигур и.т.д.

                    Первый тип
На этих занятиях  вы знакомите детей с новыми для них инструментами и материалами (кисти, краски, фломастеры, глина, тесто, пластилин).
Обычно достаточно одного- двух раз с каждым новым материалом. Вы сами лепите, рисуете. Медленно, сопровождая свои действия словами: я беру фломастер,  он красный, я снимаю колпачок, надеваю его как шапочку, вот сюда, рисую голову и т.д.
 Вероятнее всего, ребенок сразу же захочет попробовать. Не мешайте ему. По своему опыту скажу, что не следует давать больше двух фломастеров и красок. Краску лучше выложить в пустую старую баночку – для экономии материала. Если положить много фломастеров, да еще спросить, каким цветом будешь рисовать  - 5 минут пропало. Он будет выбирать, то один, то другой. Из двух выбирать проще. 
Спрашивать лучше: «Ты возьмешь, красный или синий карандаш», а не «Какой фломастер ты возьмешь?». В первом вопросе вы сразу ставите ребенке перед выбором одного  карандаша, и ему легче дать ответ. Это не важно, что коза не бывает зеленой.
P.S. Стаканчик желательно одноцветный, скатерь, клеенка не вызывающая интерес ребнка, т.е. без ярких цветов, фигур и.т.д.
 (фото 2)

Второй тип

На следующих занятиях все ваши действия направлены на то, чтобы вызвать интерес, а главное, желание действовать самому с новым для него материалом (например, толстой кистью ставить тычки «Рисунки, которые всегда получаются», или вы впервые отрабатываете работу с фломастерами).
Вы или старший ребенок создаете изображение и дарите его малышу. Занятия такого типа проводите до тех пор пока не появится потребность действовать по собственному желанию.
Но ВНИМАНИЕ!
Не увлекайтесь, ребенку может понравиться получать готовые рисунки-подарки, Ведь чтобы рисовать, следует прилагать усилие.

                            Второй тип

На следующих занятиях все ваши действия направлены на то, чтобы вызвать интерес, а главное, желание действовать самому с новым для него материалом (например, толстой кистью ставить тычки «Рисунки, которые всегда получаются», или вы впервые отрабатываете работу с фломастерами). 
Вы или старший ребенок создаете изображение и дарите его малышу. Занятия такого типа проводите до тех пор пока не появится потребность действовать по собственному желанию.
Но ВНИМАНИЕ!
Не увлекайтесь,  ребенку может понравиться получать готовые рисунки-подарки, Ведь чтобы рисовать, следует прилагать усилие.
 (фото 3)

Третий тип

Вы даете полную свободу и возможность вылить свои чувства и эмоции на бумагу.
Главное: ребенок рисует САМ то, ЧТО ХОЧЕТ И СКОЛЬ ХОЧЕТ. Если увлекся очень осторожно минут через 5 напомните, что любимая игрушка очень хочет посмотреть, какой красивый рисунок нарисовала ваша дочь или сын.
Четвёртый тип

Именно на них вы постепенно подведете детей к тому, чтобы они планировали, т.е. ставили цель, что же они будут рисовать, и добивались достижения этой цели.
Этот тип занятий проводится постоянно .

                         Третий тип

Вы даете полную свободу  и возможность вылить свои чувства и эмоции на бумагу.
Главное: ребенок рисует САМ то,  ЧТО ХОЧЕТ И СКОЛЬ ХОЧЕТ. Если увлекся очень осторожно минут через 5 напомните, что любимая игрушка очень хочет  посмотреть, какой красивый рисунок нарисовала ваша дочь  или сын.
                Четвёртый  тип 


Именно на них вы постепенно подведете детей к тому, чтобы они планировали, т.е. ставили цель, что же  они будут рисовать, и добивались достижения этой цели.
Этот тип занятий проводится   постоянно .
 (фото 4)

N.B.

Специальных занятий, как держать кисть, как   работать с изобразительным   материалом, для детей этого возраста не проводят. 

Дети постепенно в процессе наблюдений за вашими действиями и собственной изобразительной деятельностью  осваивают всё необходимое.

                                       Приложение:

Как провести занятие первого типа.

Материалы для рисования (на выбор):

- краски гуашь, тушь;

- цветные фломастеры;

- цветные карандаши.

Оборудование:

- баночка для воды,

- подставка для кисточек и карандашей, тряпочки для промокания или бумажные   

    салфетки,

- кусок клеенки для покрытия стола.

 

Последовательность проведения занятия при рисовании               

                                 фломастерами

 

Вот подошло время, на которое вы запланировали занятие рисованием, но ребенок увлечен игрой. Не следует немедленно отрывать его от игры. Достаточно заранее предупредить: "У меня на столе что-то интересное, отвези машину в гараж  (уложи Катю спать) и приходи"

Подождите несколько минут, чтобы ребенок смог перестроиться. В этом возрасте дети очень меджленно переключаются с одного вида деятельности на другой.

Усаживаетесь поудобнее .Затем приступаете к работе, подробно, медленно, комментируя свои действия:

- У меня на столе стаканчик, в нем много фломастеров. Я беру синий фломастер. Снимаю колпачок, надеваю его вот сюда. Я буду этим фломастером рисовать на этом листочке.

Положу его поближе и нарисую домик. У домика есть крыша. Я нарисую ее вот здесь. Идет дождик  сверху вниз летят капельки. Много капелек....

Если есть необходимость по занятиям второго и остальных типов пишите.

И как всегда  поставьте в комментариях "И".

Пришлите  работы своих деток и свои впечатдения.

Удачи.

 

 

Голубка

Прочитала в захлеб, хорошо пишите! Поняла, что оказывается я кое что делала на интуитивном уровне и даже так как надо, что-то по совету (оречевлять действия и ставить перед выбором) , а многое не знала... эх жаль. Спасибо Вам, Татьяна Михайловна от тех мам, которые пока стестняются писать на сайте, но читают!

Татьяна Михайловна

На интуитивном уровни работали и наши бабушки. Кто в деревнях обучал крестьянок , а ведь воспитывали. И как.  Опыт наших предков очень полезен, ведь и кукол скруток делали очень маленькие девочки: играть-то хотелось, а супермаркетов не было!

А стесняться не надо. За свое чадо надо бороть и искать выход. Я вот написала пол книги, где описала "борьбу" с врачами, учителями. Мы ведь для них показатели, которые они не хотят портить. Не в обиду многим и многим учителям. Низкий поклон тем, кто учил меня, их уж нет в живых, но то, что они мне дали, помогает жить и сейчас. Просто в классе 30 индивидуалов, а что с ними делать?!!!

 

larish

Ещё раз спасибо! А нас не надо упрашивать творить. Краски, гуашь, кисточки, маркеры карандаши, листы, пластелин, ножницы у нас всегда лежат на его столе. Нет ниодного дня чтоб он не порисовал или не полепил. Вот только осталось мне вести себя как положено, т.е. так как Вы нас научили.

Рисунков у нас целая куча Все творения сынули я собираю, пусть даже там не понятно, но я на обороте подписываю, то что хотел нарисовать Максимка

Вот некоторые из творений


  1. Букет для бабушки. Максу 10 месяцев

 


  1. Утка

Смотрели Теле-няню и увидели как детки стали мастерить такую уточку

Утка из пластилина. Я нарисовала контур, а сынок пальчиком размазывал пластилин. А потом кисточкой делали фон

Вот только море сынок захотел чтоб было красное. Пока рисовали вместе было синие, а потом мне позвонили и он решил по своему. А мне сказал мама так красиво будет!

 


  1. А это наши каляки Максу 2,7

 

ОсиповаОльга

Спасибо огромное, очень все доступно и интересно! Только вот Мария моя ну никак не хочет сама рисовать, черкнет пару раз и все, а потом только смотрит, что мама рисуетгрустно. Попробуем по Вашему МК, с чувством, толком, расстановкой, как говорится. А то так хочется дочкиных шедевровура!

Светлана Новицкая

Татьяна Михайловна, очень заинтересовалась. Сама занимаюсь с детьми целенаправленно в этом направлении более десяти лет - это только студийной работы, а вообще двадцать лет работаю с детьми дошкольного возраста. Согласна с Вами, что рисование, и вообще все продуктивные виды деятельности, несут в себе огромные коррекционные возможности и творят с детьми настоящие чудеса. Типы занятий для третьего года жизни можно было бы назвать "ступени"смущаюсь - ребенок освоил "первый тип" - поднялся на высокую первую ступеньку, затем - на вторую и так далее.... Так образно я себе представила, когда читала..... А баночки для воды я стараюсь давать прозрачные, чтобы ребенок видел, как водичка окрашивается, когда он смывает краску с кисточки, особенно красиво, когда цвета в банке смешиваются.... Слушаем и поем "песенку водички", когда полоскаем кисть в воде..... улыбаюсь

Викторичка

Татьяна Михайловна, с большим удовольствием прошлась по урокам. Спасибо, за обобщение своего опыта и за то, что делитесь им с Нашими пользователями. благодарюблагодарюблагодарю

Есть одно  дополнение. В тексте:

"Первый тип
На этих занятиях вы знакомите детей с новыми для них инструментами и материалами (кисти, краски, фломастеры, глина, тесто, пластилин)..."

не указан карандаш, а это всё ещё очень важный инструмент для развития координации и мелкой моторики рук в этом возрасте. От того с каким нажимом проводится линия карандашом, мы получаем её либо тонкую и слабоокрашенную, либо толстую и интенсивного цвета. Так ребёнок учится контролировать нажим и свою координацию.  Фломастер же не может дать этих ощущений, т.к. линии , получаемые с его помощью , получаются легко и свободно. Рука не работает как требуется, поэтому  в этом возрасте нежелательно использовать их.

Фломастеры хороши в применении в более старшем возрасте, в среднем - с пяти лет. Получаются прекрасные имитации витражных работ, например.улыбаюсь

Татьяна Михайловна

Принимаю, я просто не туда поставила многоточие.

У нас из школы практически исчез карандаш. Мы в свое время писали в прописях карандашами, потом перьевыми ручками. У нас в городе есть по крайней мере одна школа, где этой методикой пользуются до сих (по Шулейко, если не ошибаюсь?).  В Енисейские в православной гимназии - тоже.

Викторичка

Вы помните?!!! улыбаюсьЯ тоже в первом классе сначала писала карандашом, пока не стало получаться правильно и красиво, только потом разрешали брать заслуженную трудом и потом перьевую ручку.

Сейчас в школах, к сожалению, уже давно не так - все перешли на шариковые ручки. Да и во многих детских садах, почему-то не заслуженно обижают карандаш. Думаю, это от лени и нежелания работать как надо, как это нужно для ребёнка, а не так, чтобы самому воспитателю было легко. Сейчас даже появилась практика не единого воспитателя -учителя. а несколько предметников, как в средней школе. Один - рисует, другой - оригами складывает, третий - лепкой занимается....  Нет единства в решении задач,  нет комплексного подхода из-за такой разрозненности, взаимосвязи устанавливаются с трудом... Одним словом, те результаты, что я видела, увы, удручающие....

Татьяна Михайловна

Виктория, в приложении я карандаши указала, но это уже в конце. Конечно, я исправлю и поствлю в начале. 

Право писать не в три линеечки, а в две, не карандашом, а пером, не пером, а шариковой ручкой надо было заслужить.

Почему забыли карандаши? А рисунки не такие выигрышные. Сравните даже на нашем сайте, сколько  красивых работ, где просто взяли и раскрасили, приклеили. Попробуйте-ка карандашами. Хотя для развития руки их даже сравнивать нельзя.

А скколько прелести в ваших елочных полках из далекого детства, а ведь они раскрашивались убогим, с современной точки зрения, материалом. Грустно!

Это не только Вы видите. Сейчас ведь школа не дает образование и почти не занимается воспитанием. Это теперь называется - оказывают образовательные услуги. Как в парикмахерской.

Ко мне ходят дети, и я их регулярно прошу принести дневники и тетради, которые уже закончились. В начале в была просто в шоке, теперь уже привыкла.

В нашем доме, у первоклассников собрали первый раз тетради....в мае(?).

 Сейчас эти дети уже закончили школу.

У мальчика (6класс) после проверки учителем русского языка,  я насчитала 46 ошибок. Эти тетради у меня хранятся, првда не знаю для чего.

В тетрадях по математике вообще не исправляют грамматических ошибок. Работы проверяются только классные и контрольные. Я пыталась добиться от родителей, чтобы они хотя бы проверяли, что задано (т.е. наличие задания), так мама сказала: "Вы уж сами, мне так спокойнее". Я что я могу, если он приходит один раз в неделю. Спрашиваю, как дела в школе - не знают. Им тоже так спокойнее. Хотя можно зайти на сайт школы и посмотреть отметки. Нет, не хотят расстраиваться.

Один рисует, другой лепит, третий...

Это как в медицине - один лечит правую руку, другой левую, потому что одна сломана  была, а  на другой полиартрит. Говорят, раньше ветеринар по одному только осмотру языка мог найти два десятка заболеваний. А сейчас УЗИ томограммы... А здоровых  детей уже нет.

В общем поворчали, отвели душу.грустно

Пора работать дальше.

МарЧер

Так все-таки кто страшней, плохой врач или плохой учитель, который выучил такого плохого врача. Воспитатель который не подготовил ребенка к школе, не вызвал его интерес к познованию чего-то нового или вечно занятые родители, которые перекладывают все ответственность за своего ребенка? Вечный вопрос........

Татьяна Михайловна

Вечный вопрос, а не оставляет равнодушным.

Каждое поколение пытается его решать. Кто прав?улыбаюсь

Викторичка

Да, Татьяна Михайловна, с парикмахерской - это Вы очень точно и ёмко сравнили!дай пять Да, с проверкой заданий беда! Сама столкнулась с этой проблемой у своих детей в старших классах (это когда в Москву из Питера переехали) - дети не делают домашних заданий!!!

Однажды мне пришлось пережить следующее. На очередное :"Уроки сделали? Показывайте!", получила : "А зачем? Ведь всё равно не проверяют!" - так ответили мои. Первую секунду был просто шок. "Но я ведь проверяю!!!" - "Мам, да мы уже всё сделали! Не волнуйся. Это у нас в классе так говорят..." Пришлось вопрос на родительском собрании поднимать, а в ответ, мол, за проверку тетрадей либо мало платят, либо совсем ничего не платят... Нормально, да? Вместо того, чтобы решать этот вопрос, его спустили на тормоза!!!

Я понимаю, что это я - ненормальная мама, дети даже летом  каждое утро начинали с каких-нибудь повторений и заданий на летний период. Пока голова свежая, пока дневная жара не доконала... Но это позволяло им спокойно влиться в учебный процесс без инсинуаций и ступора после 3-х месяцев безделья. Я уверена, многие учителя меня поймут, когда вместо учёбы целый месяц идёт т.н. "раскачка". У нас не было ненужных "троек" по этой же причине. Дети учились хорошо и ровно, без нервотрёпок и , как следствие, подрыва имунной и нервных систем.

Да, уж, наболело, отвели душу! Српасибо!жму руку

 

Татьяна Михайловна

Это ведь только в России такие длинные летние каникулы! Такие ненормальные мамы все-таки есть. Не помню, у кого-то из очень известных хоккеистов, жена после его гибели два или три года провела с детьми на колесах. Понимая,  что она должна дать хорошее образование детям, а  таких денег после гибели мужа нет. И нанять она не может. Вот и моталась из одного конца Млсквы в другой, туда, где хорошие учителя.

С моей внучкой мы занимались без всяких каникул. Вернее, она и не знала, что они есть. Плавно, каждый день два-три часа, где-то в игре, где-то в серьезном занятии,  за лето мы проходили программу по математике. В сентябре-ноябре она сдавала, так и по другим предметам. И все остальное время, весь учебный год,  для развития личности. Хор, театральная студия, литературнй лицей.

Система проверки занятий просто развращает и детей, и родителей (это мое личное мнение). Родителей успокаивает наличие четверок - это ведь хорошие отметки. Они-то судят, по тому времени, когда учились сами. А дети понимают: зачем делать,все авно ведт не проверяют. И это уже пятого класса. Они  даже не пытаются списывать. Зачем? грустно

Лили-Я

И

Лили-Я

странно.так все изменилось? теперь понимаю почему сестра ни когда не делает уроки! я училась в 90е. ну если тетради не сдавали проверку ДЗ, то в классе пробегал учитель и смотрел его наличие и ответы (по мамематике) и прорешивали вместе если что-то затрудняло. и мы опережали программу и все все понимали! до сих пор благодарна этому преподавателю! болагодаря ей обожаю алгебру и геометрию! (простите что отошла от темы).
идея хорошая. надо попробовать. только вот я все в кучу, оказывается, смешивала с самого начала!все 4шага. и еще проблемка есть (может по этой причине) - ему не нравится что-то рисовать. говорит сразу НЕ умею! хотя только вчера все рисовал.думаюя как всегда голопом и все в кучу...

Татьяна Михайловна

Лили-Я,  сами себе и ставите диагноз!улыбаюсь   Нам надо его учить медленно, не перескакивая через ступеньки. Вот Вы пишите, что ему не нравится что-то рисовать. Может дело в другом? В его неуверенности, что он сможет. Он ведь прямо об этом говорит. Не сравнивайте его рисунки с  рисунками других детей, со своими тоже. Представляете, как трудно малышу сказать в этом возрасте: "Я не умею". Галом Вы куда бежите????умираю от смеха Хотите сделать из него Рафаэля? Нет! Ну тогда у него достаточно времени, чтобы постепенно освоить азы. Не умеет рисовать лошадь? Но ведь туловише может нарисовать? Четере ноги - тоже. Хвост - совсем легко.  Смотрите, как много он умеет, поддержите его. А голову у лошади можно постомтерь на картинке, обвести пальчиком.

 Можно еще проще сделать из своей ладошки.  сынишке, я думаю, такой стооб понравится.

Лили-Я

этот "диагноз" у меня во всем! не знаю почему, но я все и за раз хочу сделать! Понимаю даже сама, что в общении с Женей что-то не правильно делаю, но меня просто несет! буд-то я не смогу вспомнить эту информацию потом и не расскажу это. вот и птаюсь все уместить в его маленькой головке! но вижу когда он начинает не усваивать мои объяснения. иногда это останавливает!

с рисованием сложней - для меня ведь это секундное действие. и я не могла даже подумать, что его можно разбить на шаги! (я такой человек, что мне все надо разъяснить от и до. тогда я пойму и смогу ориентироваться в аналогичных ситуациях сама).

Его рисунки я не сравниваю, даже наоборот, хвалю всегда и вывешиваю на стену почета! видимо сама много рисую - он видит как у меня все быстро и просто получается, а у него нет и расстраивается! :(  надо мне не над ним, а над собой, видно, работать! думаю

Татьяна Михайловна

Лилия, наконец-то я могу отвечать на Ваши письма. Только вот последний вопрос не могу найти. грустно

Пишите, постараюсь отвечать регулярно.

Валентина79

Татьна Михайловна, спасибо вам за эти материалы! Как замечательно, что вы всё это выкладываете, а мы читаем и узнаём столько для себя ценного!  И  повезло  ещё и тем, что познакомились с вашим блогом не совсем поздно, а втаком возрасте (3 годика), когда всё ещё можно наверстать и привить ребёнку вкус и интерес к рисованию! С интересом прочитала комментарии относительно роли карандаша. Призадумалась....И, конечно же, взяла на вооружение!  И.

Мойст Оксана

спасибо вам большое.Очень все просто и подробно-это для меня важно!

Татьяна Михайловна

Оксана, значит "И"?!

Погуляйте: у меня  целая подборка для детей этого возраста. Удачи!

гостья

Татьяна Михайловна, я всё время "зависаю" на ваших страничках,спасибо за ваш труд.У меня дочка 2,11 ,пытаюсь научиться заинтересовывать выполнять самостоятельно.

kosmi13

И

коломыя

"И"!!!!!!!!!!!!!!!!!