Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Выставка «Славянские видения»


Тип работы
Событие

Фоторепортаж Экскурсия Рисование и живопись Выставка «Славянские видения»

В избранных: 31
В избранных: 31
В избранных: 31
В избранных: 31
В избранных: 31

Поделиться:

Недавно я посетила выставку своего Учителя и большого друга - Юрия Михайловича Медведева - известного писателя-фантаста, ученика Ефремова, члена Союза писателей России, члена Международной  федерации художников при ЮНЕСКО, Кавалера Ордена Владимира Даля, Кавалера Ордена Кирилла и Мефодия, лауреата Пушкинской премии и замечательного человека, который посвятил свою жизнь сохранению и возрождению славянской культуры. Нашей дружбе уже более 20 лет и все эти годы я с восхищением наблюдала как он ездит по России, по "глубинкам", находит талантливых художников, помогает им, порой даже содержит и...заставляет работать, писать...чтобы талант их не пропал, не был "пропит", чтобы потомки увидели и узнали многое-многое из глубин веков о славянской мифологии. Эта выставка - только четвертая часть его коллекции. Про некоторые картины мне хотелось бы поведать вам, мои дорогие друзья. И начать я хочу с картины В.Б. Иванова "Просич (ноябрь)".

В.Б. Иванов. Просич (ноябрь)

В.Б. Иванов. «Просич (ноябрь)» 2008

На этой картине
художник в образе Просича изобразил самого Юрия Михайловича Медведева.
Юрий Михайлович - Стрелец по знаку Зодиака и он посылает свои стрелы в
БУДУЩЕЕ.

Вообще, месяцы в славянской мифологии и
сказках нередко выводятся в виде двенадцати братьев, восседающих на
стеклянной горе, то есть на небе, вокруг пылающего костра - солнца.
Костер этот горит то сильнее (в летнюю пору), то слабее (зимой), смотря
по тому, какой из месяцев берет в свои руки правительственный жезл.
Весенние месяцы изображаются цветущими юношами, летние - достигшими
полного развития сил мужами, осенние - пожилыми, стареющими братьями, а
зимние - седовласыми старцами.

Ноябрь еще называют -
грудень, братчины. На этом полотне ноябрь изображен уже пожилым, много
познавшим Стрельцом.

В.Б. Иванов. Лютич (февраль)

В.Б. Иванов. «Лютич (февраль)» 2009

Февраль месяц  называют - бокогрей, лютый, сечень, снежен.  Здесь он изображен древним седовласым старцем. Это и понятно, ведь зима уже на исходе... Недаром на полотне изображены огромные сосульки. Сам Февраль одет в шубу. Руки его в рукавицах. А над заснеженным лесом уже довольно ярко светит солнце.

В.Б. Иванов. Цветень (апрель)

В.Б. Иванов. «Цветень (апрель)» 2006

Апрель месяц называют еще - березозол. На этом полотне он как и все весенние месяцы изображен цветущим юношей. Апрель играет на свирели среди берез и спускается к нему девица -краса, олицетворение любви и начала новой жизни.  А в кроне деревьев подступающего леса можно увидеть голову Тельца - знака Зодиака этого месяца.

В.Б. Иванов. Житнич (июль)

В.Б. Иванов. «Житнич (июль)» 2003

Июль месяц еще называют - грозник, сенозорник, страдник.  На этом полотне июль изображен среди трав и цветов полным жизненных сил и перебирающим струны. Наступает пора жатвы... На небе мы видим грозовые темные облака, а на стволе березы - увитая плющом голова Льва - в конце июля начинается пора именно этого знака Зодиака.

В.Б. Иванов. Венич (август)

В.Б. Иванов. «Венич (август)» 2009

Август месяц  называют также - зарев, серпень. Художник изобразил его в виде  уже достигшего предела своего  развития брата. Он сидит на зеленом троне и держит в руке правительственный жезл. Голова его украшена венком и девушки в венках среди цветущих полей как бы символизируют дары природы. А в небе мы видим из облаков явственно проступает голова Льва - знака Зодиака этого месяца.

В.Б. Иванов. В веке Индры

В.Б. Иванов. «В веке Индры» 2009

Славное прошлое народов насчитывает несколько сот миллионов лет. Что это были за культуры? Трудно сказать что-либо определенное о лемурийском укладе жизни, однако сведения об Атлантиде, Гиперборее, империи Му и Великом Уйгуре остались в священных преданиях и древних письменах. После очередного сдвига оси вращения Земли, Гиперборея оказалась во льдах.  Гиперборейцы жили какое-то время в остатках великих построек, приспосабливаясь к новым условиям. Но стремительное таяние ледников бывших северных широт сделало пребывание наших пращуров в тех местах невозможным.

Живописец отобразил то время, когда народ Гипербореи, пережив зиму, двинулся в более теплые земли. Затем город скроется под водами моря Лаптевых. В небе  виден образ вселенского сверх-существа - Перуна. он держит меч , знак Расы - четырех великих народов Гипербореи (да/Арийцев, х/Арийцев, Святорусов и Рассенов). Повозки движутся по направлению к свету и теплу.

В.Б. Иванов. Исход гиперборейцев

В.Б. Иванов. «Исход гиперборейцев» 2008

Эта картина
перекликается с картиной "В веке Индры". Это полотно является как бы
продолжением, показывающим как гиперборейцы покидают свои земли. Это
единый народ, идущий в будущее.Об этом нам говорит знак, который
виднеется в небе - СОЛНЦЕВОРОТ. Уже потом, спустя тысячелетия, наши
предки Арии начнут разделяться на Русских, индусов, персов, кельтов,
немцев, осетинов. армян и т.д. Самый большой народ Ариев долго будет
называть себя Русами. Остаток этой Расы - Русский народ больше других
сумел сберечь древнейший язык гиперборейцев.

В.Б. Иванов. В городе Словенске

В.Б. Иванов. «В городе Словенске» 2009

Здесь мы видим город, основанный князем Словеном еще в киммерийскую пору. Считается, что этот город основан в 2400-х годах до р.х. А находился он у реки Волхов недалеко от Чудова и Дубцов. Современник Словена князь Фус основал другой город в окрестностях современного города Старая Русса. Живописец представляет нам древнейший Русский город, используя скрытую память о прошлом, знания о временах скифских и киммерийских, впечатления от образов из Велес-книги.

В.Б. Иванов. Вечереет. На прогулке

В.Б. Иванов. «Вечереет. На прогулке» 2006

А на этой картине художник стремится показать нам гармонию между природой и творением человека, показать такой мир, в котором жить было удобно и счастливо. Мы видим, что изображен тот миг, когда тройка лошадей, замедлив ход, сворачивает влево. Еще довольно светло, сумерки только-только начинаются. Солнце еще не зашло. Но уже пора поставить в столб-фонарь горшочек с горящим маслом, чтобы он в темноте помогал путникам не сбиться с дороги. Время, показанное на картине, отстоит от нас на четыре или пять веков назад.

В.Б. Иванов. Видение поморам Великой богини Арктиды

В.Б. Иванов. «Видение поморам Великой богини Арктиды» 2007

На полотне изображено мгновенье, когда кочи поморов причалили к берегу одного из островов Ледовитого океана. Что же они видят? Следы великих построек. Огромные каменные шары разбросаны по берегу. Невиданных размеров громадная рука держит меч - остаток столь же исполинского изваяния. На плоскости большой скалы проступает изображение Богини. Этот облик богини можно отождествить с Русской Богиней Мокошью.  Смелые поморы - Русские люди, которые совершили множество плаваний в северных морях - завороженно глядят на Богиню. Люди совсем других времен смотрят на следы деятельности их предков.

В.Б. Иванов. Волхвы

В.Б. Иванов. «Волхвы» 2005

Волхвы - это гадатели, пророки, предсказатели, ведающие прошлое, настоящее и будущее. Они были древними служителями языческих богов. Вот почему волхв идет по дороге из храма. это храм, посвященный солнечному Богу Хорсу, одному из главных Славянских богов. Основу храма составляет простой шатер.  бревна тщательно выкрашены для предохранения от сырости. Башня со звонницей видна со всех сторон. Храм этот очень древний да и сам волхв судя по всему очень стар. Может ему уже больше ста лет. Кстати, долголетие было не такой уж редкостью у ведических Русов. Знание законов мироздания и гармония с природой надежно охраняли здоровье, являясь источником долгой жизни.

В.Б. Иванов. Домовой

В.Б. Иванов. «Домовой» 2008

Славянский домовой - добрый бог как древности, так и современности, заботник, хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев  и озорник. Живет в домах этот дух и по сю пору. Зовут его дедушкой, хозяином, суседкою. главное его дело - досмотр за хозяйством. Домовой видит каждую мелочь, неустанно заботится и хлопочет. чтобы все было в порядке. он бережлив и расчетлив и если ему жилье по душе, то он служит этой семье: во всем помогает, предупреждает о надвигающейся беде. Домовой любит работящих хозяев. А вот ленивому хозяину помогает "запустить" хозяйство, мучает людей во сне. Пуст и беззащитен дом без домового. Вот почему многие, переезжая в новый дом, приглашают к себе и домового. Для этого нужно поскрести под порогом, собрать мусор в совок и посыпать его в новом доме. Вместе с этим мусором перебирается и сам "хозяин". И не забыть принести ему на новоселье горшок кашии сказать: "Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!" домовой обычно обитает за печкой,но может выбрать себе и другое место. Он очень любит подарки. Можно подарить ему нюхательного табаку, до которого он большой охотник. И, тот кто хочет чтобы в доме всегда был порядок должен кормить своего домового. Лично я каждый раз на ночь ставлю ему на плиту чашечку с молоком и кусочек хлеба или печенья на блюдечке, приговаривая:"Домовушечка, Домовушечка! Приди ко мне покушать."А утром это "угощенье" надо выкинуть в окно. Правда несколько раз так случалось, что оно исчезало. Наверное, у моего домового тогда были гости. Редко кто может увидеть домового. Выглядит он как маленький старичок, покрытый седенькой шерстью, но может принять облик и самого хозяина дома. Порой он любит пошутить...Кто из нас не сталкивался с тем, что иногда пропадают вещи, а потом может и находятся, но совсем в другом месте. В таких случаях я всегда говорю три раза:"Шут, шут! Пошутил, да и будет." Все сразу же находится.

На этой картине художник изобразил домового как раз как ХОЗЯИНА.  Заботливого и требовательного одновременно. Глаза у него строгие, но добрые  и рукой он как бы с нежностью проводит по стене.

В.Б. Иванов. Жрец Чернобога

В.Б. Иванов. «Жрец Чернобога» 2007

Чернобог - ужасное божество древних славян, олицетворение всех злоключений и бед. самого Чернобога изображали закованным в крепкую броню, да и сам истукан его был железный. У него было лицо, исполненное ярости, а в руке он держал копье, готовое к нанесению всяких зол. Храм его строился из черного камня, а перед статуей стоял жертвенник, обагренный кровью. В жертву ему приносили коней, пленников  и рабов. Но иногда бросали жребий среди жителей этих мест, чтобы их кровью улестить Чернобога. Люди молились ему и хотя он и мог отвратить бедствия и войны, любви и благодарности к нему никто не испытывал - один только страх. Вот почему художник изобразил жреца таким грозным. Среди башен мрачного храма можно разглядеть проступающий лик самого Чернобога. А кровь символически изображена в виде множества мухоморов.

В.Б. Иванов. Миражи Арктики (Трои Даждьбога)

В.Б. Иванов. «Миражи Арктики (Трон Даждьбога)»

Даждьбог - это сын Сварога, бог солнца и его олицетворение. Идол его стоял на холме в Киеве. Предполагается, что имя это образовано сочетанием слов "дать" и "бог". родной брат Даждьбога - Сварожич. Даждьбог замыкает зиму и отмыкает лето. Вот почему так по-разному изображают его живописцы.

На этом полотне мы видим его на ледяном троне с ледяным жезлом в руке, вокруг северное сияние, а у подножия трона уже - половодье...  мимо проплывают тающие льдины.

Колесница Дажьбога

Б.М. Ольшанский. «Колесница Дажьбога»

А здесь мы
видим совсем иную картину: огненные кони несут его колесницу. На небе
одновременно и солнце, и луна, и радуга. А внизу, на земле, все уже
зелено. Наши предки верили, что Даждьбог покровительствует свадьбам,
встречает жениха на рассвете в день бракосочетания. Именно такой его
образ и изобразил живописец на этом полотне.

В.Б. Иванов. Храм бога Знича

В.Б. Иванов. «Храм бога Знича» 2006

Это божество олицетворяло изначальный огонь, дающий животворное тепло. Почитание огня существовало у большинства народов Земли. У наших предков не было изваяний Знича. Это был просто неугасимый огонь. Во многих городах Руси были воздвигнуты храмы, где содержался этот огонь. В зимнюю пору значение и польза огня еще сильнее. На картине мы видим дым из дымохода на крыше. В храме не угасает огонь. У открытого очага стоит волхв. Рядом и топливо для костра - ветки ели. Ограду храма украшают изображения Русских Богов. Сам же храм срублен по подобию избы и богато украшен резьбой и разными изображениями.

В.Б. Иванов. Храм Радогоща

В.Б. Иванов. «Храм Радогоща» 2009

На этом полотне мы видим пригожий летний день. Цветет Иван-чай. Вдоль храма по тропинке идет женщина. Из под ног ее выпорхнул удод, а волхв открывает дверь в храм. Культ Радогоща,  Бога гостеприимства, был широко распространен в северо-западных Славянских землях.

В.Б. Иванов. Царь леса

В.Б. Иванов. «Царь леса» 2009

Царь леса - это Леший.  Есть он в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек ,но левая пола запахнута на правую, обувь перепутана: правый башмак (лапоть) надет на левую ногу, а левый - на правую. Глаза зеленые и горят, будто угли. Леший отливает синеватым светом, так как кровь у него синяя Художник именно таким его и изобразил. На полотне мы ясно видим, что Леший - Хозяин леса, он его охраняет и оберегает. Помогает живущим в лесу животным и птицам. Мы видим на картине  лешего в окружении лесных жителей. Все они как бы пришли к нему со своими проблемами, а может и с печалями и просьбами. Беда тому, кто с дурными намерениями в лес пойдет: напугает, заманит в чащу непроходимую или напустит на глаза туман и заблудившийся человек долго будет ходить кругами или вовсе сгинет. Когда леший идет лесом - он равняется высотой с самыми высокими деревьями, а на полянке - ниже травы, свободно может укрыться под любым листочком. На луга он выходит редко, там царствует его сосед - Полевик. Не заходит он и в деревни. чтобы не ссориться с домовым и с баенником. Лешие умеют хохотать, аукаться и плакать. От проказ лешего можно вызволиться, прочитав молитву, переодев одежду наизнанку и ботинки левый на правую ногу. а правый на левую и сказать его любимую поговорку:"Шел, нашел, потерял". Но лучше всего, идя в лес, захватить с собой подарочек для Хозяина - например, нюхательный табак или еще какой гостинец, выращенный на огороде или в саду. Положить его на первый пенек и со всем уважением обратиться к нему, пообещав не брать ничего лишнего, а только для пропитания. Тогда он и места грибные покажет и поляны ягодные. лично я когда иду в лес у себя на дальней даче (а там места глухие, леса Муромские), я всегда с ним здороваюсь: "Здравствуй, Трофим Пантелеевич! Я тебе гостинец принесла (кладу на пенек листья табака, который растет у меня в саду). Мы к тебе в гости пришли. Погуляем немного и уйдем домой. А ты мне путь- дорожку укажи, от беды отведи". Это имя само у меня в голове мелькнуло, когда я около 30 лет назад впервые в тот лес пошла. Наши местные старожилы меня предупреждали, что в лесу есть несколько гиблых мест и лучше туда не соваться. Но под защитой Хозяина я гуляю с собаками и котом совершенно спокойно. Впрочем, есть один день в году, когда нельзя ходить в лес (4 октября). В этот день лешие бесятся. А на Ерофея-мученика указано лешим пропадать или замирать. Отмечено, что именно в этот день случаев браконьерства гораздо больше.

Клятва Сварожича

Б.М. Ольшанский. «Клятва Сварожича» 2003

По представлениям славян, один из сыновей Сварога олицетворял земной огонь и звался Сварожич. Некоторые славянские племена почитали Сварожича еще и как бога войны и побед. Именно этот образ мы видим на картине художника. Сварожич держит в поднятых руках меч, а вокруг стоят воины, одетые в шлемы и панцири. Окружают священное место идолы богов и богинь.

Сварог

Б.М. Ольшанский. «Сварог» 2006

Сварог - это верховный Владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварог как олицетворение неба признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний и являлся творцом небесного огня. Земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, посланный на землю в виде молнии. Вот почему славяне молились огню как сыну Сварога. Сварог разбивал громовыми стрелами тучи и выводил из них солнце (как говорили древние:"возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы". Восход солнца это как бы его возрождение. Вот почему Сварог - это божество, дающее жизнь солнцу - рождающее Даждьбога. На полотне художник изобразил самый важный момент - Небо как бы обнимает Землю, рассыпает на нее свои сокровища лучей и вод. А земля, согретая и увлажненная, растит травы, деревья. цветы и дает пищу человеку и животным. Все основные боги славянские - дети Сварога.

_Людмила_

Татьяна, спасибо, что познакомили нас с этими замечательными сказочными картинами. Ещё долго и внимательно буду их рассматривать. Интересно-о-о...

Татьяна Смирнова

Я постаралась рассказать как могла о некоторых гранях славянской мифологии. Тема эта неисчерпаема.

Elena.ost

Спасибо вам большое за возможность посмотреть коллекцию замечательных картин. С интересом прочитала сопроводительный текст. Все очень интересно, отличный материал.

Викторичка

Татьяна, а где можно в живую посмотреть эти красоты? Где проходит эта выставка? Очень познавательно и интересно! Спасибо!

Татьяна Проснякова

Выставка проходила в музее Москвы до 15 февраля. Мы тоже получили большое удовольствие от просмотра. Возникло море вопросов и желание узнать побольше на эту тему. У нас остались ещё фотографии.

Татьяна Смирнова

К сожалению, выставка уже закрылась. А проходила она в музее Москвы. Но не печальтесь: будут еще выставки - ведь была представлена лишь малая часть коллекции Юрия Михайловича. Тогда я через сайт сообщу  об открытии новых экспозиций. Просто, Юрий Михайлович пригласил меня уже на ее закрытие.

Галина К

Красиво, интересно, завораживает.. Картины хочется посмотреть настоящие или хотя бы побольше размером, ведь там каждая деталь говорит..

Татьяна, СПАСИБО!

na-ta-li

Спасибо, Татьяна! За возможность соприкоснуться с истинным искусством и за вашу статью! Прочитала с удовольствием.

Серафима28

 Как интересно! Спасибо за возможность прикоснуться к прекрасному!

Алена Л

Очень интересно! Спасибо!!!

Оптимистка

Завораживает ! Очень красиво и познавательно!!! Благодарю !цветыцветыцветы

Gortenzija

цветыЯ начала уже беспокоится, все нет и нет Ваших репортажей и так обрадовалась увидев новую страничку! С упоением просмотрела и прочла  Ваш фоторепортаж, такое чувство я первый раз испытала увидев картины Николая Константиновича Рериха, что-то такое  необыкновенно-изумительно-прекрасное, я даже слов не нахожу, чтоб передать все чувства, которыми переполнена душа. Спасибо Вам огромное!!! Низкий поклон замечательным художникам - В.Б.Иванову, Б.М.Ольшанскому !!! благодарюИ огромная благодарность Ю.М.Медведеву за то , что мы имеем возможность  лицезреть ,это чудо!!!благодарюА Вам , отдельное спасибо, за интереснейший комментарий!!!благодарю

Пустовит Елена Ивановна

Такие положительные эмоции вызывают и картины и Ваш сопроводительный текст,Татьяна Викторовна!Спасибо!

Вера Парфентьева

Большое спасибо!Очень красиво и интереснейший материал, который невозможно "переработать" быстро! Буду ещё возвращаться к нему многократно!!!

Жукова Елена Ивановна

Спасибо за интересный репортаж!

Oksana P

ОГРОМНОЕ Спасибо! Очень интересный материал! Смотрела с удовольствием! На уроках Мировой художественоой культуры изучаем с пятиклашками древнеславянскую мифологию, разрешите Ваш материал использовать в качестве ознакомления с творчеством современных художников В.Б.Иванова, Б.М.Ольшанского.

Татьяна Смирнова

Конечно, этот материал можно использовать. Это просто замечательно, что Вы знакомите детей с нашей древней культурой.

Ашатан.К

СПАСИБО благодарю

Olga V

Татьяна, спасибо Вам огромное за этот замечательный фоторепортаж! благодарюсупер!

Aristova-Jacquemin Lydia

Присоединяюсь ко всем и ГРОМАДНОЕ СПАСИБО за такую яркую сказку-быль.

гость

Прошу прощения, господа! А абсолютная недостоверность изложенной "мифологии" никого не смущает? Все это является современным вымыслом, и к настоящей славянской истории и мифологии никакого отношения не имеет. Во всяком случае, когда будете знакомить с этой "славянской мифологией"  детей, помните об этом.

IRINA.artist

Спасибо большое за картины прекрасные и славянскую мифологию. Очень впечатляет!