Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Ель и человек

 Ёлочка, живи!
4 местоНаградные документы
Работа заняла
4 место
в номинации
Творческий проект
В избранных: 1

Поделиться:

Автор(ы) Быкова Женя
Возраст 8—9 лет
Учебное заведение 2 "А" класс, МОУ СОШ №47, город Белгород, Россия
Преподаватель Окунева Галина Николаевна

Самый веселый праздник, Новый год, не обходится без пушистой, сверкающей

огнями нарядной елки. Вряд ли можно отыскать человека, равнодушного к
ели.

Ель — вечнозеленая хвойная порода. Это наиболее древние растения на Земле, ведь они появились когда
зеленели леса из древовидных папоротников, хвощей, плаунов, среди которых
бродили стегоцефалы-первые наземные позвоночные животные. А было это около 370
млн. лет тому назад, тогда как человек появился всего лишь примерно 40 тысяч в
те далекие времена, лет назад. Вот из какой глубокой
древности пришли к нам хвойные растения! Ствол прямой до 30—40 метров высотой,
с густой конусовидной кроной, которая начинается у одиноко растущих деревьев
почти у земли. Ветвление и охвоение крайне
густое. Живет до 300 лет, но первые 10—15 лет растет очень медленно. С
огромной симпатией писал о ели профессор С.-Петербургского лесного института
Д.Н. Кайгородов в книге очерков «Из зеленого царства». «Среди
поляны между несколькими крупными, поросшими мохом камнями… стоит роскошная густоветвистая елка, высоко поднимающая свою
остроконечную вершину над окружающим поляну лесом. Длинные нижние ветви ее
красиво изгибаются книзу, и концы их широкими лапами покоятся на зеленом ковре
поляны, усеянной цветами. Прекрасная вечнозеленая пирамида!» Очень красива ель с
конца мая до середины июня, когда на кончиках ветвей появляются молоденькие
желтовато-зеленые побеги которые, постепенно темнея, проходят через все
оттенки зеленого цвета, пока в конце лета не
приобретут традиционный темно-зеленый тон. В начале лета на кончиках ветвей
появляются золотисто-желтые мужские соцветия и ярко-красные женские, будущие
шишки. Встречаются деревья с гребенчатым типом ветвей, которые напоминают
широкие рукава боярской одежды.

Вероятно, именно их имел в виду поэт А.И.Фет,
когда писал, что «ель рукавом мне тропинку завесила». Окраска хвои тоже может
различаться: кроме темно-зеленой, бываетсизая, голубая, желтая и даже
пестрая. Великий русский художник И.И. Шишкин в картине «Лесная глушь»
изображает ели голубовато- зелеными. Более всего Шишкин любил изображать
хвойный лес. Он был первым в русской живописи, кто раскрыл обаяние могучего
старого бора, пахнущего мхом и смолой, показал его красоту и величие.

Что же касается «вечнозелености»
хвойных, то здесь, скорее всего, лучше сказать, что они остаются постоянно
зелеными. У ели хвоя сохраняется до 7 лет, а потом постепенно заменяется новой.
Вот как описывает «хвоепад» известный писатель В.А. Солоухин: «Ветра не было.
Значит, иглы падали сами по себе. По всему лесу, если хорошенько прислушаться,
был слышен шелестящий, как дождичек, иглопад. Я подставил ладони, и тотчас на
них упало несколько отживших невесомых иголочек».

Ель распространена от северных
границ лесной зоны до северных границ
чернозема, образуя смешанные насаждения. Но чаще всего она образует, как
говорят лесоводы, чистые еловники, без примеси других пород. В них царит тишина
и полумрак. В таком лесу нет подлеска из кустарников, под ногами пружинистый
бархатистый ковер зеленых мхов, да иногда приземистые кустики черники,
брусники, островки кислицы, гирлянды плаунов. Дятлы, клесты, белки находят
здесь жилище. А клесты даже в лютые морозы выводят своих птенцов в гнездах,
укрытых заснеженными лапами ели.

Наши далекие предки относились к
деревьям, как к живым существам, наделяли их способностью творить добро и зло,
считая, что в вечнозеленых ветвях ели зимуют добрые духи, люди несли им
подношения, украшали пушистые ветки подарками. Отсюда и пошел обычай украшать
душистую ель. Этот обычай родился у жителей Германии. Немцы считали, что это
священное дерево, что в его ветвях обитает добрый «дух лесов» — защитник
правды. Зеленея в любое время года, ель олицетворяла бессмертие, вечную
молодость, смелость, верность, долголетие, достоинство. Сама ель и ее шишки
были символами огня жизни, восстановления здоровья. Стройная и пушистая,
покрытая вечнозеленой хвоей, она наполняет раз в году человеческое жилище
свежим смолистым ароматом. Первая елка в честь Нового года появилась в России в
канун 1700 года. По указу Петра Великого всю неделю на главных площадях по ночам пылал огонь в смоляных бочках, устраивались
фейерверки, а в домах пахло смолой и еловыми ветками.

Дочь Петра, императрица Елизавета
Петровна, любила устраивать во дворце роскошные елки. Пышные новогодние
торжества обожала и другая великая императрица, Екатерина II. В 1852 году В
Петербурге была устроена первая публичная елка. Концу 19 века этот красивый
обычай распространился по всей России.

Все мы, от мала до велика, наизусть
знаем слова песенки «В лесу родилась елочка». А родилась эта песенка в начале XX века. В одном
симпатичном московском доме прелестная дама Р.А. Кудашева сочинила
стихотворение «Елка» и подарила его друзьям на рождество. Музыку на эти строки написал Л.К. Бекман.

После 1917 года елке объявили войну. Власти
посчитали, что украшенное дерево — атрибут религиозного праздника Рождества
Христова, и , следовательно, с ней надо бороться так же, как с религией.
Поэтому до 1935 года елка официально
была под запретом. Но потом традиция вновь возродилась. Елка вернулась к нам в
1935 году, когда Сталин неожиданно, за три дня до нового года, приказал устроить
в кремле елку для ребят. А с 1947 года день 1 января стал «красным днем
календаря», то есть нерабочим. Нынче по обычаям и традициям русского народа
наряженную елку стремятся установить даже в тех краях, куда ее надо привозить
издалека, например, в Среднюю Азию или
на корабли, бороздящие океан за экватором.

Ель — порода смолопродуктивная . Она-
единственная в нашей стране дерево со спелой древесиной. Древесина ели легче
сосновой и хорошо колется. В прошлом она широко использовалась для получения
колотых кровельных материалов. По гибкости древесины ель превосходит многие
другие хвойные породы. Поэтому ее древесина используется для производства
гнутых изделий ( дуги, сани, охотничьи лыжи). Молодые елочки широко
использовались в прошлом на вицы для вязки плотов. С незапамятных времен
человек использовал извлекаемую из еловой древесины смолу. Это ценное сырье
применялось в различных областях промышленности. После специальной обработки из
нее получают заменитель импортного шеллака, идущего на производство граммофонных
пластинок. Канифоль, добываемая из еловой серки, идет на приготовление
нитролаков. Клей из еловой серки применяется также в бумажной промышленности
для проклеивания различных сортов бумаги.

Еловая древесина широко применяется в
целлюлозно-бумажной промышленности, являясь основным ее сырьем. На переработку
поступают очищенные от коры кряжи, а из коры извлекают дубильные вещества и
смолу. Но если целлюлозу и бумагу можно
выработать из древесины других деревьев, то при изготовлении музыкальных
инструментов ель заменить нечем. Незаменима она при производстве пианино, скрипок, гитар,
балалаек. Замечательные «музыкальные способности» еловой древесины человек
подметил еще в глубокой древности. Старинный русский инструмент гусли
мастера непременно выдалбливали из еловой колоды.
«Музыкальные способности» ели
проявляются порой совсем неожиданно. Неслучайно знаменитые вологодские кружева
плетут чаще всего на легких еловых коклюшках. 10—12 пар коклюшек перебирает
одновременно в руках кружевница.
Соприкасаясь друг с другом, коклюшки издают мягкие негромкие звуки,
напоминающие звуки ксилофона.

Уже на заре человечества ель
считалась деревом- целителем. Для
лекарственных целей используют хвою, молодые веточки, незрелые шишки и смолу. В
хвое содержится витамин С, дубильные вещества .Хвоя применяется в парфюмерной
промышленности. В состав многих из них входит этот запах.

«Ель-еленица,
красная девица»

Во всех славянских языках слово «ель» — женского рода: ее конический силуэт
ассоциировался с высокой стройной женщиной в традиционном народном наряде. Ель
— не только воплощение женского божества, но и символ женской судьбы. «Зеленая
ялиночка на яр подалася, молодая дивчиночка в казака вдалася», — пели украинки.
«А елка, ты елка зеленая, та все тебе все сучья ветются, только у меня нету
макушечки, макушечку мою бурею сломило», — пела в Калужской губернии русская
девушка-сирота.

Ель-образ мирозданья

Пушкинскую белку из «Сказки о царе Салтане» (1831), что «под елкою высокой»
«песенки поет, да орешки все грызет», фольклористы недаром сравнивают с белкой
Рататоск, бегающей по стволу мирового древа германо-скандинавской мифологии — ясеня Иггдрасиль. В русской языческой мифологии ель — мировое древо и в силу
своей «горной» конической формы — аналог мировой горы, и даже образ всего
мироздания в целом: как на море не счесть волн, а на небе — звезд, так на ели — хвоинок.

Татьяна Смирнова

Очень хороший проект! Много полезной и интересной информации вам удалось подобрать.

Татьяна Проснякова

Молодец, Женя! Столько всего интересного тебе удалось узнать! Какой же уникальной и удивительной , оказывается, является наша знакомая ёлочка.