Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Всемирный день коренных народов мира

 Календарь Страны Мастеров (июль – сентябрь)
2 местоНаградные документы
Работа заняла
2 место
В избранных: 3
В избранных: 3

Поделиться:

Автор(ы) Кучер Наталья
Возраст 10—11 лет
Учебное заведение МАОУ ДОД "Центр внешкольной работы", объединение"Сударушка",город Боровичи,Новгородской области
Материалы солёное тесто,акварельные краски, ткань- _Флок
Педагог Кучер Татьяна Саввовна
Тема работы9 августа

Я хочу рассказать вам о северном народе- СААМИ, который проживает у нас на севере в Мурманской области (Кольский полуостров) в селе Ловозеро.

Я хочу рассказать вам о северном народе- СААМИ, который проживает у нас на севере в Мурманской области (Кольский полуостров) в селе Ловозеро. (фото 1)

При составлении краткого очерка истории саамов следует упомянуть, что этот народ — дитя природы, долго сохранявший свои традиционный образ жизни, не создал огромной империи, не угнетал других народов, а жил своей жизнью, которая представляла собой постоянную борьбу с силами природы.

Саамы (самоназвание), саами, лопари, народ в Норвегии (40 тыс. человек), Швеции (18 тыс. человек), Финляндии (4 тыс. человек), в Российской Федерации (на Кольском полуострове, 2 тыс. человек). Язык саамский, составляет отдельную подгруппу финно-угорской группы уральской семьи; распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов. Верующие саамы в Скандинавии — лютеране, в Российской Федерации — православные.

При составлении краткого очерка истории саамов следует упомянуть, что этот народ — дитя природы, долго сохранявший свои традиционный образ жизни, не создал огромной империи, не угнетал других народов, а жил своей жизнью, которая представляла собой постоянную борьбу с силами природы.

Саамы (самоназвание), саами, лопари, народ в Норвегии (40 тыс. человек), Швеции (18 тыс. человек), Финляндии (4 тыс. человек), в Российской Федерации (на Кольском полуострове, 2 тыс. человек). Язык саамский, составляет отдельную подгруппу финно-угорской группы уральской семьи; распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов. Верующие саамы в Скандинавии — лютеране, в Российской Федерации — православные.

 (фото 2)

До XVII века основными занятиями саамов были охота и рыболовство, с XVII века начинает интенсивно развиваться оленеводство, ставшее для большинства саамов ведущим занятием.
Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с рыболовством и охотой.
Традиционная пища саамов зимой состояла из оленьего мяса, летом — из рыбы; некоторые группы саамов употребляли также оленье молоко.

До XVII века основными занятиями саамов были охота и рыболовство, с XVII века начинает интенсивно развиваться оленеводство, ставшее для большинства саамов ведущим занятием.
Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с рыболовством и охотой.
Традиционная пища саамов зимой состояла из оленьего мяса, летом — из рыбы; некоторые группы саамов употребляли также оленье молоко. (фото 3)

Традиционным переносным жилищем саамов при перекочёвках служил шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, а зимой оленьими шкурами, — кувакса у кольских

Традиционным переносным жилищем саамов при перекочёвках служил шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, а зимой оленьими шкурами, — кувакса у кольских (фото 4)

Другое традиционное жилище (вежа, кота) — непереносная постройка в форме четырёхгранной пирамиды из жердей, крытая дёрном. Пол выстилался ветками и поверх них — оленьими шкурами. В центре устраивался очаг, над ним, наверху постройки — отверстие для выхода дыма. Зимнее жилище у скандинавских саамов — тупа, у кольских — пырт: срубная однокамерная постройка с плоской, чуть наклонной, дерновой крышей.

Другое традиционное жилище (вежа, кота) — непереносная постройка в форме четырёхгранной пирамиды из жердей, крытая дёрном. Пол выстилался ветками и поверх них — оленьими шкурами. В центре устраивался очаг, над ним, наверху постройки — отверстие для выхода дыма. Зимнее жилище у скандинавских саамов — тупа, у кольских — пырт: срубная однокамерная постройка с плоской, чуть наклонной, дерновой крышей.

 (фото 5)

Традиционная мужская и женская одежда — юпа (куфт): прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали широким кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах, кожаный мешочек с огнивом, кошелёк для денег, разного рода амулеты. Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи, женщины — рубаху, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках и передник. Национальный костюм саами как будто впитал в себя яркие, чистые краски Кольского Севера. Любовь к ярким, жизнерадостным цветам и орнаментам проявляется у саами на каждом шагу - в отделке одежды, обуви, рукавиц, сумок, оленьей упряжи. Излюбленные цвета - красный и синий. Каждая саамская деревня отличается собственными традициями в оформлении костюмов.

Традиционная мужская и женская одежда — юпа (куфт): прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали широким кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах, кожаный мешочек с огнивом, кошелёк для денег, разного рода амулеты. Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи, женщины — рубаху, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках и передник. Национальный костюм саами как будто впитал в себя яркие, чистые краски Кольского Севера. Любовь к ярким, жизнерадостным цветам и орнаментам проявляется у саами на каждом шагу - в отделке одежды, обуви, рукавиц, сумок, оленьей упряжи. Излюбленные цвета - красный и синий. Каждая саамская деревня отличается собственными традициями в оформлении костюмов.  (фото 6)

Зимней верхней одеждой служил у скандинавских саамов пэск (или мудд), у кольских саамов — печок: глухая одежда из оленьих шкур мехом наружу со стоячим воротником, стягивавшимся ремешками; у женщин ворот, подол и обшлага рукавов украшались кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером, перламутровыми пуговицами.
На голове зимой носили разных фасонов суконные шапки на меху, украшенные бисером, цветным сукном; летний головной убор у замужних женщин — шамшура, близкая по форме к русскому кокошнику, у девушек — перевязка в виде полого цилиндра. На ногах носили каньги — низкую обувь из ровдуги или меха, с ремешками, обкручивавшимися вокруг щиколотки; зимой — яры (меховые сапоги выше колен с загнутыми носами)

Зимней верхней одеждой служил у скандинавских саамов пэск (или мудд), у кольских саамов — печок: глухая одежда из оленьих шкур мехом наружу со стоячим воротником, стягивавшимся ремешками; у женщин ворот, подол и обшлага рукавов украшались кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером, перламутровыми пуговицами.
На голове зимой носили разных фасонов суконные шапки на меху, украшенные бисером, цветным сукном; летний головной убор у замужних женщин — шамшура, близкая по форме к русскому кокошнику, у девушек — перевязка в виде полого цилиндра. На ногах носили каньги — низкую обувь из ровдуги или меха, с ремешками, обкручивавшимися вокруг щиколотки; зимой — яры (меховые сапоги выше колен с загнутыми носами)
 (фото 7)

Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями. Долго сохранялись следы дохристианских культов с развитым пантеоном, поклонением духам

Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями. Долго сохранялись следы дохристианских культов с развитым пантеоном, поклонением духам  (фото 8)

и священным камням-сейдам, шаманизмом и т. п.

и священным камням-сейдам, шаманизмом и т. п. (фото 9)

Ежегодно в Ловозере проводятся национальные праздники, такие как Праздник Севера и День оленевода, саамские игры, приезжайте к нам на север.

Ежегодно в Ловозере проводятся национальные праздники, такие как Праздник Севера и День оленевода, саамские игры, приезжайте к нам на север.
 


 (фото 10)

 

Если вы хотите узнать больше об истории и культуре с саамского народа, вы можете найти дополнительную информацию на  сайте под рубрикой "Русская Лапландия".

 

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Так здорово! ура!

Птаха_ку

Спасибоблагодарю

АРАМАТ-55

Как интересно!

Птаха_ку

спасибоблагодарю

Велько Ольга Григорьевна

Прекрасная работа!Интересная информация.Молодец,Наталья!браво

Птаха_ку

Мы старалисьблагодарю

Вера Л.

С удовольствием читала!

Птаха_ку

А быть там на празднике одно удовольствиежму руку

Степан Яндо

Забавно)) 

Степан Яндо

Есть среди саами знакомые: Татьяна Викторовна Сечко - директор национального культурного центра; Динара Скавронская