День этнографа

 Календарь Страны Мастеров (июль – сентябрь)
2 местоНаградные документы
Работа заняла
2 место
В избранных: 1

Поделиться:

Автор(ы) Чедырова Эльза Лиджиевна
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение РФ, г. Элиста
Материалы цветная бумага, узорный картон, шелковые нитки, бисер, клей, маркеры золотого, серебряного и черного цветов
Тема работы17 июля

День Этнографа отмечается 17 июля в честь дня рождения Н. Н. Миклухо-Маклая -- всемирно известного российского этнографа, антрополога, биолога и путешественника. Но в этот день можно почтить память и ученых-этнографов, оставивших описание калмыцкого этноса.
С именем русского естествоиспытателя П. С. Палласа связана одна из первых этнографических работ о калмыках. Он оставил беглые сведения о национальном характере. Значительное место в его рукописи отводится материальной культуре: описанию мужской и женской одежды, головных уборов, жилища, домашнего производства, различных видов пищи. Не менее ценны его сообщения о домашней утвари, связанной с кочевой жизнью калмыков.
Известный вклад в изучение этнографии калмыков внесли работы и других исследователей: русского путешественника и натуралиста И. И. Лепехин, чиновника царской администрации Н. И. Нефедьева, барона Ф. Бюлера, этнографа и натуралиста И. Г. Георги, графа И. Потоцкого, пристава калмыцкого народа Н. И. Страхова, профессора Казанского университета А. В. Полова, чиновника царской администрации Н. И. Нефедьева, барона Ф. Бюлера, Павла Небольсина, И. Бентковского, главного попечителя калмыцкого народа полковника К. Костенкова. И как не вспомнить великого А.С. Пушкина, посвятившего калмычке стихотворение "Прощай, любезная калмычка..."
Большой вклад в изучение истории калмыцкого народа внес профессор Н. Н. Пальмов, организатор Центрального советского государственного архива Калмыцкой АССР. Его именем назван Национальный музей Республики Калмыкия (бывший краеведческий).

Большой вклад в изучение истории калмыцкого народа внес профессор Н. Н. Пальмов, организатор Центрального советского государственного архива Калмыцкой АССР. Его именем назван Национальный  музей Республики Калмыкия (бывший краеведческий). фото 1

Для календаря сделала панно с изображением праздничного наряда замужней калмычки. К праздничной женской одежде относятся нарядные терлег и цегдег, бытовавшие до 30-х годов XX в. Их шили всегда в талию, длиной до щиколоток, из лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, за исключением белого, желтого и черного цветов. Края подола, грудной разрез, рукавные проймы, обшлага на рукавах украшались каймой вышивки, в которой сочетались гарусные нитки разных цветов, а затем пришивался позумент.

Это праздничный женский костюм из фондов Российского этнографического музея. Астраханская губ. Конец XIX в.Головной убор всегда считался у калмыков символом свободы и ценился превыше всего. Его нельзя было класть у ног, наступать на него, перешагивать через него, дарить кому-либо. Шапки шили в особые дни, посоветовавшись с зурхачи. После этого очищали ее огнем и произносили различные йорялы (благопожелания). В 1437 году ойратский правитель Тогон-Тайша издал указ, согласно которому его народ, чтобы отличаться от монголов, должен был использовать в головном уборе красную кисть (улан зала), означавшую солнце и исходящие от него лучи. Отсюда и пошло название - улан залата хальмгуд. Описано более двадцати головных уборов различного назначения.

«Женский пол весьма бережет свои волосы», - написано в «Очерках быта калмыков Хошеутовского улуса» составителя Т. Небольсина. Раньше, когда девушка-калмычка выходила замуж, косу ее разделяли на две части, заплетая каждую отдельно, затем надевали на них бархатные чехлы - шиверлык, а на концах вешали подвески - токуги (для отпугивания шулмусов - чертей). Шиверлык надевали для того, чтобы во время работы (доения коров, приготовления еды и т.д.) волосы не мешали женщине, не падали в молоко и пищу.
Здесь представлена женский головной халмаг, которую носили по праздникам, надевали на свадьбы. Она отличалась красивой отделкой, разнообразием узоров и орнаментов. На левой стороне вышивался орнамент копыта жеребенка, а на правой - узоры из цветов и листьев. Сверху свисал большой густой гребешок из красных шелковых ниток.

Это терлег (терлиг) - платье из шелка, парчи, украшенное вышивкой шелковыми, золотыми и серебряными нитями. Пуговицы делали из серебра и были декоративными. Рукава были длинными, чтобы закрывать опущенными обшлагами кисти. С одной стороны, прятание рук — дань традиции скромного поведения. С другой благодаря этому костюм женщины приобретал законченный вид, ведь в сложной символике женского костюма каждая деталь была значима и крой платья предполагал рукава, закрывающие кисти. По мнению исследователей, рукав женского платья терлек с опущенными манжетами семантически связывается с образом марала, цегдек символизирует лебедя, особо почитавшегося монгольскими народами.

Поверх платья надевали безрукавку цегдег (цэгдэг) - такую же длинную, как платье, но распашную. Украшением верхней одежды женщин служила вышивка, ею украшали воротник, грудь, обшлага рукавов. В девичьем костюме обязательными были пояса - расшитые кушаки, к концам которых подвешивали разноцветные кисти. Замужние женщины и вдовы поясов не носили.

Калмыцкому праздничному костюму посвящен 7-й номер журнала "Куклы в народных костюмах".

День Этнографа отмечается 17 июля в честь дня рождения Н. Н. Миклухо-Маклая -- всемирно известного российского этнографа, антрополога, биолога и путешественника. Из Википедии: Этнография (от др.-греч. ἔθνος — «этнос» (народ) и γράφω — «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а так же их материальную и духовную культуру.

Впервые День этнографа начал отмечаться по инициативе первого заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ Р.Ф. Итса. Таким образом, праздник активно отмечается с 70-80-х годов XX века. В связи с тем, что середина июля – время проведения этнографических практик, праздник быстро завоевал себе популярность.

К настоящему времени какой-либо унифицированной традиции празднования Дня этнографа не сложилось. В каждом учреждении, а порой и в каждом экспедиционном отряде существуют свои неписаные правила, по которым справляется этот праздник.

В качестве общих атрибутов праздника можно назвать: торжественное застолье с непременным произнесением тостов в честь Миклухо-Маклая и Рудольфа Итса. Помимо этого, в День этнографа обыкновенно проходят свое «посвящение» неофиты — люди, впервые участвующие в этнографической экспедиции.

Я предлагаю отметить этот день посещением музея.  При подготовке материала я узнала, что в селе Калитянское Козелецкого района Черниговской области Украины есть музей Н.Н. Миклухо-Маклая. Сайт Национального музея Республики Калмыкия Сейчас многие музеи предлагают виртуальные туры. А Google создал проект бесплатных туров по 17 музеям мира. На данный момент в Google Art Project включены Музей современного искусства в Нью-Йорке, Третьяковская галерея, Версаль, Центр искусств королевы Софии в Мадриде, Национальная галерея в Лондоне, Эрмитаж, Музей Ван Гога в Амстердаме и другие знаменитые музеи мира. Выбор за Вами!

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Аккуратненько, красиво! Желаем победы!

e.Che08

Благодарю Вас! Вы первые!

Белова Светлана

Как здорово сделано!!!! Красивый образ и наряд!!!!

e.Che08

Спасибо, Светлана!

АРАМАТ-55

Замечательная работа. Удачи!

e.Che08

Спасибо! И Вам - удачи!

Наталья Оскорбина

Очень красивый нарядбраво, великолепное исполнение работы!!!цветы

e.Che08

Благодарю Вас, Наталья! Вашим ученикам удачи!

Ольга Зимова

Работа, достойная восхищения!

e.Che08

Благодарю Вас, Ольга!

Ольга Милова

Выше всяких похвал!!! Желаю только победы!!!бравобравобраво

e.Che08

Взаимно, Ольга! Восхищаюсь Вашими работами!

Пустовит Елена Ивановна

Ах,Эльза...Нет цены Вашей работе-безупречно всё!!!СПАСИБО ВАМ!!!УДАЧИ  В КОНКУРСЕ!!!

e.Che08

Благодарю Вас, Елена Ивановна, за оценку и пожелания! Вы прямо засмущали менясмущаюсь .

Лиля.

Очень красиво! Удачи!

e.Che08

Спасибо, Лиля!

ЛеночкаТ

Браво!!!!Замечательная работа!!!

e.Che08

Спасибо, Леночка! Хотела румбокс "Хижина Миклухо-Маклая", но не успевала.

Пустовит Елена Ивановна

ЭЛЬЗОЧКА,ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С СЕРЕБРОМ!!!жму рукуцветы

ГалинаЧ

Очаровательная девушка, а пейзаж очень знаком, я из Ремонтного (почти землячки). БРАВО!!!бравобравобраво

e.Che08

Точно, выжженная солнцем степь. Спасибо!

Иван Довженок

Супербраво