Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Ответ Лизе (анализ петриковской росписи)


Тип работы
Техника
Материал

Роспись Ответ Лизе анализ петриковской росписи Краска

В избранных: 33
В избранных: 33

Поделиться:

Ко мне с письмом обратилась 13-летняя школьница Лиза (пользователь сайта), которая увлекается петриковской росписью, с просьбой проанализировать её работы. С её согласия я помещаю свой ответ. Хочу надеяться, что мой анализ будет интересен и полезен также и другим пользователям, осваивающим эту замечательную роспись.
" Здравствуй, Лиза! Посмотрела я внимательно твои работы, и у меня есть к ним замечания и пожелания. Начну с того, что петриковская роспись (изначально) выполнялась темперными красками. Колер мастерицы брали натуральный (сок свеклы, пырея, вишни, бузины и т.д.), а в качестве наполнителя использовали желток куриного яйца(для теплых тонов) и белок (редко, для холодных). Редко потому, что рисовали в основном чистыми теплыми колерами - желтым, красным, зеленым, оранжевым, светло-коричневым. Смесь колера и желтка создавала темперную краску, которая разводилась водой, а когда слой краски высыхал, он покрывался тонкой и очень прочной пленкой, которая давала отблеск. Поэтому петриковская роспись по бумаге полупрозрачная, бумага слегка просвечивает сквозь слой краски. В этом её отличие, особенность и красота (смотри пример, помещенный ниже). Современные мастера, когда рисуют и по бумаге, и по дереву в качестве колера используют акварельные краски, а в качестве наполнителя тот же желток или слегка разведенный клей ПВА. Акриловая краска как бы объединяет колер и наполнитель, она сродни темперной, поэтому сейчас именно она наиболее активно используется мастерами росписи.
Ты же рисуешь гуашью. Что такое гуашь? Коротко говоря, это глина, подкрашенная разными колерами. У неё есть достоинства,которые заключаются в том, что гуашь дешева и доступна, она дает хорошее покрытие, перекрывает предыдущий слой основы, на которую её наносят. Но в этом последнем и главный недостаток гуаши: ни о какой прозрачности, тонкости, просвечивании бумаги сквозь слой краски и говорить не приходится. Мазки тусклые, если слой краски толстый, она еще при высыхании и растрескивается. Словом, роспись, выполненная гуашью, выглядит грубовато, не тонко, многих эффектов добиться нельзя. Её можно немного облагородить, если покрыть лаком (например, при росписи поверхности черного цвета), здесь она также имеет преимущества перед акварелью.
Подытожив все сказанное, я советую тебе расписывать акварельными красками с добавлением желтка или клея ПВА. Только в этом случае ты почувствуешь и ощутишь всю прелесть петриковской росписи. Мазок будет "звенеть" и переливаться оттенками.

Ко мне с письмом обратилась  13-летняя школьница Лиза (пользователь сайта), которая увлекается петриковской росписью, с просьбой проанализировать её работы. С её согласия я помещаю свой ответ. Хочу надеяться, что мой анализ будет интересен и полезен также и другим пользователям, осваивающим  эту замечательную роспись.
   " Здравствуй, Лиза! Посмотрела я внимательно твои работы, и у меня есть к ним замечания и пожелания. Начну с того, что петриковская роспись (изначально) выполнялась темперными красками. Колер мастерицы брали натуральный (сок свеклы, пырея, вишни, бузины и т.д.), а в качестве наполнителя использовали желток куриного яйца(для теплых тонов) и белок (редко, для холодных). Редко потому, что рисовали в основном чистыми теплыми колерами - желтым, красным, зеленым, оранжевым, светло-коричневым. Смесь колера и желтка создавала темперную краску, которая разводилась водой, а когда слой краски высыхал, он покрывался тонкой и очень прочной пленкой, которая  давала отблеск. Поэтому петриковская роспись по бумаге полупрозрачная, бумага слегка просвечивает сквозь слой краски. В этом её отличие, особенность и красота (смотри пример, помещенный ниже). Современные мастера, когда рисуют и по бумаге, и по дереву в качестве колера используют акварельные краски, а в качестве наполнителя тот же желток или слегка разведенный клей ПВА. Акриловая краска как бы объединяет колер и наполнитель, она сродни темперной, поэтому сейчас именно она наиболее активно используется мастерами росписи.
        Ты же рисуешь гуашью. Что такое гуашь? Коротко говоря, это глина, подкрашенная разными колерами. У неё есть достоинства,которые заключаются в том, что гуашь дешева и доступна, она дает хорошее покрытие, перекрывает предыдущий слой основы, на которую её наносят. Но в этом последнем и главный недостаток гуаши: ни о какой прозрачности, тонкости, просвечивании бумаги сквозь слой краски и говорить не приходится. Мазки тусклые, если слой краски толстый, она еще при высыхании и растрескивается. Словом, роспись, выполненная гуашью, выглядит грубовато, не тонко, многих эффектов добиться нельзя. Её можно немного облагородить, если покрыть лаком (например, при росписи поверхности черного цвета), здесь она также имеет преимущества перед акварелью.
   Подытожив все сказанное, я советую тебе расписывать акварельными красками с добавлением желтка или клея ПВА. Только в этом случае ты почувствуешь и ощутишь всю прелесть петриковской росписи. Мазок будет "звенеть" и переливаться оттенками. (фото 1)

Именно эту особенность петриковской росписи - эффект просвечивания фона (бумаги) - мы можем видеть в работах известных мастеров:Федора Панка (работа называется "Лапатый букет") и Василия Соколенка (Малевка). Цветок в малевке В.Соколенка выполнен самым чутким инструментом - пальцем руки.

Именно эту особенность петриковской росписи - эффект просвечивания фона (бумаги) - мы можем видеть в работах известных мастеров:Федора Панка (работа называется "Лапатый букет") и Василия Соколенка (Малевка). Цветок в малевке В.Соколенка выполнен самым чутким инструментом - пальцем руки. (фото 2)

Малевка (укр.) - роспись, выполненная на бумаге.

Малевка (укр.) - роспись, выполненная на бумаге. (фото 3)

Второе, что бросается в глаза при рассматривании твоих работ, недостаточно уверенное пока владение кошачьей кистью. Мазки часто располагаются не на одном уровне ( в цветке типа ромашки, например), мазок выглядит не как капля, а иногда как полено, не знаю,с чем еще сравнить.А ведь именно мастерство владения этой кисточкой - одно из главных условий при выполнении петриковской росписи. Есть мастера, которые в основном расписывают только этой кисточкой. Что надо сделать, чтобы добиться мастерства в овладении этим инструментом? Во-первых, сделать ( смотри мой мастер-класс об этом) или приобрести хорошую кисть, во-вторых, научиться правильно набирать краску этой кистью (об этом я писала в своих заметках) и, в-третьих, постоянно тренироваться, развивая руку примерно так, как это делает пианист. Много рисовать. Прежде чем приступить к основной росписи, надо сделать несколько тренировочных. Примерно после 7-й рука будет послушна.
Посмотри, как виртуозно владела кошачьей кисточкой одна из любимых мной мастериц - Пелагея Глущенко. Рисунок, помещенный ниже, полностью выполнен этой кистью.

  Второе, что бросается в глаза при рассматривании твоих работ, недостаточно уверенное пока владение кошачьей кистью. Мазки часто располагаются не на одном уровне ( в цветке типа ромашки, например), мазок выглядит не как капля, а иногда как полено,  не знаю,с чем еще сравнить.А ведь именно мастерство владения этой кисточкой - одно из главных условий при выполнении петриковской росписи. Есть мастера, которые в основном расписывают только этой кисточкой. Что надо сделать, чтобы добиться мастерства в овладении этим инструментом? Во-первых, сделать ( смотри мой мастер-класс об этом)  или приобрести хорошую кисть, во-вторых, научиться правильно набирать краску этой кистью (об этом я писала в своих заметках) и, в-третьих, постоянно тренироваться, развивая руку примерно так, как это делает пианист. Много рисовать. Прежде чем приступить к основной росписи, надо сделать несколько тренировочных. Примерно после 7-й рука будет послушна.
   Посмотри, как виртуозно владела кошачьей кисточкой одна из любимых мной мастериц - Пелагея Глущенко. Рисунок, помещенный ниже, полностью выполнен этой кистью. (фото 4)

Есть замечания и по поводу композиции. Например, возьмем твою работу "Волшебные птицы". Каждый фрагмент картины в отдельности виден, но нет четкой связующей нити между ними. Работа как бы рассыпается. И еще: закон петриковской композиции говорит о том, что самые крупные компоненты (цветы, птицы и др.) должны располагаться в центре композиции, а по краям - более мелкие, кроме того, вся работа должна иметь какой-то гармоничный абрис (овал, круг, прямоугольник). Это в твоей работе намечено, но очень слабо, нечетко. Обрати внимание, как решена композиция в работе одной из петриковских мастериц ( к сожалению, её имя не помню). Таким образцам надо подражать.

 Есть замечания и по поводу композиции. Например, возьмем твою работу "Волшебные птицы".  Каждый фрагмент картины в отдельности виден, но нет четкой связующей нити между ними. Работа как бы рассыпается. И еще: закон петриковской композиции говорит о том, что самые крупные компоненты (цветы, птицы и др.) должны располагаться в центре композиции, а по краям - более мелкие, кроме того, вся работа должна иметь какой-то гармоничный абрис (овал, круг, прямоугольник). Это в твоей работе намечено, но очень слабо, нечетко. Обрати внимание, как решена композиция в работе одной из петриковских мастериц ( к сожалению, её имя не помню). Таким образцам надо подражать. (фото 5)

И еще, говоря о деталях рисунка, я обратила бы особое внимание на листья ( каждый мазок должен быть произведением искусства, по крайней мере, к этому надо стремиться). Начало каждого мазка-лепестка должно быть четко очерчено, а не растрепанно. А для этого надо, набрав краску на кисть, придать концу кисти правильную круглую форму ( повращать кисть на палитре и посмотреть, какую форму имеет её кончик), и только когда форма правильная, можно начинать рисовать.
Я также посоветовала бы тебе поработать над переходным мазком.

И еще, говоря о деталях рисунка, я обратила бы особое внимание на листья ( каждый мазок должен быть произведением искусства, по крайней мере, к этому надо стремиться). Начало каждого мазка-лепестка должно быть четко очерчено, а не растрепанно. А для этого надо, набрав краску на кисть, придать концу кисти правильную круглую форму ( повращать кисть на палитре и посмотреть, какую форму имеет её кончик), и только когда форма правильная, можно начинать рисовать. 
   Я также посоветовала бы тебе поработать над переходным мазком. (фото 6)

 Вот краткий анализ твоей росписи. Есть к чему стремиться, над чем работать. А вообще я ценю очень тех людей, кто увлекается росписью. Роспись -это целая наука, и довольно тонкая. Успехов тебе, Лиза, в овладении замечательным искусством петриковской росписи. Елена.

Оби

Я очень рада, что заглянула к вам, столько интересной информации! Сама не рисую, хотя хочется, пробую учиться, но плохо получается. Преклоняюсь перед теми кто рисует!

Олеся 7860

Интересно! Спасибо!

travka

Спасибо,спасибо,спасибо!!! Очень рада вашим наставлениям!Обожаю петриковскую роспись!Мои ошибки как у Лизочки ,...хотя мне далеко не 13. Постараюсь проникнуться всем вашим замечаниям.

lyubamaster

Спасибо Вам большое!!!!!!Этот анализ ой как  необходим!!!Спасибо!!!благодарюцветызаписываю

Галина Токарева

очень интересно и познавательно!Я рисую акрилом,не понимаю чем отличается акрил от темперной краски?

Харченко Елена

Спасибо всем написавшим и Вам, Галина, за комментарий. Различия между красками, конечно, есть по многим признакам, но художники могут отдавать предпочтение какой-то одной краске в зависимости от поставленных целей.

   Темпера - наиболее древняя краска, ей более 3 тыс. лет. Сейчас она существует в 2-х вариантах: 1) на натуральной казеиновой связующей основе (эта краска в какой-то мере допускает смывание и исправление рисунка) и 2) на синтетической несмываемой основе ( клей ПВА и другие). Темпера  не блестит, сохнет с различной скоростью, может допускать растрескивание при высыхании. Особенный ее вариант - яичная темпера на основе акварели, которая используется в петриковской народной росписи.

   Акрил - современная краска, можно сказать, новинка. Изготавливается полностью на синтетической основе полиакрилатов, благодаря которым обладает стойким покрытием при высыхании и блеском. Многие современные художники по росписи сейчас перешли на неё. Во время росписи надо работать сравнительно быстро и беречь кисти, которые могут быть полностью испорчены, если акриловая краска на них засохнет. Есть, конечно, разбавители, замедляющие высыхание, растворители.

   Темпера сейчас используется значительно реже, т.к. процесс ее приготовления самим художником требует времени.

  Может быть, есть и другие отличия, тонкости, о которых я не знаю. Если кто-нибудь это знает, добавляйте, с удовольствием прочитаю.

Галина Токарева

я увидела темперную краску в магазине,о ней и спросила.К великому сожалению продавцы в магазине не могли ответить на мой вопрос о различии акрила и темперы.Где-то в комментариях я прочитала,что темперная краска чуть медленнее высыхает,чем акрил ,И цвета у неё получаются ярче.Акриловая краска есть глянцевая,а есть без глянца.Я попробовала обе,понравилась больше без глянца.

Харченко Елена

Да, Вы правы: темперная краска ярче, высыхает она медленнее, и кроме того, есть замедлители высыхания. Еще темперную краску художник может приготовить сам, и считается, что самостоятельно  и непосредственно перед рисованием приготовленная по несложному рецепту краска - самая стойкая и долговечная.

zlatoiskra

Спасибо большое! Очень интересно!

Харченко Елена

Всегда рада рассказать о том, что знаю. Спасибо. что заходишь.

josefinna

гос-ди,какая красота. и как подробно описанна эта роспись. я никогда не знала о такой,но сейчас я ее полюбила. спасибо вам!

Харченко Елена

Спасибо и Вам. Если хоть один человек полюбил прекрасное,  значит я писала не зря.

Рышарда

Ты-молодец

Харченко Елена

Спасибо, Рышарда. Твоя оценка особенно приятна и вдохновляет.

Татьяна Козакова

Спасибо огромное за такой рассказ! Благодаря Вам узнала о темпере. Сейчас с ребёнком учимся делать фигурки из гипса, попробовали расписывать акриловыми красками-получается тускло, хотелось бы поярче. Прочитав о темпере, узнала, что её используют при росписи по гипсу, теперь  будем  пробовать делать не только фигурки,но и краску. Мне уже хочется попробовать, а ребёнок будет очень удивлён и заинтересован!

Харченко Елена

Желаю успехов. Сообщайте о том, что получилось.

Carol

Замечательный "разбор полетов"!улыбаюсь

Харченко Елена

Спасибо, Валечка! Ты находишь время заходить в СМ. Это очень приятно. Моя кукла сейчас должна участвовать в призе зрительских симпатий на конкурсе в Киеве. Поболей за меня! Хорошо? Я напишу, когда буду сама знать что-то конкретно. Как обстоят дела с билетами? По возможности пиши на электронку. 

alunata

Елена, огромное Вам спасибо. Пока только читаю и смотрю, но вот-вот начну пробовать Петриковку. Я совершенно не умею, но очень хочется.))) Еще раз огромное спасибо