Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Городец на Волге- сказочный городок Малый Китеж


Тип работы
Событие

Фоторепортаж Городец на Волге- сказочный городок Малый Китеж

В избранных: 2

Поделиться:

Городец - один из древнейших русских городов (70 км от Н.Новгорода). Основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.

Городец был построен как военная база и крепость, в целях укрепления восточных границ Ростово-Суздальского княжества, на крутом и обрывистом левом берегу Волги.
(С) http://www.classtour-nn.ru/index.php/nn/92-gorodets

Городец - один из древнейших русских городов (70 км от Н.Новгорода). Основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.

Городец был построен как военная база и крепость, в целях укрепления восточных границ Ростово-Суздальского княжества, на крутом и обрывистом левом берегу Волги. 
(С) http://www.classtour-nn.ru/index.php/nn/92-gorodets (фото 1)
 
Городец на Волге- сказочный городок Малый Китеж (фото 2)

Мы приехали в Городец на фестиваль творчества "Мастеров народных братство"
23.07.2011
Место проведения: Набережная революции, ул. Рублева, ул.Ленина (Купеческая), Александровская набережная
Десятый областной фестиваль

Мы приехали в Городец на фестиваль творчества "Мастеров народных братство"
23.07.2011  
Место проведения: Набережная революции, ул. Рублева, ул.Ленина (Купеческая), Александровская набережная
Десятый областной фестиваль
  (фото 3)

цветочная клумба

цветочная клумба (фото 4)

Много раз Городец был сожжен татарами, а его жители были почти полностью истреблены монголо-татарскими захватчиками. Разгром был настолько большой, что после него Городец не сумел оправиться, долго оставался в запустении. Со временем на этом месте выросло село Городец, положившее начало современному городу.

Много раз Городец был сожжен татарами, а его жители были почти полностью истреблены монголо-татарскими захватчиками. Разгром был настолько большой, что после него Городец не сумел оправиться, долго оставался в запустении. Со временем на этом месте выросло село Городец, положившее начало современному городу. (фото 5)

памятник купцу
До революции в Городце было 12 церквей. Сегодня открыты для богослужения четыре храма. Самая старая церковь Михаила Архангела (1707). Спасская церковь в честь нерукотворного образа Спасителя построена и освящен в 1752 году. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы - построена в 1824 году на средства прихожан, по устному преданию – в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

памятник купцу
До революции в Городце было 12 церквей. Сегодня открыты для богослужения четыре храма. Самая старая церковь Михаила Архангела (1707). Спасская церковь в честь нерукотворного образа Спасителя построена и освящен в 1752 году. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы - построена в 1824 году на средства прихожан, по устному преданию – в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. (фото 6)

В XIV в. здесь чеканили свою серебреную монету. В XVII в. город стал одним из центров деревянного судостроения по Волге. Значительную часть Городца Екатерина II пожаловала графу Григорию Орлову, впоследствии эта часть перешла Графу Панину и княгине Волконской. В XVII в. город стал оплотом и негласной «столицей» старообрядчества. В XIX в. Городец превращается в крупный торгово-экономический и судостроительный центр.

В XIV в. здесь чеканили свою серебреную монету. В XVII в. город стал одним из центров деревянного судостроения по Волге. Значительную часть Городца Екатерина II пожаловала графу Григорию Орлову, впоследствии эта часть перешла Графу Панину и княгине Волконской. В XVII в. город стал оплотом и негласной «столицей» старообрядчества. В XIX в. Городец превращается в крупный торгово-экономический и судостроительный центр. (фото 7)
 
Городец на Волге- сказочный городок Малый Китеж (фото 8)

центральная улица города с фонарями

центральная улица города с фонарями (фото 9)

Крепостные валы Городца вокруг детинца и посада имели форму двух концентрических дуг, концы которых обращены к Волге. Вал насыпан из чистого материкового песка, строительство длилось 30 лет, землю приходилось носить в ведрах и даже в подолах и шапках. Восточный склон вала имел крутизну до 40 %. Длина вала была около 2100 метров. Вал посада имел три проезда с башнями и воротами.

Крепостные валы Городца вокруг детинца и посада имели форму двух концентрических дуг, концы которых обращены к Волге. Вал насыпан из чистого материкового песка, строительство длилось 30 лет, землю приходилось носить в ведрах и даже в подолах и шапках. Восточный склон вала имел крутизну до 40 %. Длина вала была около 2100 метров. Вал посада имел три проезда с башнями и воротами.  (фото 10)

князь Юрий Долгорукий правил Городцом недолго. Управление городом он передал своему сыну Василию, который и был первым удельным Городецким князем.

Страшное бедствие принес Городцу 1238 год. Когда хан Батый, разорив Русь Суздальскую, яростно шел на Русь Китежскую, стал громить Городецкие дружины. Земляной вал оказался неприступным для врагов, но у него нашлось одно слабое место: были широкие ворота. В них-то ворвалась разъяренная конница монгола - татар. Ужасные по своему существу слова: дикость, бесчеловечие, варварство, зверство – вполовину слабы и не выражают того, что испытали наши предки.

князь Юрий Долгорукий правил Городцом недолго. Управление городом он передал своему сыну Василию, который и был первым удельным Городецким князем.

Страшное бедствие принес Городцу 1238 год. Когда хан Батый, разорив Русь Суздальскую, яростно шел на Русь Китежскую, стал громить Городецкие дружины. Земляной вал оказался неприступным для врагов, но у него нашлось одно слабое место: были широкие ворота. В них-то ворвалась разъяренная конница монгола - татар. Ужасные по своему существу слова: дикость, бесчеловечие, варварство, зверство – вполовину слабы и не выражают того, что испытали наши предки.  (фото 11)

Яркой страницей в истории Городца является событие, связанное с именем великого полководца древней Руси Александра Невского. В 1263 году он здесь умер в одной из келий Федоровского монастыря, возвращаясь из ханской ставки Золотой Орды. В то время в Городце княжил брат Александра Невского Андрей.

Яркой страницей в истории Городца является событие, связанное с именем великого полководца древней Руси Александра Невского. В 1263 году он здесь умер в одной из келий Федоровского монастыря, возвращаясь из ханской ставки Золотой Орды. В то время в Городце княжил брат Александра Невского Андрей.  (фото 12)

в 1219 году выше Городца по Волге основываются Унжа и Юрьевец, а в 1221 году, ниже по Волге встает Новгород Нижний. Именно по отношению к Городцу этот город и «новый», и «нижний».
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm

в 1219 году выше Городца по Волге основываются Унжа и Юрьевец,  а в 1221 году, ниже по Волге встает Новгород Нижний. Именно по отношению к Городцу этот город и «новый», и «нижний». 
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm
 (фото 13)

Идет и внутренняя колонизация, но пока робко, лишь от Городца по реке Узоле протягивается цепь сельских поселений.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm

Идет и внутренняя колонизация, но пока робко, лишь от Городца по реке Узоле протягивается цепь сельских поселений.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm
 (фото 14)

Ва увидели кошку и мышей на крыше?
Незадолго до монгольского нашествия Городец и округа приобретают все предпосылки, чтобы стать удельным княжеством, но этого все же не случилось. Хотя один из источников говорит, что в 1227 году князь Юрий Всеволодович поставил владеть Нижним и Городцом своего сына Константина, который повелел «русским людям селиться по Оке и по Волге и по Кудьме и на мордовских селищах, где кто ни похочет»

Ва увидели кошку и мышей на крыше?
Незадолго до монгольского нашествия Городец и округа приобретают все предпосылки, чтобы стать удельным княжеством, но этого все же не случилось. Хотя один из источников говорит, что в 1227 году князь Юрий Всеволодович поставил владеть Нижним и Городцом своего сына Константина, который повелел «русским людям селиться по Оке и по Волге и по Кудьме и на мордовских селищах, где кто ни похочет» (фото 15)

монголы пошли на Городец, от которого «попленили» уже все по Волге. О Нижнем Новгороде – ни слова, но это и понятно: он пока – лишь «пригород» Городца.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm

монголы пошли на Городец, от которого «попленили» уже все по Волге. О Нижнем Новгороде – ни слова, но это и понятно: он пока – лишь «пригород» Городца. 
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm
 (фото 16)

В нагорной части Городца - жилая застройка второй половины 19 - начала 20 вв. Славное прошлое Городца сохранилось в облике роскошных каменных купеческих домов, украшенных крылечками с ажурным кружевом чугунных навесов, а иногда – затейливыми металлическими дымниками и водостоками. Каменные дома соседствуют с деревянными избами, обшитыми тёсом и украшенными т.н. нижегородской резьбой. Вдоль реки протянулись белокаменные торговые ряды, где проходила ежегодная ярмарка.
http://www.classtour-nn.ru/index.php/nn/92-gorodets

В нагорной части Городца - жилая застройка второй половины 19 - начала 20 вв. Славное прошлое Городца сохранилось в облике роскошных каменных купеческих домов, украшенных крылечками с ажурным кружевом чугунных навесов, а иногда – затейливыми металлическими дымниками и водостоками. Каменные дома соседствуют с деревянными избами, обшитыми тёсом и украшенными т.н. нижегородской резьбой. Вдоль реки протянулись белокаменные торговые ряды, где проходила ежегодная ярмарка.  
http://www.classtour-nn.ru/index.php/nn/92-gorodets
 (фото 17)

В 1239 году на Городец обрушилась вторая волна монголов, которые на этот раз шли дробным чёсом даже по маленьким селам, примечая то, что осталось не разграбленным в первый раз. Неподалеку от Городца раскопано селище, погибшее, вероятно, в 1239 году. Народная молва связывает именно с 1239-м годом исчезновение из Городца чудотворной иконы Богоматери, которая затем прославилась в Костроме как Федоровская.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm

В 1239 году на Городец обрушилась вторая волна монголов, которые на этот раз шли дробным чёсом даже по маленьким селам, примечая то, что осталось не разграбленным в первый раз. Неподалеку от Городца раскопано селище, погибшее, вероятно, в 1239 году. Народная молва связывает именно с 1239-м годом исчезновение из Городца чудотворной иконы Богоматери, которая затем прославилась в Костроме как Федоровская.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm
 (фото 18)

Археологические раскопки свидетельствуют, что уже к монгольскому нашествию в Городце была внушительная крепость, которой частично принадлежат ныне сохранившиеся валы (подробнее о крепости см. ниже). Настоящий расцвет Городцу, однако, принесла уже другая эпоха – эпоха контактов князей с ханами Золотой Орды.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm

Археологические раскопки свидетельствуют, что уже к монгольскому нашествию в Городце была внушительная крепость, которой частично принадлежат ныне сохранившиеся валы (подробнее о крепости см. ниже). Настоящий расцвет Городцу, однако, принесла уже другая эпоха – эпоха контактов князей с ханами Золотой Орды.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm
 (фото 19)

Уже в 1256 году дважды разрушенный Городец фигурирует на страницах летописи как полноценный торговый и дипломатический пункт. Владимирский князь проводил прежнюю политику: до последней трети 13-го века они не допускали выделения удельного Городецкого княжества, предпочитая лично управлять городом. Но причины для такого поведения до и после монгол были совершенно разные. Если до монгол князья дорожили Городцом как военным пунктом, теперь он интересует их как ворота в Орду.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm

Уже в 1256 году дважды разрушенный Городец фигурирует на страницах летописи как полноценный торговый и дипломатический пункт. Владимирский князь проводил прежнюю политику: до последней трети 13-го века они не допускали выделения удельного Городецкого княжества, предпочитая лично управлять городом. Но причины для такого поведения до и после монгол были совершенно разные. Если до монгол князья дорожили Городцом как военным пунктом, теперь он интересует их как ворота в Орду. 
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm
 (фото 20)

Организация сбора монгольской дани на Руси менялась: после всероссийской переписи, положившей начало правильному налогообложению «Русского улуса», ее собирали сначала баскаки, то есть мусульманские откупщики, потом, после серии спровоцированных князьями восстаний – сами князья. Но при любой организации сбора нужны были точки концентрации этой дани для ее последующей транспортировки в Орду. Юго-восточный, сухопутный путь был небезопасен. Историки справедливо, на мой взгляд, полагают, что по крайней мере из великого Владимирского княжества вся дань собиралась в Городце, откуда по Волге через Булгар шла в Сарай. Этому способствовало как выгодное географическое положение Городца, так и то, что до 1408 года его счастливо обходили набеги и разорения, достававшиеся сполна Нижнему Новгороду, принимавшему на себя все тяготы столичного статуса. Так, после разорений 1377 и 1378 годов Нижний превратился в город-призрак, но Городец не пострадал.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm

Организация сбора монгольской дани на Руси менялась: после всероссийской переписи, положившей начало правильному налогообложению «Русского улуса», ее собирали сначала баскаки, то есть мусульманские откупщики, потом, после серии спровоцированных князьями восстаний – сами князья. Но при любой организации сбора нужны были точки концентрации этой дани для ее последующей транспортировки в Орду. Юго-восточный, сухопутный путь был небезопасен. Историки справедливо, на мой взгляд, полагают, что по крайней мере из великого Владимирского княжества вся дань собиралась в Городце, откуда по Волге через Булгар шла в Сарай. Этому способствовало как выгодное географическое положение Городца, так и то, что до 1408 года его счастливо обходили набеги и разорения, достававшиеся сполна Нижнему Новгороду, принимавшему на себя все тяготы столичного статуса. Так, после разорений 1377 и 1378 годов Нижний превратился в город-призрак, но Городец не пострадал.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm
 (фото 21)

Пункт сбора дани очень быстро превратился в торговую базу и таможенную заставу. В Городце владимирские князья поставили «мытный» пункт, где собирали пошлины с купцов, а может, даже останавливали их товар, запрещая сами купцам торговать в глубинных русских землях, и перепоручая товар уже русским купцам; иноземцы же оставались в Городце ждать своей комиссии (подобная практика, правда, известна лишь для гораздо более позднего времени). Об этом свидетельствуют два археологических феномена: многочисленные находки в Городце ордынских монет, а главное – свинцовых пломб и печатей. В русских городах мало ордынских монет (чаще вовсе нет), и только в приграничных пунктах, где тоже стояли таможни (вроде Дрогичина или Великого Новгорода) попадаются в массовом количестве печати.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm

Пункт сбора дани очень быстро превратился в торговую базу и таможенную заставу. В Городце владимирские князья поставили «мытный» пункт, где собирали пошлины с купцов, а может, даже останавливали их товар, запрещая сами купцам торговать в глубинных русских землях, и перепоручая товар уже русским купцам; иноземцы же оставались в Городце ждать своей комиссии (подобная практика, правда, известна лишь для гораздо более позднего времени). Об этом свидетельствуют два археологических феномена: многочисленные находки в Городце ордынских монет, а главное – свинцовых пломб и печатей. В русских городах мало ордынских монет (чаще вовсе нет), и только в приграничных пунктах, где тоже стояли таможни (вроде Дрогичина или Великого Новгорода) попадаются в массовом количестве печати.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm
 (фото 22)

Скажем несколько слов о роли Городца в великом Нижегородском княжестве. Нижний Новгород был лидером, но лидером исключительно политическим. Городец в 14-м столетии остается экономическим, духовным и культурным центром региона. О его духовном первенстве среди христиан на всем пространстве «волжско-ордынского пространства» говорит легенда о Кирилловых горах (они находятся у Городца). Якобы, если плыть возле них на заре, горы разойдутся, и вы увидите монахов в белых одеяниях, которые посылают привет монахам Жигулевских гор. Также и старцы, живущие в недрах Жигулей, посылают привет городецким собратьям. Видимо, это отголосок давних связей с православными Нижнего Поволжья. На Жигулях, как известно, было немало городищ золотоордынского времени, где могли жить и русские люди, а на месте нынешней Самары еще в конце 13-го века обретался некий православный отшельник, которого видел русский митрополит, направляясь в Сарай.
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm

Скажем несколько слов о роли Городца в великом Нижегородском княжестве. Нижний Новгород был лидером, но лидером исключительно политическим. Городец в 14-м столетии остается экономическим, духовным и культурным центром региона. О его духовном первенстве среди христиан на всем пространстве «волжско-ордынского пространства» говорит легенда о Кирилловых горах (они находятся у Городца). Якобы, если плыть возле них на заре, горы разойдутся, и вы увидите монахов в белых одеяниях, которые посылают привет монахам Жигулевских гор. Также и старцы, живущие в недрах Жигулей, посылают привет городецким собратьям. Видимо, это отголосок давних связей с православными Нижнего Поволжья. На Жигулях, как известно, было немало городищ золотоордынского времени, где могли жить и русские люди, а на месте нынешней Самары еще в конце 13-го века обретался некий православный отшельник, которого видел русский митрополит, направляясь в Сарай. 
http://archeologia.narod.ru/nkreml/Gorod/gor.htm
 (фото 23)

Этот дом- музей самоваров.
Знаменитые ныне городецкие мастера прославились уже как минимум с 14-го века. Так, мастер Прохор вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублевым расписывал Благовещенский собор в Москве (1405), причем Рублев был тогда еще молодым, и упоминался третьим, как ученик городецкого живописца. Есть иконы, написанные явно в Городце в 14-м веке, хотя и немного.
Городецкий район, как и многие районы России славится самобытным творчеством. Еще во времена княжения сына Юрия Долгорукого - Василия здесь занялись обработкой железа и стали, из которых делали военное снаряжение, а также орудия труда - топоры, молотки и прочую "мелочь" типа швейных игл и других бытовых предметов. Распространились ювелирное дело и гончарное искусство. Женщины традиционно пряли и ткали. С давних пор живут здесь мастера росписи по дереву, умельцы, знающие секрет жбаньковской игрушки, печения пряников, плетения кружев и вышивания "золотой" нитью. "Глyxая" peзьба, Гopoдeцкaя живoпиcь - яpкие и caмoбытные cтpaницы в иcтopии нapoднoro иcкyccтвa.
http://www.gorodetc.ru/painting/

Этот дом- музей самоваров.
Знаменитые ныне городецкие мастера прославились уже как минимум с 14-го века. Так, мастер Прохор вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублевым расписывал Благовещенский собор в Москве (1405), причем Рублев был тогда еще молодым, и упоминался третьим, как ученик городецкого живописца. Есть иконы, написанные явно в Городце в 14-м веке, хотя и немного.
Городецкий район, как и многие районы России славится самобытным творчеством. Еще во времена княжения сына Юрия Долгорукого - Василия здесь занялись обработкой железа и стали, из которых делали военное снаряжение, а также орудия труда - топоры, молотки и прочую "мелочь" типа швейных игл и других бытовых предметов. Распространились ювелирное дело и гончарное искусство. Женщины традиционно пряли и ткали. С давних пор живут здесь мастера росписи по дереву, умельцы, знающие секрет жбаньковской игрушки, печения пряников, плетения кружев и вышивания "золотой" нитью. "Глyxая" peзьба, Гopoдeцкaя живoпиcь - яpкие и caмoбытные cтpaницы в иcтopии нapoднoro иcкyccтвa. 
http://www.gorodetc.ru/painting/
 (фото 24)

Трудовое население занималось самыми разнообразными кустарными и отхожими промыслами. Городец был значительным центром деревянного судостроения и деревообрабатывающих промыслов. Также были развиты гончарный и золотошвейный промысел, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка, кружевоплетение. Особое место среди промыслов земли городецкой занимала и занимает декоративная резьба по дереву и художественная роспись, являющиеся теперь настоящим народным искусством.
http://www.gorodetc.ru/history/

Трудовое население занималось самыми разнообразными кустарными и отхожими промыслами. Городец был значительным центром деревянного судостроения и деревообрабатывающих промыслов. Также были развиты гончарный и золотошвейный промысел, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка, кружевоплетение. Особое место среди промыслов земли городецкой занимала и занимает декоративная резьба по дереву и художественная роспись, являющиеся теперь настоящим народным искусством.
http://www.gorodetc.ru/history/
 (фото 25)

В 18-м веке мы видим уже грандиозные ярмарки, как на волжском берегу, так и особенно на льду зимой, собиравшие до 10 тысяч человек. В 1854 году современник констатирует, что Городец – «центральный торговый пункт шести уездов, принадлежащих к трем губерниям и заключающих в себе более 530 тысяч населения… Отсюда по Волге вверх идут хлебные и другие запасы, а вниз – деревянная посуда и другие лесные изделия для всего низового края и Сибири», в городе проживало в это время до 90 купцов. Купцы, разбогатевшие на зерне, дали начало Купеческой улице, самой лучшей в городе (недаром ныне это – ул. Ленина).

В 18-м веке мы видим уже грандиозные ярмарки, как на волжском берегу, так и особенно на льду зимой, собиравшие до 10 тысяч человек. В 1854 году современник констатирует, что Городец – «центральный торговый пункт шести уездов, принадлежащих к трем губерниям и заключающих в себе более 530 тысяч населения… Отсюда по Волге вверх идут хлебные и другие запасы, а вниз – деревянная посуда и другие лесные изделия для всего низового края и Сибири», в городе проживало в это время до 90 купцов. Купцы, разбогатевшие на зерне, дали начало Купеческой улице, самой лучшей в городе (недаром ныне это – ул. Ленина). (фото 26)

В середине 19-го века путешественники видели в Городце активность торговли даже в будни; крики торговцев перемежались непрерывным стуком кузниц, где делали главным образом изделия для судов. В 1896 году очевидец констатирует, что «село» Городец перещеголяло по внешнему облику даже уездный город Балахну: тут и улицы замощены, и даже газовые фонари по трассе стоят. Главный капитал делали на торговле хлебом, которую держали в руках три семьи. Хотя самому городу хлеба постоянно не хватало, по стране был в ходу термин «Городецкий хлеб», то есть хлеб, проданный через Городец. По сути, Городец был зимним дубликатом Макарьевской, а затем Нижегородской ярмарки.

В середине 19-го века путешественники видели в Городце активность торговли даже в будни; крики торговцев перемежались непрерывным стуком кузниц, где делали главным образом изделия для судов. В 1896 году очевидец констатирует, что «село» Городец перещеголяло по внешнему облику даже уездный город Балахну: тут и улицы замощены, и даже газовые фонари по трассе стоят. Главный капитал делали на торговле хлебом, которую держали в руках три семьи. Хотя самому городу хлеба постоянно не хватало, по стране был в ходу термин «Городецкий хлеб», то есть хлеб, проданный через Городец. По сути, Городец был зимним дубликатом Макарьевской, а затем Нижегородской ярмарки.  (фото 27)

Среди промыслов, сделавших городу славу, главный - резьба по дереву. Обычно при словах «народное творчество» тянет спать, поскольку редко наш циничный современник бывает поражен искусством предков. Но то, что вытворяли мастера Городца в 18-20 веках, способно поразить душу любого циника. Мы очень советуем побывать или в Городецком музее, или хотя бы в Нижегородском музее народного творчества, чтобы увидеть так называемую «глухую» резьбу по дереву, с которой Городец вошел в сокровищницу творений русского народного гения. Впрочем, больше всех музеев поражает сам город, особенно старые дома, украшенные этой резьбой в минувшие два-три века. Такого, пожалуй, больше не найдете нигде.

Среди промыслов, сделавших городу славу, главный - резьба по дереву. Обычно при словах «народное творчество» тянет спать, поскольку редко наш циничный современник бывает поражен искусством предков. Но то, что вытворяли мастера Городца в 18-20 веках, способно поразить душу любого циника. Мы очень советуем побывать или в Городецком музее, или хотя бы в Нижегородском музее народного творчества, чтобы увидеть так называемую «глухую» резьбу по дереву, с которой Городец вошел в сокровищницу творений русского народного гения. Впрочем, больше всех музеев поражает сам город, особенно старые дома, украшенные этой резьбой в минувшие два-три века. Такого, пожалуй, больше не найдете нигде. (фото 28)

Значительную часть Городца Екатерина II пожаловала графу Григорию Орлову, впоследствии эта часть перешла Графу Панину и княгине Волконской. В XVII в. город стал оплотом и негласной «столицей» старообрядчества.

Значительную часть Городца Екатерина II пожаловала графу Григорию Орлову, впоследствии эта часть перешла Графу Панину и княгине Волконской. В XVII в. город стал оплотом и негласной «столицей» старообрядчества.  (фото 29)

Гончарный промысел существовал в Городце с 13-го века, это подтвержают многочисленные находки археологов – черепки, печи для обжига. В настоящее время можно посетить старинную деревню гончаров - Смиркино, где традиции изготовления глиняной посуды бережно сохраняются до сих пор.

Гончарный промысел существовал в Городце с 13-го века, это подтвержают многочисленные находки археологов – черепки, печи для обжига. В настоящее время можно посетить старинную деревню гончаров - Смиркино, где традиции изготовления глиняной посуды бережно сохраняются до сих пор. (фото 30)

В современном Городце существуют более 20 сохранившихся промыслов – роспись, и резьба по дереву, вышивка, плетение из корня сосны, глиняная игрушка и другие.

В современном Городце существуют более 20 сохранившихся промыслов – роспись, и резьба по дереву, вышивка, плетение из корня сосны, глиняная игрушка и другие. (фото 31)

Особого слова заслуживают пряники. Якобы их стали делать еще в 17-м веке, но на самом деле этого нельзя утверждать точно.

Особого слова заслуживают пряники. Якобы их стали делать еще в 17-м веке, но на самом деле этого нельзя утверждать точно. (фото 32)

В 1636 году один из путешественников, побывав в Нижнем Новгороде, и в самом деле отведал пряников, которые ему очень понравились, но городецких ли, мы не знаем. Реально самая древняя пряничная доска датирована 1766 годом. Впрочем, среди пряничных досок есть крайне архаичные по сюжету, как, например, эта, с изображением свернувшихся рыб (персидский мотив 14-15 веков; рисунок 16). В 19-м столетии пряников здесь пекли больше и лучше, чем где бы то ни было. Так, знаменитые «тульские» были лишь одним из сортов городецких пряников. Особость продукции заключалась в том, что пряники пекли на меду, и только в конце 19-го века, в связи с дороговизной меда и ростом «вала», перешли на патоку, поставив для этого в городе несколько паточных заводов. В 1862 году в Городце торговалось пряников на 220 тысяч рублей. Это при том, что пряники пекли кустари, в обычных русских печах, и редко где пользовались наемным трудом. Газета за 1895 год перечисляет несколько десятков сортов пряников, которые продавались в том сезоне (например: «печеные», «сахарные разных сортов», «вяземские», «сиропные», «ликер под литерами М,В,Ч» и под литерами С, Л, «тульские», «красные медовые»…), после чего довольно меланхолично замечает, что, помимо этого ассортимента, продаются еще и другие «пряники всевозможных сортов и цен».

 В 1636 году один из путешественников, побывав в Нижнем Новгороде, и в самом деле отведал пряников, которые ему очень понравились, но городецких ли, мы не знаем. Реально самая древняя пряничная доска датирована 1766 годом. Впрочем, среди пряничных досок есть крайне архаичные по сюжету, как, например, эта, с изображением свернувшихся рыб (персидский мотив 14-15 веков; рисунок 16). В 19-м столетии пряников здесь пекли больше и лучше, чем где бы то ни было. Так, знаменитые «тульские» были лишь одним из сортов городецких пряников. Особость продукции заключалась в том, что пряники пекли на меду, и только в конце 19-го века, в связи с дороговизной меда и ростом «вала», перешли на патоку, поставив для этого в городе несколько паточных заводов. В 1862 году в Городце торговалось пряников на 220 тысяч рублей. Это при том, что пряники пекли кустари, в обычных русских печах, и редко где пользовались наемным трудом. Газета за 1895 год перечисляет несколько десятков сортов пряников, которые продавались в том сезоне (например: «печеные», «сахарные разных сортов», «вяземские», «сиропные», «ликер под литерами М,В,Ч» и под литерами С, Л, «тульские», «красные медовые»…), после чего довольно меланхолично замечает, что, помимо этого ассортимента, продаются еще и другие «пряники всевозможных сортов и цен». (фото 33)

Городецкий пряник в красивой упаковке, с печатью в виде герба города наверху, и сегодня – лучшее украшение праздничного стола, прекрасный подарок, замечательный сувенир!

Городецкий пряник в красивой упаковке, с печатью в виде герба города наверху, и сегодня – лучшее украшение праздничного стола, прекрасный подарок, замечательный сувенир! (фото 34)

а еще пряники очень вкусные!!

а еще пряники очень вкусные!! (фото 35)

Работы городских мастеров художественной обработки металлов оригинальны и самобытны. Корни промысла уходят в 12-13 века, когда в Городецком посаде ковались мечи, топоры, наконечники стрел для ратников, и в петровские времена, когда на заводе боярина Стрешнева стали производить якоря и языки колоколов.

Работы городских мастеров художественной обработки металлов оригинальны и самобытны. Корни промысла уходят в 12-13 века, когда в Городецком посаде ковались мечи, топоры, наконечники стрел для ратников, и в петровские времена, когда на заводе боярина Стрешнева стали производить якоря и языки колоколов. (фото 36)

Музей самоваров открылся в Городце в 2008 году в доме купца Гришаева (этот дом является памятником градостроительства и архитектуры ХIХ века был построен во второй половине 19-го века.

Музей самоваров открылся в Городце в 2008 году в доме купца Гришаева (этот дом является памятником градостроительства и архитектуры ХIХ века был построен во второй половине 19-го века. (фото 37)

Наличники и другие элементы фасада дома украшены различными видами резьбы, которая придает строению праздничный, неповторимый облик.). Основу выставки составляет частная коллекция почетного гражданина Городца, руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области Николая Полякова. Экспозиция, насчитывает более 500 самоваров, а также другие предметы русской чайной церемонии. Выставка является одной из крупнейших в России. В каждом русском доме самовар занимал почётное место, был символом семейного очага, дружеского общения и оберегом дома. Самовар был предметом роскоши. В 18-19 веках этот пузатый красавец стоил в среднем 25 руб. В то время как корову можно было приобрести за 1 рубль, а избу - за 13 рублей. В музее представлены самовары трактирные, дорожные, гостиничные, самовары-«эгоисты», «тет-а-тет», самовары-кофейники.Прародителем всех самоваров был самовара-кухня, который изготавливался на Уральских заводах Демидова.

 Наличники и другие элементы фасада дома украшены различными видами резьбы, которая придает строению праздничный, неповторимый облик.). Основу выставки составляет частная коллекция почетного гражданина Городца, руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области Николая Полякова. Экспозиция, насчитывает более 500 самоваров, а также другие предметы русской чайной церемонии. Выставка является одной из крупнейших в России. В каждом русском доме самовар занимал почётное место, был символом семейного очага, дружеского общения и оберегом дома. Самовар был предметом роскоши. В 18-19 веках этот пузатый красавец стоил в среднем 25 руб. В то время как корову можно было приобрести за 1 рубль, а избу - за 13 рублей. В музее представлены самовары трактирные, дорожные, гостиничные, самовары-«эгоисты», «тет-а-тет», самовары-кофейники.Прародителем всех самоваров был самовара-кухня, который изготавливался на Уральских заводах Демидова.  (фото 38)

Набережная Городца застроена красивыми купеческими домами, а украшение набережной – памятник Александру Невскому, установленный в 1993 году – в 730-ю годовщину его смерти.

Набережная Городца застроена красивыми купеческими домами, а украшение набережной – памятник Александру Невскому, установленный в 1993 году – в 730-ю годовщину его смерти. (фото 39)

Любимое место прогулок городчан и гостей города, наряду с валом – волжская набережная. Отсюда с высокого и крутого откоса открывается панорама города Заволжья и Горьковской ГЭС.

Любимое место прогулок городчан и гостей города, наряду с валом – волжская набережная. Отсюда с высокого и крутого откоса открывается панорама города Заволжья и Горьковской ГЭС.  (фото 40)
 
Городец на Волге- сказочный городок Малый Китеж (фото 41)

внизу Город мастеров- про него расскажу в следующий раз.
«Город Мастеров» - уникальный музейный комплекс, построенный по технике «безгвоздового» строительства, внешне стилизован под древнерусский княжеский терем, на территории которого находятся музейные экспозиции, мастерские городецких промыслов, сувенирные лавки небольшая часовенка и детская площадка. В помещениях комплекса будут расположены ремесленные мастерские керамики, золотой вышивки, ткачества и рукоделия, Городецкой росписи, иконописи и деревообработки, где будут работать мастера, передавая свой опыт, знания и особенности своего мастерства ученикам.

Зимой мастерские будут функционировать в помещениях, а летом — в открытых павильонах под навесами, где за рабочим процессом сможет наблюдать каждый посетитель. Рядом с комплексом будут расположены торговые ряды для продажи сувениров и изделий народно-художественных промыслов. В двух выставочных залах будут расположены выставочные экспозиции, а также организована продажа изделий мастеров и предприятий народно-художественных промыслов Нижегородской области и других регионов РФ.

внизу Город мастеров- про него расскажу в следующий раз.
«Город Мастеров» - уникальный музейный комплекс, построенный по технике «безгвоздового» строительства, внешне стилизован под древнерусский княжеский терем, на территории которого находятся музейные экспозиции, мастерские городецких промыслов, сувенирные лавки небольшая часовенка и детская площадка. В помещениях комплекса будут расположены ремесленные мастерские керамики, золотой вышивки, ткачества и рукоделия, Городецкой росписи, иконописи и деревообработки, где будут работать мастера, передавая свой опыт, знания и особенности своего мастерства ученикам.

Зимой мастерские будут функционировать в помещениях, а летом — в открытых павильонах под навесами, где за рабочим процессом сможет наблюдать каждый посетитель. Рядом с комплексом будут расположены торговые ряды для продажи сувениров и изделий народно-художественных промыслов. В двух выставочных залах будут расположены выставочные экспозиции, а также организована продажа изделий мастеров и предприятий народно-художественных промыслов Нижегородской области и других регионов РФ. (фото 42)
 
Городец на Волге- сказочный городок Малый Китеж (фото 43)

С набережной открывается чудесный вид на Волгу

С набережной открывается чудесный вид на Волгу (фото 44)

шерстяные валялки

шерстяные валялки (фото 45)
 
Городец на Волге- сказочный городок Малый Китеж (фото 46)
 
Городец на Волге- сказочный городок Малый Китеж (фото 47)

Рисунки на коже

Рисунки на коже (фото 48)

Городец сохранил исторической застройки города XIX века. Здесь сохранились целые кварталы с купеческими каменными особняками и деревянными домами, украшенными знаменитой глухой резьбой. С наличников окон, фризовых досок смотрят сказочные птицы счастья, львы, окруженные растительным орнаментом. У одних домов можно увидеть литые крылечки, у других на трубе - дымники, у третьих - кованые ворота. На нижней улице стоят торговые ряды - свидетели бурной жизни городецкого базара.
http://вгородце.рф/

Городец сохранил исторической застройки города XIX века. Здесь сохранились целые кварталы с купеческими каменными особняками и деревянными домами, украшенными знаменитой глухой резьбой. С наличников окон, фризовых досок смотрят сказочные птицы счастья, львы, окруженные растительным орнаментом. У одних домов можно увидеть литые крылечки, у других на трубе - дымники, у третьих - кованые ворота. На нижней улице стоят торговые ряды - свидетели бурной жизни городецкого базара.
http://вгородце.рф/
 (фото 49)

Городецкие платки знамениты на весь мир!
Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства.

Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал жен праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал. Сложная техника золотого шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточно редко распространена. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец.
http://www.promisly.ru/nhp/gorodeckaja_zolotaja_vyshivka.html

Городецкие платки знамениты на весь мир!
Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства.


Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал жен праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал. Сложная техника золотого шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточно редко распространена. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец. 
http://www.promisly.ru/nhp/gorodeckaja_zolotaja_vyshivka.html
 (фото 50)

Городец необычайно талантливый город - здесь по сей день процветают разные виды народных художественных промыслов: городецкая роспись, несколько видов резьбы по дереву, золотная вышивка, гончарный промысел, лоскутная техника и даже плетение из корней сосны. Ученые назвали это "городецким феноменом". Тихие и уютные городецкие улочки с домами, богато украшенными белоснежными ажурными наличниками и затейливыми дымниками, белокаменные купеческие особнячки с чугунными навесами городецких литейных заводов - все это создает неповторимый колорит древнего купеческого города.

Городец необычайно талантливый город - здесь по сей день процветают разные виды народных художественных промыслов: городецкая роспись, несколько видов резьбы по дереву, золотная вышивка, гончарный промысел, лоскутная техника и даже плетение из корней сосны. Ученые назвали это "городецким феноменом". Тихие и уютные городецкие улочки с домами, богато украшенными белоснежными ажурными наличниками и затейливыми дымниками, белокаменные купеческие особнячки с чугунными навесами городецких литейных заводов - все это создает неповторимый колорит древнего купеческого города. (фото 51)

Очень не хотелось уезжать! Еще столько всего интересного!

Очень не хотелось уезжать! Еще столько всего интересного! (фото 52)
 
Городец на Волге- сказочный городок Малый Китеж (фото 53)
 
Городец на Волге- сказочный городок Малый Китеж (фото 54)
 
Городец на Волге- сказочный городок Малый Китеж (фото 55)
 
Городец на Волге- сказочный городок Малый Китеж (фото 56)

Музей пряника оставили на следующий год..

Музей пряника оставили на следующий год.. (фото 57)
Небольшой городок с богатой историей, Городец показался мне очень
красивым. Уютный, зеленый, с резными ставнями - символом города, с
Волгой и Александром Невским не ее берегу... Приезжайте и посмотрите
сами. Посмотрите на резные ставни и старинные крепостные валы.

http://turistinka.ru/gorodec.html

 

Там, где по весне без умолку
Бьёт жаворонка бубенец.
Глядится в плёсы синей Волги
Старинный город Городец.
Там, что ни дом – карниз в резьбине,
Резьбой наличники пестрят,
И жарко спеющей рябиной
Наполнен каждый палисад.
Там древность ужилася с новью:
Гудит электромачт металл,
А рядом, как спина воловья,
В крестовых соснах дивный вал.
Там много дивного увидишь,
С природой обретя союз,
Живёт на свете Малый Китеж,
Неся веков нелегкий груз.

О.Широких

Шелкопряд

Лиза, с удовольствием прочитала и посмотрела твой новый репортаж!

Лизунька Нежигай

ой! это еще не весь репортаж! приходите еще разздесь

Шелкопряд

Зашла ещё раз и не пожалела. Такой уютный, душевный городок! А Волга поражает воображение. Всю жизнь мечтала побывать на Волге, попутешествовать по ней. И пряники такие красивые! А уж, наверно, вкусные!

Лизунька Нежигай

Вкуснейшие! С нежной начинкой из джема внутри! Само тесто ароматное - корица, ваниль и прочие пряности!еда

Шелкопряд

М-м-м-м, я такие люблю!

Людмила Егармина

Лиза, очень интересно побродить там, где никогда не бывал. Волга - великая русская река, красоты необыкновенной!

Лизунька Нежигай

большое спасибо!ура!вы часто смотрите мои репортажиблагодарюя так рада

Elena.ost

Очень интересная прогулка! Красивый город! Прянички тоже люблю!

Лизунька Нежигай

а мне понравились ваши вкусняшки! особено торт с клубникой ням нямдень рожденияеда

Пустовит Елена Ивановна

ЛИЗУНЬЧИК,ТЫ ПРОСТО ПРЕЛЕСТЬ!!!СПАСИБО ТЕБЕ И ТВОИМ РОДИТЕЛЯМ-СТОЛЬКО ОПТИМИЗМА И КРАСОТЫ В ТВОЁМ БЛОГЕ!ВСЁ ВСЕГДА ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!

Лизунька Нежигай

Большое спасибо и от меня и от мамы!!привет

Видимо Ведьма

Родной Городец!=)Как же я его люблю!=)Жаль только в этом году не получилось побывать на "Мастеров народных братство"...плачу

Лизунька Нежигай

да на фестивале было очень интереснофото