Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Игры и упражнения для пальчиков (возрастная категория от 4 до 12 месяцев), часть 1



Раннее развитие Игры и упражнения для пальчиков возрастная категория от 4 до 12 месяцев часть 1

В избранных: 60
В избранных: 60
В избранных: 60
В избранных: 60

Поделиться:

Взаимная игра матери и ребёнка открывает
область, которую можно назвать «общей землёй».
Это место, способное стать символом доверия и союза.

Д. В. Винникотт (английский психоаналитик)

Думаю, каждый из вас согласится, что роль взрослого в развитии ребёнка незаменима. Поэтому именно нам необходимо создавать все условия для развития наших детей. А систематическое выполнение упражнений не только помогает развивать ребёнка, но и делает его самостоятельным, активным, ловким — те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

На первом году жизни, в возрасте 4—5-ти месяцев, необходимо начинать учить малыша правильно играть: с игрушками, со взрослыми, с самим собой. В этом возрасте важны игры на хватание, чтобы укрепить пальчики и ладони рук. Уже сейчас мы начинаем подготавливать ручки малыша к самостоятельному перекладыванию игрушки из одной руки в другую. Малыш в этом возрасте уже может катить мяч от себя или в сторону, рассматривает и тянет в рот зубные колечки (через пару месяцев это уже будет морковка или головка репчатого лука). Но самые главные игрушки, которые находятся всегда у него «под рукой», — это его собственные ножки и ручки. Начинаем учить ребёнка играть с ними!

Игра «После купания»

Искупав малыша и вытирая его, перебирайте пальчики на ручках и ножках, поглаживайте их и массируйте:

У бабы Фроси пяток внучат, ( это вся ладонь)
Все каши просят, все криком кричат.
Акулька в люльке,
Алёнка в пелёнке,
Аринка на перинке,
Степан на печке,
Илья на крылечке
.

(у каждого имени свой пальчик; к тому же, попробуйте заменить одно из указанных имён именем вашего ребёнка. Например, «Илья» на «Иван», «Акулька» на «Юлька», «Аринка» на «Иринка»…)

Баба тесто месила, кашу варила.
Молоко топила, внучат кормила.
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились,
Спать улеглись! ( Угомонились! —
фразу можно менять в зависимости от дальнейшего действия; при этом пальчики малыша сначала сгибают в кулачок — «Поклонились», а затем складываются вместе — ладонь к ладони — «Улеглись»).

По аналогии с этой игрой есть и другие потешковые игры на пальчиковую гимнастику, когда надо загибать по очереди каждый пальчик, противопоставляя большому, а затем щекочем ладошку: «Пальчик-мальчик…», «Сорока-ворона…». Ведь любая стимуляция движений пальцев способствует развитию речи.

Игра «Бантик на ручке»

.

Вы кладёте  малыша животиком на пеленальный столик или на пол (ровная, гладкая поверхность). Других игрушек не должно быть в поле зрения. Взяв красную ленточку небольшой длины, завяжите её к одному из запястий ребёнка «бантиком», например, к правому. Увидев, малыш скорее всего потянет ручку ко рту, «попробовать на вкус», тогда мягко воспрепятствуйте этому, возьмите левую кисть малыша и положите её на «бантик». Малыш прихватил слегка бантик — покажите, что он РАЗВЯЗЫВАЕТСЯ! Ваш малыш учится осваивать согласованность движений рук.

Поменяйте цвет ленточки и завяжите «бантик» на левой ручке. Повторите «урок».улыбаюсь

В дальнейшем, усложняя эту игру Вы будете учить малыша развязывать, а потом и самостоятельно завязывать узелки и шнуровки.

Игра «Покажем Пальчиком»

В этом возрасте ребёнка можно учить водить пальчиком по игрушке.

Можно взять любую, у которой есть хорошо выраженные глаза и нос, например, котик или собачка.

Малыш лежит на спинке. Покажите игрушку, дождитесь ответной реакции на неё. Теперь, взяв его правую ручку, отделите указательный пальчик и начинайте тыкать им в глазки и носик, приговаривая:

Это — глазки,
Это — носик.

Повторите несколько раз. Теперь можно вложить игрушку в левую ручку ребёнка и дать возможность самому поиграть с ней. Поначалу, он будет стараться «по-привычке» запихнуть её в рот, но повторив подобное упражнение на следующий день, поймёт, что и таким новым образом можно знакомиться с игрушками.

Игра хорошо развивает мелкую моторику рук, следовательно — стимулирует речевое развитие малыша. По мере взросления ребёнка, эти простые игры требуют усложнения: увеличивается количество действий, задаются вопросы, требующие ответа…

Помните, ребёнку не должно быть скучно, нельзя перегружать его воображение и мышление. Наоборот же, необходимо поощрять интерес малыша и все то полезное, что ему нравится.

До 5—6-ти месяцев длится период, когда кисть и сама рука составляют одно целое, хотя предназначены выполнять разные функции. А это значит, что пальчикам необходимы упражнения.

Игра «Волшебная верёвочка»

Перед лежащим на животе малышом положите один конец яркой тесьмы (длиной 50—70 см), другой же конец уже завязан на погремушке. Отодвиньте её подальше. Понаблюдайте , что станет делать малыш — разглядывать или «пробовать на вкус»? Затем поместите его правую кисть в свою и покажите, как надо ВЗЯТЬ конец тесьмы в руку. Потяните за тесьму, пусть погремушка издаст звук. Дайте возможность малышу самому «погреметь».

Варианты этой игры: ленточка может быть привязана к ножке или бортику кроватки, может быть изменён цвет ленточки или её фактура (бельевая верёвочка, или атлас заменили бархатом), можно заменить погремушку на колокольчик и даже спрятать её в ящик.

Постепенно, предлагая малышу новые варианты, вы стимулируете не только пальчиковую активность, но и право на самостоятельный выбор и вариативность игры, придуманную им самим.

Около 6-ти месяцев, период «всё на ощупь» заканчивается. Начинается не менее важный период развития мышления и памяти. Период всевозможных ПРЯТОК! Малыш уже начинает управлять движениями своим рук, умеет ориентироваться в пространстве (хотя бы своей комнаты, когда ползает) и движется целенаправленно, а значит, малыш может повторять некоторые движения взрослого.

ПОМНИТЕ! В этом возрасте малыша уже интересуют мелкие предметы, поэтому они не должны быть меньше 5 см в диаметре.

Игра «Спрятали в ладошку»

Возьмите, например, мамины (или бабушкины) бусы с крупными бусинами (желательно, обычная бижутерия) или крупный перстень. (Сейчас в магазинах, торгующих бусиками, заколочками и колечками для молодёжи вы сможете найти яркие и крупные цельнолитые перстни и бусы для подобных игр. Убедитесь только в качественности и безвредности такого товара). Покажите их ребёнку, дайте поиграть с этим предметом — потрогать, поперебирать шарики бус. Теперь положите бусы на свою ладонь и сожмите её в кулак. Спросите: «Где бусы?» Откройте, покажите и опять сожмите руку. Этим вы простимулируете у малыша желание достигнуть цели. Ребёнок начнёт разгибать ваши пальцы, пока не увидит бусы снова. Шутите, фантазируйте, хвалите ребёнка. А в качестве вознаграждения дайте поиграть с этим предметом под вашим бдительным вниманием.

Игра «Прятки»

По сути, эта игра напоминает первую, но вместо ладони, выступает платочек, крышка от коробочки или даже от кастрюльки.

Спрятав игрушку (зайчик, котик. кубик, машинка) на глазах у ребёнка, спросите его: «Ванечка, куда спрятался утёнок? Ты не знаешь куда он подевался? Где же он? Давай его поищем». Сначала можно даже поискать в другом месте, а затем «найти»: «Да вот же он!!!»

Следует повторить несколько раз, пока малыш сам не начнёт находить предметы, спрятанные уже в разных местах. Усложняя со временем игру, вы можете прятать игрушку не на глазах у ребёнка. Так же, добавляя постепенно одну-две-три-… игрушки на коврике, вы можете без ведома ребёнка накрывать (прятать) один из имеющихся предметов, чтобы ребёнок мог либо сказать, что за предмет скрыт от глаз, либо, запустив ручку под платок , наощупь определить и назвать спрятанный предмет.

Игра «Что в мешочке?

Для игры в прятки можно взять матерчатый мешочек и вложить в него любимую игрушку.

Опять задать вопрос: «Где она?» Поискать в другом месте (под стулом, в углу), затем засунуть руку в мешочек и достать спрятанную игрушку прговаривая: «Что это там? Посмотри-ка, куда она спряталась!» Пусть малыш сам попробует найти игрушку, заглянув в мешочек и вынимая игрушку из него.

Тактильные ощущения и согласованность пальчиков продолжают развиваться. Усложняя игру, можно взять бумажный или полиэтиленовый пакеты, прозрачную банку — таким образом, малыш изучает свойства предметов, развивает ум и сообразительность.

В дальнейшем (возраст от 3-х до 7-ми лет), усложняя параметры этой игры, вы поможете ребёнку закрепить знания о форме предмета, будете способствовать развитию осязания и умению на ощупь, по характерным признакам узнавать знакомые предметы, будете способствовать развитию памяти. Кроме того, игра может быть использована в целях обогащения детского словаря и воспитания грамматически правильной речи.

Усложнение можно провести через изменение ёмкости, в которой будем прятать предметы. Мой муж называет это Домашняя песочница. Например, небольшая миска заполняется зернами гороха, фасолью, гречкой или любой другой крупой, предназначенных для ваших пальчиковых игр и рисунков с малышом. В такой «песочнице» прячут несколько предметов, которые надо найти. Задания варьируются.

Для развития мелкой моторики рук в возрасте 6-ти месяцев очень подходит следующее упражнение.

«Как шуршит?» (только под присмотром взрослого)

В этом возрасте дети очень любят мять и шуршать бумагой. Молча отбирайте её, если ребёнок тянет лист бумаги в рот. Запрещать бесполезно, лучше замените её тем, что можно: чистую морковь, кусочек кабачка или картофеля.

Вместо бумаги берём целлофан, который шуршит ещё лучше, но по-другому. Продемонстрируйте этот звук. Нашуршавшись, у малыша вновь может возникнуть желание «попробовать на зуб». Отвлеките ребёнка шуршанием теперь уже фольги — блестящей и цветной. Целлофан незаметно спрячьте.

Вот так и меняйте разные виды шуршания. Кстати, в целлофановый пакет можно положить игрушку. Дайте малышу возможность найти её самому. Это также способствует развитию воображения.

Для развития движений плечевого пояса и пальцев рук, которые начинают действовать во взаимодействии со зрением предлагаю ещё одну игру для этого возраста.

Игра «Гирлянда из колец»

Сначала можно связать вместе, с небольшим интервалом в 2 см, два разновеликих кольца. Такое соединение мешает обследовать форму одного из предметов отдельно. Не забывайте приговаривать, показав сначала большое кольцо: «Большо-о-ое колечко» (басовито), а показывая маленькое: «Ма-а-аленькое колечко» (высокой интонацией в голосе). Пусть ребёнок сначала обследует эту пару, пощупает, поиграет. Затем связываем большое количество колец друг с другом в определённом порядке: через одно (О-о-О-о-О-о-О-о-О) или два (О-О-о-о-О-О-о-о).

Развитие тактильных ощущений очень важно — давайте вашему ребёнку всё потрогать и пощупать пальчиками. Если же ребёнка ограничивать и не давать трогать песок, тесто, крупы, воду, палочки и камешки, то тактильный голод может проявить себя крайне негативно уже во взрослом, сознательном возрасте. Развивается неприятие ласки, неумение проявить нежность, заинтересованность, заботу, что ведёт к непониманию и затруднению в общении с другими людьми.

Не лишним будет напомнить, что помимо специфических игр и упражнений для пальчиков, необходимо комплексно подходить к развитию ребёнка, применяя и другие способы воздействия на кору головного мозга.

Во второй части мы рассмотрим пальчиковые игры и упражнения для ребят в возрасте от семи месяцев до года. А третья — познакомит вас с играми и упражнениями для подготовки руки к письму.

Raisa

Огромное спасибо!!!  благодарю  Взяла на заметку.  Скоро должен родиться первый внук! улыбаюсь 

Маргарита

Викторичка. Спасибо большое. Нашей Натуське как раз 7 месяцев, будем играть.

Викторичка

Рада, что уже есть потенциальные пользователи этой рубрикой. Продолжение обязательно будет. Постараюсь выложить максимально возможный и подробный материал по разным возрастным категориям.улыбаюсь

Маргарита Мирошниченко-Дороня

Викторичка какие замечательные игры БОЛЬШОЕ СПАСИБО буду ждать продолжениязаписываю

Мухина Елена

Огромное спасибо за интересный материал! Нам полтора года, пальчиковой гимнастикой занимаемся практически с рождения, но пока наше речевое развитие оставляет желать лучшего.

Викторичка

улыбаюсьЕлена, не расстраивайтесь раньше времени, у каждого малыша - свой срок для становления речи. Дети даже одного пола и возраста начинают говорить в разные сроки  Надеюсь, у Вашего малыша нет объективных причин для отставания. К тому же, Ваш педиатр, уже бы направил Вас к специалистам по ЗРР.  Правильно то, что Вы стараетесь держать этот вопрос на контороле, занимаетесь. Вы ещё будете просить его помолчать хоть минуточку!!!! смеюсь Скоро как пойдут вопросы: "Что? Где? Почему? Откуда? Когда? Зачем?"

Наверное, Вы знаете народную мудрость - " Два года  ребёнок учится говорить, а потом всю жизнь молчать!"

Получайте удовольствие от такого скоротечного, но от этого не менее прекрасного возраста! Завидую.... мои уже взрослые....цветы

Мухина Елена

Большое спасибо за поддержку. На нашего педиатра, к сожалению, надежды нет. Она умерла вслед за верой в бесплатную медицину в день первого посещения поликлиники, теперь ходим туда только на прививки (отдельная песня с припевами). Мы посещаем занятия в группе раннего развития, которые ведет логопед-дефектолог, очень милая женщина, вот на нее мы и надеемся. В случае проблем будем заниматься индивидуально со специалистом. А пока развиваем мелкую моторику и читаем книжки.

Татьяна Безрукова.

Лена!  Данный  возраст  ребенка   это еще не повод  для растройства.  Я работаю в центре раннего развития.  У нас  80 % детей пришли которые  не говорят даже в возрасте  2-2,5 лет.  Причин  много был упущеп  период  предречевого развития.  Сейчас с ними  занимаюсь.  Есть очень хорошая книга, дети уже  через  2 недели дают динамику речи.   У меня она есть в электронном виде.  Могу  ее  скинут.

  Учимся говорить "55 способов общения с неговорящим ребенком"

http://www.pedlib.ru/Books/3/0331/3_0331-1.shtml      тут  можно  посмотреть  книгу.

Описание: Ваш малыш не говорит. Вы в растерянности. Это еще одна проблема, а у Вас их и так достаточно. Сможете ли Вы справиться с ней самостоятельно и как? 3адача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического.

А что же делать родителям? Как правило, они не обладают специальными знаниями, и проблема неговорящего ребенка застает их врасплох. Кроме того, специалисты наблюдают сложные межличностные отношения в семьях, где воспитываются дети с такой патологией. Часто родители неадекватно относятся к речевым и двигательным дефектам малыша: они либо чрезмерно опекают и балуют его, либо, напротив, эмоционально холодны, ограничивая свое общение с ним, удовлетворением минимальных потребностей ребенка. Ни тот, ни другой подходы в корне не верны. Необходимо отделять речевые проблемы ребенка от него самого, и бороться с проблемами, а не с малышом. Часто родители не в состоянии реально оценить его возможности, занижая их, или благодушно объясняя трудности простым нежеланием говорить. Именно поэтому необходимо организовать постоянное общение родителей с врачом и логопедом - дефектологом, которые помогут преодолеть беспомощность в вопросах воспитания и обучения больного ребенка, познакомят с системой его реабилитации.

В этой книге мы предприняли попытку обобщить опыт логопедической службы психоневрологического санатория №65 по психологической поддержке и обучению родителей, имеющих детей с диагнозами: общее недоразвитие речи 1-Н уровня, обусловленное дизартриями при детском церебральном параличе, алалии и анартрии.

 

Работать по предложенной нами системе можно совместно с логопедом - дефектологом или самостоятельно. Все задания, собранные в 55 занятий, предлагаются ребенку в игровой форме. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие. В книге представлено много заданий, направленных на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать.

Необходимый иллюстративный материал собран в "Приложении к занятиям". Вырезав и наклеив на картон иллюстрации, можно использовать их в нескольких занятиях по одной теме. Разработанный нами "Альбом звукоподражаний и слов" также состоит из предметных, сюжетных картинок, игровых заданий разной степени сложности и сводной таблицы звуков, звукоподражаний и слов. Ее использование поможет родителям увеличить активный словарь ребенка на каждый вызываемый звук.

Все речевые упражнения составлены с учетом разных стартовых возможностей детей. Поэтому необходимым условием работы по этой книге является участие в ней логопеда - дефек-толога. Его задача - помочь родителям в выборе нужных игровых приемов и инструкций, понятных ребенку, обучить их приемам артикуляционной гимнастики и массажа, не включенным в книгу, познакомить с правилами поведения в игровой ситуации.

Каждое занятие для вас, дорогие родители, будет уроком постижения огромного, мира вашего малыша. От урока к уроку Вы научитесь лучше понимать ребенка и это, в свою очередь, сделает ваше общение с ним более полноценным и значимым. В ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой. Учитесь радоваться вместе с ребенком. Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относитесь к неудачам на занятии, помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле. Чаще обращайтесь к тем играм, которые сложны для ребенка, добивайтесь, чтобы он играл в них с удовольствием. Однако, каждое занятие должно быть ограничено во времени, так как нельзя перегружать ребенка каким-либо одним видом деятельности. Если Вы заметили, что малыш устал, отказывается от игры, остановитесь, отвлеките его, а позже снова поставьте перед ним ту же задачу.

Мы надеемся, Вас не разочарует видимая простота упражнений. Их выполнение является огромным трудом для ребенка. И если он чему-то научился, сумейте и Вы оценить его усилия, его готовность и желание трудиться. Будьте терпеливы, доброжелательны, и ваш труд и терпение будут вознаграждены!

САМОЕ  ГЛАВНОЕ  ВАША  ВЕРА  И  РАБОТА С РЕБЕНКОМ.  

 

Есть  еще  одна  книга

Матвеева Н.Н.
Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет: Пособие для психологов, воспитателей и родителей.
есть в электроммом  виде.

 

Датешидзе Т.А. "Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития", то ее можно скопировать вот здесь http://www.pedlib.ru/Books/4/0423/4_0423-1.shtml

 

Есть  в  электронном виде.

Янушко Помогите малышу заговорить ранний возраст

Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.
Книга посвящена актуальной теме — речевому развитию ребенка 1,5-3 лет.
Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развива¬ют подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую мо¬торику. Основной раздел книги — «Развитие речи» — ставит своей целью «раз¬говорить» ребенка и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую сре¬ду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка (именно то, чего с таким нетерпением ожидают близкие!) достигается путем раз¬вития у ребенка речевого подражания, использования ритма и т.д.
Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в попу¬лярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занима¬тельных игр.

 

Мухина Елена

Огромное спасибо за поддержку и советы. Всеми ссылочками я обязательно воспользуюсь. На прошлой неделе мы с подругой педиатром считали сколько слов говорит мой плаксик и насчитали 16 слов. Мне сказали, что для 1г. 7мес. это возрастная норма. Еще раз большое спасибо.

Викторичка

Как же радостно получать такие сообщения - "всё в норме"! Так держать! А мы - поддержим, если что....улыбаюсь

Его-за

Вся информация очень актуальна, не сомневайтесь! Нашей Галинке завтра 5 месяцев - каких я ей подарков с Вашей помощью наготовлю (бусы, мячики, шуршащие бумажки.....)