Куличи

 28 из 65 
Событие

Кулинария Мастер-класс Пасха Рецепт кулинарный Куличи Продукты пищевые

В избранных: 125
В избранных: 125
В избранных: 125
В избранных: 125
В избранных: 125
В избранных: 125

Поделиться:

Выкладываю обещанный МК по куличам - очень простой и хороший рецепт.
На этом фото куличи позапрошлогодние, просто нет нормальных фоток прошлогодних куличей, а есть только этапы их приготовления.
Сразу скажу, что в прошлом году я делала свои куличи, как всегда. А дети сидели дома на больничном, и мне пришла в голову идея дать им каждому продукты, чтобы они могли сделать свои собственные куличи, из собственных отдельно взятых продуктов. Вот весь этот процесс мы и засняли и вам сейчас покажем.

Сразу скажу, что в прошлом году я делала свои куличи, как всегда. А дети сидели дома на больничном, и мне пришла в голову идея дать им каждому продукты, чтобы они могли сделать свои собственные куличи, из собственных отдельно взятых продуктов. Вот весь этот процесс мы и засняли и вам сейчас покажем.  фото 1

К сожалению, в моих фото пропущен этап с опарой. Куличи делаются обязательно с опарой, потому что сдобы много (а если ее не много, то это не куличи!).
Итак, первым делом берем тепловатое молоко и растворяем в нем дрожжи. Можно добавить им ложечку сахара, они его любят :)
В это время можно просеять муку, поделать еще какие-нибудь полезные дела. Если дрожжи свежие, то они быстро вспениваются. Как только они вспенились, вмешиваем муку. В некоторых рецептах рекомендуют половину нормы или даже больше. Я кладу столько, чтобы опара была не густая. Ставим в теплое местечко, покрываем полотенчиком.

Пока подходит опара, подготавливаем остальные компоненты: сахар, масло, яйца, соль. Если у вас мало времени на то, чтобы поставить тесто, не стесняйтесь и кладите в него все как есть (без разделения на желтки и белки и взбивания последних), я так делаю довольно часто, куличи от этого не страдают совершенно. Хотя по правилам положено сахар с желтками растереть, а белки взбить. Не забываем добавить остальную муку.
Когда опара поднялась, досыпаем муку и кладем сдобу. И тут начинается самое важное - замес теста. Надо настроить себя на долгий и тяжелый процесс. На этой фотографии дети еще не представляют себе, что дальше последует. Видите: еще ложечкой тесто мешают радостно?

Ну вот здесь процесс пошел! Многие вымешивают куличное тесто с помощью разных кухонных девайсов, я же предпочитаю в этом деле ручной труд. Мне кажется, что тепло рук человеческих - здесь немаловажный фактор. Через руки можно душу вложить.

По всему поэтому месим тесто, и месим долго, минут 20 (!). Тесто должно отставать от рук, но крутым оно быть не должно. Оно получается мягкое и маслянистое. Если совсем чуть-чуть липнет, не беда, можно оставить.
Здесь видно, какой густоты тесто получается.

Все уже немного утомились, но радости не потеряли.
Кстати, я тоже вымешиваю тесто, поставив кастрюлю на табуретку, так легче.

Когда вы хорошенечко вымесили тесто, ставим его в теплое местечко подходить, накрываем тряпочкой. Сколько оно подходит по времени, сказать точно не могу. Зависит от качества дрожжей. Могу сказать только, что если по каким-либо причинам тесто стояло дольше, чем вы предполагали, и "квашня по избе пошла", и кислым пахнет... - не расстраивайтесь! Куличи не испортятся! Я ставила тесто и уезжала от него на полный день за тридевять земель, оно убегало из кастрюли в тазик, из тазика на стол, но куличи всегда получались!
В коричневой кастрюле тесто уже почти на подходе, но надо дать ему подняться еще повыше.

Пока тесто подходит, займемся двумя вещами.
Во-первых, подготовим (если не сделали этого раньше) изюм, орехи, цукаты, цедру, специи - все, что вы хотите добавить в куличи. Изюм надо помыть, перебрать, веточки оторвать от него и его просушить на полотенце. Орехи можно подготовить так, как вы считаете нужным. Что касается специй, то кладите то, что любите. Можно просто ванилин, можно добавить кардамон, чуть мускатного ореха, гвоздики, имбиря и т.д., можно готовую подходящую приправу.
Во-вторых, подготовим формы для выпечки. Какие использую я, видно на фотографии. Не удивляйтесь на маленькие банки из-под горошка и кукурузы - я много куличей и куличиков раздариваю, как раз очень подходящий размер для сувенирчика.

С формами делаем следующее. Берем бумагу (можно для выпечки, можно просто писчую), обводим донышко банки или кастрюли, вырезаем. И так для всех банок (и еще больше, если ваше тесто не влезет за один раз в духовку).
Сверх того, вырезаем еще несколько кружков на случай подгорания верха.

Дальше: мажем наши формы размягченным сливочным маслом, кладем на дно кружок. А затем посыпаем мукой (и бока хорошенько).

Ну вот, тесто подошло, можно его "расцветить" приправами.

Добавляем изюм (и что еще вы подготовили) и смолотые просеянные специи.

И хорошо промешиваем.

И выкладываем тесто в формы (на фото - на заднем плане). По количеству теста: на 1/3 высоты банки - будет более пышный (рыхлый) кулич, на 1/2 высоты - будет более плотный (а-ля кекс на срезе).
Я кладу так: беру нужное количество теста в руки, покатаю его немного в руках, а потом вываливаю в банку сквозь ладошки, как в игре "колечко-колечко, выйди на крылечко". В банке его немного поправляю, затыкиваю изюминки внутрь, а то они у меня всегда стремятся подгореть.
И ставим немного на расстойку.

Когда тесто немного поднимется, можно ставить в духовку. У меня там изюминки вылезли - пальчиком их потихоньку заткнуть.
Духовку я разогреваю не сильно, 160-170 град., потом уворачиваю до 150. Перед выпечкой я куличи ничем не мажу, если вы умеете это делать, то можно помазать, а у меня горит.
Первые минут 15-20 старайтесь духовку не открывать.

В высоких формах верх часто хочет пригореть, его тогда мокрой бумажкой покрываем и хорошенько следим.
В маленьких формах куличи пекутся, конечно, быстрее. Их вынимаем, проверив предварительно палочкой. Мне же еще приходится их менять местами в духовке и вертеть, потому что неравномерно печет, и на куличах это чувствуется.

Готовые куличики вынимаем.
Здесь видно, что они потрескались. У меня всегда так. В любой духовке. При любом рецепте. Даже если в низ духовки миску с водой поставить. Ну не знаю, почему. Я уже не обращаю на это внимания. На вкус ведь не влияет. А их вкус окупает все внешние недостатки.

Как вынуть? Берем полотенце двумя руками, обнимаем банку и крутим в руках туда-сюда, а потом вытряхиваем аккуратненько на досочку. Обычно отскакивают хорошо. Бывает, что ломаются пополам. От чего зависит, не знаю. Из одного и того же теста пара куличей может развалиться, а остальные будут нормальные.

Пока они горячие и мягенькие, я их не накрываю. Здесь, кстати, видно, как вылезли из формы несколько больших куличей. Те, что на переднем плане, кажется, были из второй загрузки, то есть, тесто стояло дольше. Так что вывод: лучше пусть оно перестоит, чем недоходит.
В общем, это все. Храню я готовые остывшие куличи в целлофановых пакетах в холодном месте (я делаю их обычно в Великую Среду и иногда в Великий Четверг).

Есть, правда, еще одна деталь. Готовые куличи можно украсить.
Самое простое и быстрое - засыпать их сахарной пудрой. Можно сделать глазурь. А дальше - полет фантазии.
А теперь небольшой тест на вашу интуицию: как вы думаете, что мои дети сделают дальше?

Ну как, вы угадали? ;)

Вот такие (очень вкусные!) куличи получились у моих детей в прошлом году.

Я пеку куличи каждый год без малого 20 лет. И когда пекла их первый раз, пекла именно по этому рецепту под руководством соседки. В то время я ни разу в жизни не пекла пирогов (то есть, я хочу сказать, что неумение печь пироги и прочее не влияет сильно на качество куличей, влияет, скорее, состояние души или даже духа). Рецепт этот взят из советской (!) поваренной книги "Кулинарные рецепты", называется Кулич (что тоже удивляет). Несколько лет назад я экспериментировала с разными рецептами, искала самые сдобные варианты. Но в результате пришла опять к этому. Считаю этот рецепт одним из лучших.

Вот его рецептура:

1 кг муки

1,5 стакана молока

6 яиц

300 г слив.масла или маргарина

1,5-2 стакана сахара

40-50 г дрожжей (прессованных)

3/4 ч.л.соли

150 г изюма

50 миндаля

1/2 пакетика ванилина

5-6 зерен кардамона

Что касается рецептуры. Я делаю или двойную, или тройную дозу. Но яиц количество тогда уменьшаю (не люблю, когда их сильно много). Маргарин не использую, кладу масло (беру подешевле, чтобы не так дорого, но все-таки масло). Сахара кладу 2 стакана, люблю сладкие куличи. Изюма люблю побольше, но иногда не рассчитаю, и получается маловато. Орехи не кладу, не очень люблю (детям давала, они попросили). Специи - по вдохновению.

Из 1 кг муки получается куличей примерно столько, сколько на 15-м фото (может, чуть меньше).

Процесс приготовления занимает часов 10: замес теста - 1 час (если все делать быстро и дрожжи хорошие); подходит - до 5 часов; подготовка форм, расстойка - еще 1-1,5 часа; выпечка - 1,5 - 2,5 часа (если 2 захода). Можно тесто и на ночь поставить (только в тазик - от убегания). Это кому как удобно. Я вот от него уезжала по своим делам.

Пеку, как видно на фото, в основном в жестяных банках (они у меня уже хранятся, но ведь можно и "наесть"). Если нет банок и алюминиевых кастрюль, можно использовать эмалированную ровную кастрюлю. Только следите получше, в них очень быстро пекутся и бывают не такие бледные с боков, а позагорелее и поплотнее, посуше немного. Есть у меня какая-то итальянская выпендрежная форма для куличей, но видимо, итальянцы в наших куличах не очень разбираются, она сильно сушит, и я ею не пользуюсь.

Глазурь я делаю самую простую из сахарной пудры с горячей водой.

Ну вот, кажется, я дописала, а вы досмотрели и дочитали. Надеюсь, что не сильно утомила.

Оксана Филоненко

Ух, ты! Как вкусно и красиво! Дети - молодцы! Спасибо за подробный МК. Это актуально, ведь, скоро пасха. Добавила ваш рецепт в избранное.

Маретка

Пожалуйста!

Ольга Ермилина

Спасибо, зампечательный мастер -класс, все очень толково, для начинающих.идеяцветы

Хотелось бы еще узнать Ваш рецепт глазури.записываю

И мой совет, изюм и пряности попробуйте добавлять в конце приготовления опары, тогда тесто успевает "настояться" и изюм не вылазит из изделия. Гвоздика и кардамон в любом случае добавляются к конце приготовления теста.еда

Андреева Наталья Сергеевна

Замечательные куличики!Пальчики оближешь! Я тоже  этим люблю заниматься,и хочу немного поделиться. Смазываю формочки и бумагу подсолнечным маслом,и если бока у банки неровные то и бока банки обкладываю промасленной бумагой(любая бумага протертая с 2х сторон маслом), И еще пеку куличики в обыкновенных гранёных стаканах,тоже смазанных маслом. Теперь глазурь,бабушка делала и я тоже: на не полный стакан сахара- белок одного яйца,вся эта густая смесь растирается ложкой,пока не побелеет.Желаю всем успехов.

Маретка

Ольга, спасибо за комментарий! Я попробую в этом году положить изюм пораньше, посмотрю, что выйдет.

А глазурь я делаю самую простую, потому что не очень люблю белковую (хотя белки куда-то надо утилизировать, их много остается после "производства" пасхи, в которую одни желтки идут). Рецепта точного у меня нет, давно делаю "на глазок", граммов 150-200 сах.пудры + 1-2 ст.л. горячей воды (или подогретого сиропа, если хочется цветную). Есть рецепт из книжки:

260 г сах.пудры, 3-4 ст.л. сока свежей земляники, малины, клюквы или красной смородины, 1-2 ст.л. горячей воды (сок можно в виде сиропа). Пудру просеять, добавить сок и воду и тщательно растереть.

Но в основном все рецепты содержат яичный белок. Посмотрите комментарий ниже.

Ольга Ермилина

Я перепробовала бесконечное множество глазурей, в том числе и покупную, в результате остановилась на сахарной пудре с белком, только она хрупкая получается, ломается при транспортировке (когда в подарок),

всегда мучаюсь именно с глазурью, но в результате все равно получается красиво и вкусно, но я свои уже после Пасхи покажу. :-)

Маретка

Моя глазурь тоже хрупкая, трескается при первой возможности. А куличики обязательно покажите, мне так нравится их разнообразие на Пасху!

Маретка

Спасибо, Наталья Сергеевна!

Я раньше тоже мазала подсолнечным маслом, особенно если все сливочное ушло в тесто улыбаюсь. И бумажки тоже промасливала отдельно, а потом поняла, что можно бумажку положить в банку и прямо там в банке потереть, тогда она промаслится и от рук, и от банки. А ребристые бока я не догадалась выравнивать!

И еще: скажите, а у вас глазурь хорошо застывает? А то я однажды попробовала сделать с белком, а она у меня осталась мягкая. И у меня во всех рецептах пудра, а вы прямо сахар кладете или смалываете?

mylinka

Спасибо большое за подробный мастер-класс.цветы Я ни разу не рисковала делать куличи сама. А в этом году обязательно попробую по вашему методу.

Маретка

Попробуйте! Если уж даже у меня получаются (я плохой пекарь)...  Просто надо им посвятить некоторое количество времени и внимания, и они обязательно получатся!

Olga V

Спасибо за интересный МК! Ваши дети - просто молодцы!!!!!супер!браво

Маретка

Пожалуйста! Спасибо за теплый отзыв! Я обязательно дам детям его прочитать, им будет приятно.

ksunka

Вкуснятина какая!еда Скажите, пожалуйста, из чего вы делали глазурь, которая на первой фотографии? Она такая густенькая и совсем не течёт.

Маретка

К сожалению, я уже точно не помню, была ли она из обычной сахарной пудры или из покупной (в нее иногда что-то добавляют типа крахмала, кажется, но я не люблю с добавками). В любом случае, я глазурь делаю только из пудры с гор.водой. Может, она просто погуще получилась. Там видно, что розовая малек потекла.

ksunka

Спасибо большое. благодарю

алисачка

МАРЕТКА, СПАСИБО ЗА РЕЦЕПТ КУЛИЧЕЙ, ПЕКЛА НА ПАСКУ.  МОИ ВСЕ В ВОСТОРГЕ,  В ДЕТСТВЕ С МАМОЙ ВСЕГДА ПЕКЛИ ИНГРЕДИЕНТЫ  ВСЕ ПОМНЮ , А ПРОПОРЦИИ  НЕТ . ПОПРОБОВАЛА ВАШИ ОЧЕНЬ , ОЧЕНЬ ВКУСНО И СЛАДКО, ИЗ ЭТОГО ТЕСТА ДЕЛАЛА ЕЩЕ РУЛЕТ С ГРЕЦКИМ ОРЕХОМ И СЕМЕЧКАМИ ПРОСТО СКАЗКА, И БУЛКИ С КОРИЦЕЙ, ТОЖЕ ЧУДО, СПАСИБО ,СПАСИБО, СПАСИБО,ура!благодарюблагодарю

Маретка

Я очень рада, что Вам понравилось! Только как Вам удалось из такого "непрочного" теста сотворить еще и рулет?! удивляюсь Вот это мастерство!!!

ПКА

Пеку точно также, по такому же рецепту, из той же самой книги далёёёёких Советских времён( досталась мне в наследство от свекрови), Спасибо Вам за то, что делитесь, детки просто умнички, каких красавцев напекли!

Fluza

Добрый день!!! Решила по Вашему рецепту попробовать спечь куличи, месила тесто, месила, вся запрела, минут 30 месила, но тесто как у Вас не получилось, и муки уже добавила немного, все равно осталось вязкое. Что я не правильно сделала? Вроде все по рецепту, все взвесила? В каком то рецепте читала, что яйца не все целиком кладутся, часть целиком, а у части яиц только желток, может тоже так надо было?
И еще вопрос, не написано масло в каком виде кладется, я положила размягченное, не растапливая. Поставила подниматься в таком виде уже, посмотрю, что получится.
А детишки Ваши молодцы, месить действительно, не очень радостно :))

Маретка

Здравствуйте, Флюза! Это тесто иногда остается слегка липнущим к рукам. Зависит, скорее всего, от качества муки. Яйца - по опыту знаю - почти не влияют, ну разве что крупные-мелкие. У меня бабушка, когда блины пекла (дрожжевые), всегда яйца клала целиком, и блины у нее всегда получались, как ни у кого в семье. И с куличами я тоже экспериментировала, клала и поврозь белок-желток, и вместе, это, мне кажется, сильно не влияет на качество теста. Масло я кладу просто размягченное. Если тесто сильно липнет, добавляю муки, но не настолько, чтобы оно крутое стало. Лучше пусть слегка липнет. Пусть оно хорошо выбродится, а потом, даже если будет липнуть, смажьте просто руки раст.маслом, и можно будет его легко разложить в формы. Ну, может, печь будет немного сложнее, надо будет следить, чтобы сверху не подгорело, а внутри пропеклось. Я люблю формы не очень большого размера, в них нормально пропекается и не успевает засохнуть с краев. При жидковатом тесте я бы последила еще за температурой духовки, поменьше, наверное, поставила бы. Для куличей, кстати, очень важны дрожжи, они должны быть свежие, иначе у них просто сил не хватит поднять всю сдобу.

Какие у Вас красивые пряники! Фантастические просто!!! Кружечки!!! Открыточки!!!