Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Прикоснемся с малышами к истории нашей Родины. Обереги



Мастер-класс Оберег Педагогический опыт Прикоснемся с малышами к истории нашей Родины Обереги

В избранных: 56
В избранных: 56
В избранных: 56

Поделиться:

Каких только оберегов в Сети не встретишь: языческие славянские вместе с элементами фэн-шуя и христианской символикой. Все в одной куче. Понятно, что многие делают их для красоты, но тогда наверно их нельзя называть оберегами. И хотелось бы, чтобы наши дети лучше знали историю своей Родины. Я ничего не имею против Фэн-шуя. Но у нас игрушки китайские, продукты китайские, одежда китайская, рабочая сила – из Китая, гороскоп – китайский, символика Нового года – тоже китайская. Если еще и перенимать будем их обычаи и традиции, что же останется от нас самих, русских? От россиян?

Каких только оберегов в Сети не встретишь: языческие славянские вместе с элементами фэн-шуя и христианской символикой. Все в одной куче. Понятно, что многие делают их для красоты, но тогда наверно их нельзя называть оберегами. И хотелось бы, чтобы наши дети лучше знали историю своей Родины. Я ничего не имею против Фэн-шуя. Но у нас игрушки китайские, продукты китайские, одежда китайская, рабочая сила – из Китая, гороскоп – китайский, символика Нового года – тоже китайская. Если еще и перенимать будем их обычаи и традиции, что же останется от нас самих, русских? От россиян?  (фото 1)

У нас пойдет речь о славянской мифологии. И о том, что можно донести до сознания маленького человека. Свои занятия с внучкой – в возрасте 6-7 лет - мы начали с изучения раскопок. Вблизи нашего города их проводят постоянно. Прочитали в газете.

Посмотрели по ТВ, сходили в музей.

У нас пойдет речь о славянской мифологии. И о том, что можно донести до сознания маленького человека. Свои занятия с внучкой – в возрасте 6-7 лет - мы начали с изучения раскопок. Вблизи нашего города их проводят постоянно. Прочитали в газете.

Посмотрели по ТВ, сходили в музей.
 (фото 2)

На второй стадии начали знакомиться с раскопками под Новгородом. Это богатейший материал!

Вот перед нами восстановленная усадьба новгородца – и крепость и жилой дом.

На второй стадии начали знакомиться с раскопками под Новгородом. Это богатейший материал!

	Вот перед нами восстановленная усадьба новгородца – и крепость и жилой дом.  (фото 3)

Рассматриваем находки археологов:
1. Гудок – прообраз скрипки, музыкальный инструмент.
2. Гусли.
3. Мягкий башмак.
4. Поясные бляшки – украшения.
5. Застежка для плаща – фибула.
6. Меч.
7. Посуда (глиняная, металлическая,деревянная).
8. Шлем.

Мы пользовались книжными источниками: в то время об интернете никто и не слышал.

Рассматриваем находки археологов:
1. Гудок – прообраз скрипки, музыкальный инструмент.
2. Гусли.
3. Мягкий башмак.
4. Поясные бляшки – украшения.
 5. Застежка для плаща – фибула.
 6. Меч.
 7. Посуда (глиняная, металлическая,деревянная).               
 8. Шлем.

Мы пользовались книжными источниками: в то время об интернете никто и не слышал. (фото 4)

А вот и набор амулетов (оберегов) на цепочке, носимый на поясе (9).

Знакомимся с новым словом – "оберег". Подыскиваем однокоренные слова:
- беречь,
- оберегать.
Мы уже знаем, что древние верили, что для каждого занятия, нужно испросить разрешения у богов. Знаем, что богов было много. Познакомились с основными.

А вот и набор амулетов (оберегов) на цепочке, носимый на поясе (9).

Знакомимся с новым словом – "оберег". Подыскиваем однокоренные слова:
- беречь,
- оберегать. 
	Мы уже знаем, что древние верили, что для каждого занятия, нужно испросить разрешения у богов. Знаем, что богов было много. Познакомились с основными.
	
 (фото 5)

Рассматриваем внимательно каждую деталь.

Ложка
Гребень
Утка
Серп

Начинаем исследование.

ЛОЖКА
Ее назначение. Приходим к выводу, что, наверное, древний человек верил, что ложка поможет ему избежать голода. Раз есть ложка, значит, боги не забудут и дадут им еду.
Служила символом благополучия и сытости. Ее хозяину нечего было бояться голода, особенно если ложечка была вырезана из лосиных или оленьих рогов.
В знахарских обрядах с таких ложек могли поить «живой водой», водой «с уголька»
СЕРП
Легко догадываемся, что маленький серп – оберег от неурожая.
Серпы были весьма важны для земледельца, суля ему помощь богини земли.

Уточка плавает в воде хорошо, значит, она может помочь и спасти человека на воде. Древний человек верил, что изображение уточки поможет ему уберечься от смерти на воде.
Уткокони, согласно вере славян, перевозили бога солнца ночью через море, расположенное на другой стороне земли. Символ продолжения Рода, счастливой семьи.

Рассматриваем внимательно каждую деталь.

Ложка	
Гребень	
Утка	
Серп	
	


Начинаем исследование. 

 ЛОЖКА
Ее назначение. Приходим к выводу, что, наверное, древний человек верил, что ложка поможет ему избежать голода. Раз есть ложка, значит, боги не забудут и дадут им еду. 
	Служила символом благополучия и сытости. Ее хозяину нечего было бояться голода, особенно если ложечка была вырезана из лосиных или оленьих рогов.
В знахарских обрядах с таких ложек могли поить «живой водой», водой «с уголька»
 СЕРП
Легко догадываемся, что маленький серп – оберег от неурожая.
Серпы были весьма важны для земледельца, суля ему помощь богини земли.

Уточка плавает в воде хорошо, значит, она может помочь и спасти человека на воде. Древний человек верил, что изображение уточки поможет ему уберечься от смерти на воде. 
	Уткокони, согласно вере славян, перевозили бога солнца ночью через море, расположенное на другой стороне земли. Символ продолжения Рода, счастливой семьи.
 (фото 6)

Гребень
Все вместе в одной связки, обереги должны были помогать, спасать от злых сил.
Перечислим еще раз от чего, по верованиям древних, их спасали обереги, которые мы видим на снимки.:
- от голода,
-от смерти на воде (путь из варяг в греки),
-от неурожая…
И подумаем, от чего должен был спасти гребень. Приходим к выводу – назначение гребня – спасать от болезней.

Гребень 
Все вместе в одной связки, обереги должны были помогать, спасать от злых сил.
Перечислим еще раз от чего, по верованиям древних, их спасали обереги, которые мы видим на снимки.:
- от голода,
-от смерти на воде (путь из варяг в греки),
-от неурожая…
И подумаем, от чего должен был спасти гребень. Приходим к выводу – назначение гребня – спасать от болезней.
 (фото 7)

Откроем энциклопедию и проверим свою догадку.

Гребни использовали и для домашних магических обрядов: например, расчесывали волосы больному человеку на излечение и закидывали потом на неделю на священное дерево (обычно — грушу). Эти магические гребни в основном были семилучевыми, потому что семь является священным магическим числом (кстати, во всех магических традициях, а не только у славян), дающим защиту от болезней, старости и дурного глаза.
Посчитаем зубья в гребне. Семь!
Гребень был напрямую связан с магией волос, препятствовал потере волос хозяином, предотвращая этим злое колдовство, сглаз и порчу по волосам.

• На святки из дома обязательно выносили гребень и другие ткацкие инструменты, это защищало скот от болезней, а людей — от змей (восточные славяне).
Расчесав косу, девушка должна была спрятать гребень. Новым гребнем сначала расчесывали кота или собаку или даже свинью, чтобы зубья дольше не ломались.

Чесальный гребень у всех славян использовался в качестве оберега от нечистой силы, порчи, болезней. Гребень или веретено клали в колыбель, чтобы ребенок спал спокойно.
Гребень известен и как лечебное средство: в Полесье, когда заболевала корова, хозяйка выносила гребень и забрасывала его на грушу, где он должен был лежать неделю, после чего его мыли и использовали по назначению. В Македонии (район Разлога) знахарка вела больного к реке, наклоняла его над водой и чесала железным гребнем от лба до пупа, потом макала гребень в воду и произносила заговор. Так лечили болезнь сугреби, «собирая» ее в гребень.

Как средство приумножения гребень:
• клали в мешок с семенами, чтобы жито было «частым», как его зубья, или помешивали им семена, приготовленные к севу;
• расчесывали овец, а вычесанную шерсть и сломанный гребень бросали в загон к овцам, чтобы у них было больше шерсти (русские).

Откроем энциклопедию и проверим свою догадку.

Гребни использовали и для домашних магических обрядов: например, расчесывали волосы больному человеку на излечение и закидывали потом на неделю на священное дерево (обычно — грушу). Эти магические гребни в основном были семилучевыми, потому что семь является священным магическим числом (кстати, во всех магических традициях, а не только у славян), дающим защиту от болезней, старости и дурного глаза. 
Посчитаем зубья в гребне. Семь!
	Гребень был напрямую связан с магией волос, препятствовал потере волос хозяином, предотвращая этим злое колдовство, сглаз и порчу по волосам. 

•	На святки из дома обязательно выносили гребень и другие ткацкие инструменты, это защищало скот от болезней, а людей — от змей (восточные славяне). 
	Расчесав косу, девушка должна была спрятать гребень. Новым гребнем сначала расчесывали кота или собаку или даже свинью, чтобы зубья дольше не ломались.

	Чесальный гребень у всех славян использовался в качестве оберега от нечистой силы, порчи, болезней. Гребень или веретено клали в колыбель, чтобы ребенок спал спокойно. 
	Гребень известен и как лечебное средство: в Полесье, когда заболевала корова, хозяйка выносила гребень и забрасывала его на грушу, где он должен был лежать неделю, после чего его мыли и использовали по назначению. В Македонии (район Разлога) знахарка вела больного к реке, наклоняла его над водой и чесала железным гребнем от лба до пупа, потом макала гребень в воду и произносила заговор. Так лечили болезнь сугреби, «собирая» ее в гребень.

Как средство приумножения гребень: 
•	клали в мешок с семенами, чтобы жито было «частым», как его зубья, или помешивали им семена, приготовленные к севу; 
•	расчесывали овец, а вычесанную шерсть и сломанный гребень бросали в загон к овцам, чтобы у них было больше шерсти (русские). 
 (фото 8)

У нас остались без описания подвески. Займемся ими.
Узел- один из самых древних оберегов. К тому же это был достаточно простой по исполнению оберег. По поверьям, различные узлы имеют различное действие, завязывание и развязывание узлов добрыми и злыми людьми несет противоположные результаты. В одном сходятся все легенды, поверья и свидетельства — сила в узлах заключена немалая, и если использовать ее разумно и со знанием дела, можно и от зла уберечься, и добро себе и другим сотворить.

У нас остались без описания подвески. Займемся ими. 
Узел- один из самых древних оберегов. К тому же это был достаточно простой по исполнению оберег. По поверьям, различные узлы имеют различное действие, завязывание и развязывание узлов добрыми и злыми людьми несет противоположные результаты. В одном сходятся все легенды, поверья и свидетельства — сила в узлах заключена немалая, и если использовать ее разумно и со знанием дела, можно и от зла уберечься, и добро себе и другим сотворить.
 (фото 9)

В древней Руси существовали специальные узлы - «наузы». Наузы, как обереги, способны передавать волшебную силу, охранять от несчастий и даже лечить. Для усиления оберега над ним нужно было прочитать наговор или заклинание. Считается, что именно от древних славянских наузов произошли христианские ладанки.
Наузом является не только узел, завязанный на шнурке или нити, но и привески, которым науз дополняется. Привесками чаще всего служили лекарственные травы и коренья, фигурки из металлов, камни. Компоненты привесок возможно было комбинировать, чтобы достичь максимального эффекта.
Одним из простейших наузов был соляр — круг, олицетворяющий Солнце. Узлы-соляры одновременно оберегали и от нечистой силы, и от врага. Они похожи на венок (венец) с лучиками-петельками. Узел-оберег в основном вязался в 3 — 4 нити, глядя на него, практически нельзя догадаться, как он сделан.

В древней Руси существовали специальные узлы - «наузы». Наузы, как обереги, способны передавать волшебную силу, охранять от несчастий и даже лечить. Для усиления оберега над ним нужно было прочитать наговор или заклинание. Считается, что именно от древних славянских наузов произошли христианские ладанки.
	Наузом является не только узел, завязанный на шнурке или нити, но и привески, которым науз дополняется. Привесками чаще всего служили лекарственные травы и коренья, фигурки из металлов, камни. Компоненты привесок возможно было комбинировать, чтобы достичь максимального эффекта. 
	Одним из простейших наузов был соляр — круг, олицетворяющий Солнце. Узлы-соляры одновременно оберегали и от нечистой силы, и от врага. Они похожи на венок (венец) с лучиками-петельками. Узел-оберег в основном вязался в 3 — 4 нити, глядя на него, практически нельзя догадаться, как он сделан.

 (фото 10)

Вот еще одна подвеска. В нем мы найдем ключ, и что-то очень похожее на нож.
Подумаем над их смыслом:
Ключ -символизировал достаток и богатство, помогал своему хозяину добиться материального процветания. Также «запирал» двери дома для злых сил

Иногда в составе наборов привесок-амулетов обнаруживают бубенчики, которые своим звоном отгоняли злых духов; костяные ножи, служившие защитой от злых духов. Очень часто при раскопках обнаруживают зооморфные привески – так называемые «коньки».
Конь - символ добра и счастья; его связь с культом солнца подчеркивается солярными знаками на фигурках. Привески в виде других животных распространены мало.

Вот еще одна подвеска. В нем мы найдем ключ, и что-то очень похожее на нож.
Подумаем над их смыслом:
Ключ -символизировал достаток и богатство, помогал своему хозяину добиться материального процветания. Также «запирал» двери дома для злых сил
	
	Иногда в составе наборов привесок-амулетов обнаруживают бубенчики, которые своим звоном отгоняли злых духов; костяные ножи, служившие защитой от злых духов. Очень часто при раскопках обнаруживают зооморфные привески – так называемые «коньки».
	 Конь - символ добра и счастья; его связь с культом солнца подчеркивается солярными знаками на фигурках. Привески в виде других животных распространены мало.


 (фото 11)

А теперь можно вместе с детьми сделать «настоящий оберег», такой, как нашли при раскопках в Новгороде.
Все картинки убираются и ребенок делает так, как воображает.

А теперь можно вместе с детьми сделать «настоящий оберег», такой, как нашли при раскопках в Новгороде.
Все картинки убираются и ребенок делает так, как воображает.  (фото 12)
 
Прикоснемся с малышами к истории нашей Родины. Обереги (фото 13)
 
Прикоснемся с малышами к истории нашей Родины. Обереги (фото 14)
 
Прикоснемся с малышами к истории нашей Родины. Обереги (фото 15)

Такое пособие легко хранить в обыкновенной коробке из-под конфет: оно занимает мало места. И в любой момент можно продолжить изучение истории своего народа, а сделанные своими руками обереги, легко восстанавливают в памяти забытый материал.

Такое пособие легко хранить в обыкновенной коробке из-под конфет: оно занимает мало места. И в любой момент можно продолжить изучение истории своего народа, а сделанные своими руками обереги, легко восстанавливают в памяти забытый материал. (фото 16)

    После такого занятия-исследования даже малыши понимают отличие игрушки-поделки от оберега. И по моему мнению, эти несколько корявые поделки  принесут намного больше пользы, чем  несколько красиво выполненных поделок, которые мы часто называем оберегами, не вкладывая в них никакого смысла.

В наших закромах стоянка древнего человека, занятия по истории Древнего Египта, клинопись, письмо на бересте, изучение иероглифов, решение лингвистических задач на основе иероглифов. Все это вполне доступно малышам, нужно только предложить им это в доступной для них игровой форме. И возможно история, археология и лингвистика станут для них любимым предметом. И чтение книг займет достойное место в досуге наших детей.

Это авторский МК.

Литература:

В. Янин Сокровища древнего Новгорода,

Энциклопедия для детей. Искусство, "Аванта+",

Мифы народов мира,

Словарь русских суеверий,

Словарь символов,

Интернет ресурсы.

 

Все  данные мы заносили в таблицу, но почему-то сама таблица с рамками рядом с фотографиями не загружается...думаю

 

Ирина Фирсова

Огромное спасибо за такое увлекательное путешествие и МК!!!благодарюМне, как историку было очень интересно, как маме двоих детей - поучительно, а как учителю - полезно!!!Спасибо и низкий поклон!!!цветыЯ за то, чтобы дети с малолетства вот так познавали и любили свои истоки!!!записываюБеру в копилку, и обязательно сделаю что - либо похожее!!!идеяА обереги из чего выполнены (тесто, глина?)???

Татьяна Михайловна

Эти из теста, из глины где-то не могу найти. Это я по закромам пошарила,

Вера Плетцер

Татьяна Михайловна, спасибо Вам большое! С удовольствием прочитала Вашу экскурсию, много чего и сама не знала, обязательно использую Ваш материал в работе!записываю

Татьяна Имполитова

Я как раз собралась знакомиться с этой темой,а тут всё готово!Спасибо!

Татьяна Михайловна

На готовенькое -это хорошо! улыбаюсь

Татьяна, так вы еще маловаты для таких исследований?думаю

Татьяна Имполитова

Да,конечно София ещё маловата,это мы в копилочку отложим.

evconst

Очень интересный, познавательный, серьёзный материал Вы собрали и нам показали. Большое спасибо. Взяла в копилочку, чтобы перечитывать.  Тема близкая, нужная и родная, наше наследие, которое нужно бережно сохранять.

Татьяна Михайловна

симпатия

Т.А.Г.

Татьяна Михайловна, не перестаю восхищаться Вашей "всесторонностью". Прямо руки зачесались, создать материал про "Пермский звериный стиль".

Татьяна Михайловна

Татьяна, буду ждать. Я тут разбираю закрома, где мы с внучкой учили историю родины. Смотрю - Пермский край, Чердынь. У вас на гербе медведь и у нас. Вот мы и поизучали ваш край.улыбаюсь

Если интересно выставлю.

Татьяна Имполитова

Мне  интересно

Татьяна Михайловна

Татьяна, узнаю родственную душу. Мне тоже все надо. Но это уже лингвистические занятия, там ребенок самостоятельно делает "научные" открытия.

Т.А.Г.

Татьяна Михайловна, только это будет не скоро... У меня ведь все это "вразброс", надо привести в порядок. Да еще и другие дела... буквально 5 февраля "Вечер встречи" в школе, а у нас юбилей- 25 лет... Готовим сценарий, подарки и поздравления учителям и т.д. и т.п.

Татьяна Михайловна

Татьяна, так ведь мне "не горит". Просто хочется увидеть.

коломыя

Очень интересный материал. И хорошая идея как изучать историю с ребенком. А главное, ребенок сам может создать своими руками обереги и таким образом прикоснуться к истории своего народа.  Спасибо!

Татьяна Михайловна

Ольга Владимировна, письмо Ваша получила. Отвечу чуть позже. А на все вопросы в комментариях вроде ответила.

коломыя

Да, все очень понятно. Главное идея! А ее можно уже и наполнить материалом и расширить область изучения материала.