Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Керамика - чудеса из глины


 31 из 31       
Техника
Материал

Поделка изделие Фоторепортаж Лепка Керамика - чудеса из глины Глина

В избранных: 41
В избранных: 41
В избранных: 41

Поделиться:

Керамика - чудеса из глины

Часть I

Влечение к приключениям и
стечение обстоятельств «забросили» меня на далёкий австралийский континент.
Здесь у меня появилось
немало интересных хобби, которыми я не занималась в России: там были совсем другие увлечения.

Почему мой выбор пал именно на
керамику? Сначала я пробовала учиться живописи: прошла полуторамесячный курс
для начинающих в городской Галерее нашего города.Мне очень нравятся картины,
особенно написанные маслом. Наблюдая за их сосредоточенностью и мастерством, я
думала, что когда-нибудь тоже попробую себя в этой роли.

Но сама взявшись за кисть,
живописью почему-то «не зажглась». И преподаватель у нас был хороший, и
студенты, и все возможности. Но... Всё-таки мне «ближе к сердцу» то, что имеет
«фигуру» и может быть сформировано вручную. Например, скульптура, керамика... И
вот пару лет назад я поступила учиться на предмет «Керамика» в государственный колледж под
названием TAFE (Tertiary and Further Education).

В нашем городе для любителей керамики есть и «Гончарный Клуб». Но
занятия в нём дороже, чем в колледже да и часов меньше. И, кроме того,
для студентов колледжа существует немало других всевозможных привилегий.
В
колледже предмет «керамика» входит в Certificate III in Visual Arts and
Contemporary Craft (по-русски - «Изобразительное искусство и
Современное Ремесло»). Проучившись на этом курсе один год на full-time
(ежедневно часов по пять-шесть), можно получить сертификат 3, два года -
сертификат 4, а ещё полгода или год даёт право на получение диплома.
Перед зачислением я поговорила с преподавателем «керамики» Керри
Гаерсон. Расспросила её о преимуществах учёбы на вечернем и дневном
отделениях, программе и карьере выпускников. Керри убедила меня, что для
начинающих больше всего подходит дневное отделение. Занятия керамики по
расписанию - всего 1 день в неделю с 9 до 3-х. Перспективы для работы
очень невелики и только для тех, кто открывает свой бизнес. Иногда
бизнесменов-художников нанимает местное правительство, если нужно
слепить или нарисовать какие-то украшения для города. Керри также
подсказала, какую глину нужно купить, т.к. это не предоставлялось
колледжем, как всё остальное.

Итак, с февраля 2008 года я стала
студенткой предмета «керамики» на один день в неделю. Вначале, в нашей
группе училось человек 12-14. Мне показалось, что это слишком много...
Особенно, когда каждый «тянул» преподавателя к себе, задавая тысячу
вопросов: ведь открывалось столько всего нового и каждому хотелось
попробовать свои силы. К концу года студентов осталось примерно десять.
Все - женщины в возрасте от 25 до 55 лет.  Правда, на вечернем отделении
учился один парень-японец. И всё... Видимо, у австралийских мужчин
намного меньше творческих способностей. Это меня, конечно, удивило, но,
как говорится, в каждой стране - свои культурные особенности.
В
нашей группе учились только две иностранки - я и Андреа из Германии. Все
наши дамы оказались очень милыми - каждая со своей судьбой, про которую
не держала секретов, со своим приятным характером и, конечно, с
неповторимым вкусом «изобретать» в керамике что-то оригинальное, от чего
у остальных рождались какие-то свои идеи. О некоторых из них я напишу
попозже.    
К сожалению, я не знаю всех керамических терминов
по-русски, так как никогда не изучала это в России. А удачно перевести с
английского не всегда удаётся. Ситуация, словом, и смешная, и
грустная... Поэтому в статье постараюсь объяснять всё так, как я сама
смогла понять это на английском.

Само название «керамика» происходит от греческого слова «keramos»,
что означает глина гончара или гончарное изделие. На древнем санскрите
это означает «обжигать». Один из античных городов на территории
современной Турции назывался Керамус. Более простое определение керамики
- неорганические и неметаллические материалы. Керамика включает в себя
эмаль, 

стекло, содержащее керамические кристаллы (крошку) и неорганические материалы цементного типа (цемент, гипс, известь).

С
самого первого занятия по «керамике» мы взяли в руки глину! Никакой
теории, ни каких конспектов, никакого «сидения» за столами не было. Как
говорится: «К делу, господа присяжные заседатели!».
Сначала по
программе курса мы учились работать на гончарном круге. Сказать честно,
это довольно трудно и не все с этим справлялись. Перед тем, как работать
с глиной на "круге", её нужно немного размять руками на столе
до определённой пластичности. Затем самое сложное: придерживая
крутящийся на «круге» кусок глины, наметить в нём центр и ровно
«открыть» его, образовав стенки. Затем эти стенки нужно «поднять» ...

5.jpg

Одни из моих первых работ, сделанных на «круге» (средняя вазочка украшена приклеенным бисером):

6.jpg

Карандашницы:

7.jpg

8.jpg

9.jpg

Тарелки с элементами украшений:

10.jpg

Когда тарелочка ещё не затвердела, я загнула её края:

11.jpg

На
«круге» я сделала и фруктовую чашу. Сначала она делается совершенно
круглой, но когда начинает немного затвердевать, её нужно вытянуть  в
форме овала:

12.jpg

Готовая чаша в применении:

13.jpg

Почти каждый урок у нас начинался с новой темы: мы становились вокруг
одного стола, а наша преподаватель Керри демонстрировала новую технику
лепки, метод глазуровки и украшения, вид обжига, объясняя, как всё это
можно сделать.

Основные этапы работы: после того, как изделие слеплено из глины, оно
должно полностью высохнуть. Затем оно обжигается в печи на один раз
(biscuit firing - «бисквит»-обжиг). После этого на него наносится
глазурь (glaze) желаемого цвета и изделие «идёт» на второй обжиг. Каждый
раз, когда наши работы были полностью готовы, мы всей группой вместе с
Керри обсуждали их достоинства и недостатки.

Наша преподаватель Керри  - в очках на стуле:

14.jpg

Хочу
немного рассказать о нашем классе. Это целый учебный корпус, в котором
одна просторная светлая студия и несколько комнат разного
предназначения.

Корпус «Керамика»

15.jpg

16.jpg

Класс в целом (слева – гончарные «круги»):

17.jpg

Комната для сушки глиняных изделий перед первым обжигом:

18.jpg

Комната с печкой для первичного обжига (по-русски – утильного, по-английски – «биск», можно сказать, «бисквитного»:

19.jpg

Здесь обожжёные керамические изделия «ждут», когда их заберут хозяева:

20.jpg

«Влажное хранилище».
Некоторым изделиям после лепки рекомендуется более длительная сушка:
можно сушить свою поделку на полках за пластиковой шторой, а можно -  в
пенопластовых коробках (справа):

21.jpg

Комната для хранения глазурей. Здесь же в спец.отсеке можно нанести на своё изделие какой-то дополнительный оттенок путём распыления глазури.

Наношу свой любимый перламутровый оттенок на стаканчик:

22.jpg

Слева - кладовка с инструментами и «приспособлениями» для нанесения декораций, справа – кабинет преподавателя Керри:

23.jpg

Кладовка поближе:

24.jpg

Здесь хранятся все глазури для глиняных изделий высокой температуры обжига:

25.jpg

В бочках глазури таких цветов: чёрный, «красный томатный», «голубой
сатиновый», абрикосовый, бесцветный, белый, зелёный, "белый тальк" и
оловянный белый. Хорошо, что в классе есть камеры хранения. Мы только
приносили свои замочки и оставляли там всё, что было необходимо. Много
туда не помещалось, но всё равно камера часто выручала.

26.jpg

Немного про печи. В нашем классе - 2 вида печей: электрическая и газовая. Газовая одна, а вот электрических - пять.
В электрических печах все глиняные изделия проходят первый обжиг («бисквитный») при температуре + 980º С + 1000ºС.

Электропечь для первого обжига:

27.jpg

Для
второго обжига, после глазурования, изделия помещаются в разные печи в
зависимости от типа глины или желания автора. Изделия из глин разряда
stoneware («каменная масса») обжигаются в этой печи.

Печь в процессе заполнения:

28.jpg

Обжиг в разгаре:

29.jpg

Самая «нежная» из известных нам на данный
момент глин - терракота: второй обжиг терракотовых изделий делают в
электрической печи при температуре 1080ºc—1100ºc, в то время как изделия
из других глин – при +1250º С +1300ºС.  Хотя Наша Керри даже и первый,
«бисквитный» обжиг терракоты делает отдельно от остальных глин, при ещё
меньшей температуре. В сыром виде терракота имеет тёмно-жёлтый цвет, а в
обожжёном – красный; практически  это – кирпич. 
Газовая печь в
нашем классе предназначена только для второго обжига глазурованных
изделий из глины раку. Но тогда изделия из неё покрываются специальными
глазурями. Думаю, что  газовые печи используются где-нибудь и для обжига
других глиняных изделий, но мы этого пока не проходили.

Ржавая железная бочка – это и есть газовая печка:

30.jpg

В
современном мире существует множество разнообразных печей для обжига
керамики. Но самый простой метод – обжиг с помощью дров и костра... Это
до сих пор распространено в развивающихся странах. 

31.jpg

К сожалению, первые уроки я не очень много фотографировала, т.е. не
знала, можно ли, удобно ли... Позже, увидев, как наши студенты свободно
делают в классе снимки, фотоаппарат «защёлкал» и в моих руках. Наш
учебный корпус разделён на два больших помещения (я не считаю всех
подсобных комнат, о которых уже писала). В соседнем классе с нашим
учатся студенты-аборигены. Когда  я спросила у 

Керри, почему мы не учимся вместе с ними, она ответила: «Аборигены должны поддерживать свою культуру».

Обычно
в том классе учатся студенты, приезжающие в наш город из отдалённых
деревень. У них есть преподаватель, который направляет их в работе,
корректирует, но в то же время оставляет их в «свободном полёте». Для
сравнения: мы придерживаемся определённой гос.программы.

Студентка-аборигенка в соседнем классе:

32.jpg

33.jpg

Спустя
некоторое время после того, как мы поработали на гончарном круге, Керри
познакомила нас с тем, как делать «hand building» - лепить изделие
руками. Нашим первым опытом была лепка с помощью глиняной формы. Это
стало одним из моих любимых способов изготовления керамики. Да и не
только моих. Замечу, что немного наших студентов полюбило «гончарный
круг»: всё-таки большая часть предпочла лепку руками.  
Сначала мы
пользовались формами, которые есть в классе. Затем Керри научила и мы
сами стали делать это дома. Секрет прост: покупается сухой гипс с
надписью «Для гончарного производства», соединяется с небольшим
количеством воды в какой-то посудине; лучше всего контейнере, в котором
продаются йогурты или мороженное (по 0,5 или 1 кг). В смесь, доведённую
до консистенции сметаны, наполовину помещается какой-то предмет.
Например, шарик или глубокая тарелка, словом, то, что хочется потом
лепить. Смесь с предметом оставляется затвердевать часов на 8. В нашем
городе гипс в порошке можно купить в специальном арт-магазине (где
продаётся всё для живописи, лепки, рисования). Конечно же, я несколько
раз покупала гипс и наделала массу форм.

Вот некоторые из них (этот тролей тоже купила в арт-магазине):

34.jpg

Вот, что я слепила в формах:

Конфетницу и подсвечник (одни из моих первых работ, поэтому... далеки от идеала):

35.jpg

Подсвечники:

36.jpg

Основы
для сахарницы и ракушки сделаны в форме. Ракушку я  немного изогнула и
прилепила к ней ажурные детали, как и на сахарницу. А л
ягушку можно, скорее, отнести, к скульптуре:

37.jpg

38.jpg

Другие ранние работы  - молочник (основная часть сделана на «круге»)

39.jpg

 Коробочка-тортик до обжига (украшения на торте сделаны с помощью  насадок для кондитерского шприца):

40.jpg

«Тортик» готов:

41.jpg

Розочки на «торте» должны были быть сиреневыми, но по незнанию я
покрасила их...  синей краской. Вернее, в порошке эта краска - красивая
сиреневая. Увидев её, я подумала: «То, что надо для крема!», но...  не
прочитала на этикетке «синяя»... Вот что значит надо быть внимательной
на 120 % , особенно когда имеешь дело с чужим языком...

А подала идею для изготовления «тортика» вот эта керамическая шкатулка, купленная мной в магазине:

42.jpg

Из
всех форм, мне больше всего понравилась формочка с половинкой, в
которой можно делать шарики.  Я вылепила в ней несколько круглых
изделий:

43.jpg

Сушатся:

44.jpg

Причём,
сам шарик можно вылепить не только ровным и гладким, но сделать на нём
и  различные узорчики в виде мелких шариков, зигзагов и всего, что
только придёт в голову:

Готовые шарики:

45.jpg

А этот шарик, побольше,  я «превратила» в кувшин и оклеила настоящими ракушками, собранными на  местном пляже:

46.jpg

Ещё два кувшина из шариков:

47.jpg

Горшочек с каёмочкой:

48.jpg

Сахарница: 

49.jpg

Эта карандашница тоже сделана в гипсовой форме-полушар, только потом я немного сжала бока шара:

50.jpg

Некоторые из своих работ я приспособила во дворе для цветов

51.jpg

Лепка шариков – очень увлекательное дело. И довольно лёгкое.

Например, как сделать такой подсвечник (под названием "Звёздная ночь")?             

52.jpg

53.jpg

54.jpg

А очень просто: сначала один кусочек
глины кладётся в гипс-форму, затем постепенно формируется полукруг,
после недолгой подсушки он переворачивается и лепится дальше, и так до
тех пор, пока в шарик не будет входить только один палец:

Процесс лепки

55.jpg

56.jpg

57.jpg

58.jpg

59.jpg

60.jpg

61.jpg

62.jpg

Перед разрезкой «крышечки» шарик надо аккуратно заровнять влажной губкой

63.jpg

Заравниваем крышечку

65.jpg

64.jpg

Прокалываем звёздочки:

66.jpg

Готово:

67.jpg

 

Подсвечник после первого обжига, покрашенный глазурью

68.jpg

Что входит в понятие глина? Это горные осадочные
породы, образующие с водой пластичное тесто, которое при высыхании
сохраняет приданную ему форму, а после обжига превращается в водостойкое
и прочное камневидное тело. Не буду слишком много писать об определении
и свойствах глины: честно говоря, мы не столь глубоко изучали эту
теорию. Практики у нас было гораздо больше. Об этом-то я и продолжу свой
рассказ.

Вcю первую четверть (term) первого семестра мы использовали только один тип серо-белой глины – stoneware No.33,
который обжигается при высокой температуре и подходит для гончарного
круга и ручной лепки. Позже Керри познакомила нас с другими глинами,
такими как терракота, раку (белая и коричневая), бумажная, белые глины –
stoneware («каменная масса») и fine stoneware («каменная масса высокого качества»). Время от времени мы покупали их и «запускали» в свою работу.

Кроме всех остальных глин, мы познакомились и с «порселейном» (porcelain).
Это жидкая глина, из которой получаются изделия, очень похожие на
тонкий фарфор. В англо-русском словаре я нашла такой перевод слова
porcelain: фарфоровый; перен. хрупкий; изящный; ~ clay фарфоровая глина, каолин.   

Из порселейна мы отливали такие вот кофейные чашечки

69.jpg

Как получить эффект листика? Приложить настоящий лист на стенку глиняной основы.

Преподаватель Керии в процессе демонстрации

70.jpg

71.jpg

Затем поверх всего ставится пластмассовое, скажем, ведёрко с отверстием
сверху. Снизу оно закрепляется глиной, чтобы не протекло и в отверстие
заливается жидкий гипс. Когда гипс застывает, ведёрко снимается с
гончарного круга, глина из него вынимается и в образовавшуюся форму
«чашечки» заливается порселейн. Он сразу же начинает затвердевать по
стенкам. Важно не «прозевать» время и успеть 

вылить незатвердевший порселейн из формы
минут через 10. То, что «пристало» к стенкам, остаётся твердеть дальше.
Через несколько дней чашка затвердевает и готова к обжигу.

Этот
процесс лучше виден при изготовлении черепашки: Керри показала нам, как
отливать не только посуду, но разные фигуры из порселейна:

Студентка Брайана и Керри:

72.jpg

73.jpg

74.jpg

Черепашки готовы:

75.jpg

Больше всего мы «полюбили» глину - белую раку, в состав которой входит мелкий отборный песок. Он легко ощущается при лепке изделий.

76.jpg

Особенно
захватывающим был процесс обжига раки в газовой печи. Не важно, что мы
изрядно пропитывались дымом – это  мелочи по сравнению с увлекательным
процессом и интересными результатами!
Фотографии о процессе обжига раку в газовой печи сняты в разные дни:
Печь готова к загрузке нашей «продукции».

Брайана (слева) и преподаватель Керри:

77.jpg

Заполнение печи:

78.jpg

Брайана, Рей и Андреа:

79.jpg

80.jpg

Вид загруженных изделий сверху до подключения огня:

81.jpg

После
загрузки, к печи подносят трубку, по которой идёт газ. При открытии
крана, перед трубкой зажигают огонь. При появлении огня трубка
подсоединяется к отверстию внизу «бочки».

Во время обжига:

82.jpg

Обжиг закончен и Керри собирается перекрыть газ:

83.jpg

После
открытия «бочки», каждый старается быстро захватить щипцами своё
изделие и перенести его в яму, куда заранее насыпаются опилки.

84.jpg

85.jpg

86.jpg

87.jpg

Здесь
кроется  один «секрет»: если, например, автор поглазуровал своё изделие
глазурью под названием «копа» (позже объясню, что это такое) и хочет,
чтобы оно получилось  перламутровым, то после помещения изделия в яму,
нужно быстро набросать сверху измельчённую бумагу, что вызовет
мгновенное пламя:

88.jpg

и закрыть крышку.

89.jpg

«Коптясь»
таким образом в дыму, происходит определённая химическая реакция и
глазурь «копа» приобретает перламутровый оттенок.   
Через 10 минут крышку ямы можно открыть и достать своё изделие. Конечно, оно ещё горячее, поэтому обычно его охлаждают в воде:

90.jpg

Когда
изделие охладилось, его моют в воде и шоркают жёсткой губкой с мылом:
так сходит вся гарь и «вырисовывается» настоящий цвет. Глазури,
используемые для обжига раку в газовой печи - другие, нежели для обжига в
электрической. Лично мне очень понравился перламутровый оттенок,
который преподаватель Керри называла «копа». Позже я уточнила, что так
называется цвет Copper («медь») и относится он к глазурям Lustre
(«блестящие»).

Вот какой цвет  у меня
получился с этой «копой»: тарелка сделана на «круге», а шарик и
кувшинчик – вручную с помощью гипс-формы:

91.jpg

Интересно наблюдать, что в горячем виде изделие – совсем другого цвета:
Моя тарелочка с ракушками на предыдущем и нижнем фото.

92.jpg

После 10-минутного «копчения»:

93.jpg

Ещё один вид обжига раку в газовой печи: обожжёное на один раз раку-изделие смазывается своеобразной оболочкой - жидкой «противостоящей» глиной (slip resistance).

94.jpg

95.jpg

Никакой глазуровкой оно не
покрывается, иначе слой глины попросту прилипнет. Затем изделие
помещается в газовую печь для второго обжига. После готовности верхний
слой жидкой глины легко отшелушивается. Как появился этот ажурный
рисунок на горшочке внизу? А вот как: слой «противостоящей» глины во
время обжига потрескался, в трещинки «пробрался» огонь и обжёг то, что
смог достать.   

 Готовый вазончик (обожжёный на 2 -й раз и очищенный от "противостоящей" глины):

 96.jpg

А такая глазуровка раку-изделий называется кракл – « трещинами» (не моя работа)

97.jpg

В
качестве итогового задания за первый семестр Керри дала нам задание
изготовить нечто из  двух или трёх «кусков», как это звучит по-английски
(two-three pieces). То есть, два-три скреплённых вместе изделия.

Я напрягла свою фантазию и «сотворила» такую композицию

98.jpg

99.jpg

Готовая композиция

100.jpg

Предназначена
для крашения: в ванночке – вода для мытья кисточек, в стакане – чистые
кисточки, на «волне» - использованные. Завершает композицию - Русалка с
ракушкой; она как бы говорит: «Посмотрите какую я вам красивую раковину
достала со дна моря – там таких великое множество...»  Зачёт за семестр
получила!
Одна из моих любимых тем - техника лепки. Мы просто открыли
для себя Другой Мир!!! Сколько интересных «вещиц» можно слепить из
этого пластичного  материала под названием глина !!!    

(продолжение следует)

 
Голубка

Здорово! Интересно! Вы так увлекательно  рассказали и показали, что мне тоже хочется попробовать улыбаюсь Это волшебство!!!

Иванив

Профессионально грамотно изложен материал. Исчерпывающие сведения и, на редкость удачно, иллюстрирован технологический процесс. Что очень важно, тема раскрыта с большой любовью к этому древнему ремеслу.

Вы молодец!!!

Незнакомая

Супер интересно!!!! Я как то видела как на круге ваяли бокал, но не захватило. А прочитав у Вас сижу и думаю, ну почему все в подробностях не рассмотрела? Это ведь так интересно! Спасибо за такой интересный рассказ!!!!

Жемчужная Ракушка

Большое спасибо всем за комментарии! Даже не ожидала. что так быстро мою статью заметят... Только-только загрузила! Хорошо, сейчас загружу вторую часть! 

харузина

Прекрасный репортаж!!!С удовольствием прочитала и посмотрела,узнав много нового для себя!Огромное спасибо!Буду ждать продолжения!!!!!!

na-ta-li

Как интересно у Вас там, столько творческих людей и возможностей! Очень к Вам захотелось, чтоб самой всё попробовать и всему научится! СПАСИБО за чудесный рассказ!

Люблюбумагу

Чудесный рассказ и фоторепортаж! Никогда не занималась керамикой, а после Вашей статьи очень захотелось попробовать.

игнатия

Восхитительно, красота.Спасибо огромное за репортаж!!!!Я тоже очень, очень хочу попробовать, мне это очень нравится!!!!!!!!!

Гульшат Заикина

Ну ооочень интересно и познавательно!!!! Спасибо за такую замечательную статью!!!!! цветы

Elen

Как интересно!Здорово,спасибо такой интересный рассказ!браво

Бригантина

Такой интересный репортаж! Здорово! Спасибо!

LLuna

Так здорово! Так хочется к Вам, в Ваш волшебный керамический мир. Спасибо!цветы

Ольга000

До чего же интересно! Процесс действительно захватывающий и захотелось окунуться в эту атмосферу такого замечательного и старинного творчества!Спасибо большое!!!цветы

Захария

Потрясающе!браво Все Ваши репортажи оч.интересно читать и смотреть, буквально на одном дыхании! Чувствуется, что Вы увлеченный человек! Спасибо, чем больше смотрю Ваши репортажи, тем интересней.... У Вас оч.красивые работы!!!!браво

Жемчужная Ракушка

Спасибо большое !!!

Дакота

Ух!!!! Красотища какая!!!!! Спасибо!!!!

Алла-м

Большое спасибо!!! цветы

LudmilaMK

У меня одной не открываются все фотографии кроме первой? А так хотелось посмотреть...

barbara-s

К сожалению, у меня тоже фото не  открываются... Так жалко грустно

Жемчужная Ракушка

Cпасибо, что посетили мою страницу. Дело в том, что этот свой рассказ вместе с фотографиями я скопировала из другого источника (раньше я публиковалась на другом сайте). Затем я перестала там писать и со временем на том сайте были стёрты старые записи. Таким образом получается, что у фотографий нет "хоста" (места нахождения, где они "сидели"), поэтому их сейчас здесь и не видно. Я могу специально загрузить сюда фотографии, но их так много... У меня пока нет вдохновения и времени, честно говоря. Извините! Может быть, попозже. 

barbara-s

Ну, ничего страшного. Мы будем ждать. Может, где-то в другом месте их выложите потом. А сюда просто ссылочку поместите. Главное, чтобы вдохновение к творчеству вернулось! подмигиваю