Поговорка - это народная мудрость

Тип работы

Видео Поговорка - это народная мудрость

В избранных: 4

Поделиться:

Я всякий раз восхищаюсь мудростью нашего народа, когда слышу очередную пословицу или поговорку. Всегда к месту, ёмко и точно. И самое удивительное пословицы всегда в рифму.

Пословицы – короткие изречения, поучительные по духу и имеющее завершенный смысл: «без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Поговорка – это устойчивое словосочетание, выражающее какую-то мысль, понятие вместо какого-либо слова или обозначающее узнаваемое явление: «как две капли воды», «как снег на голову» …

Автором и тех, и других, как правило, является народ.
Так как пословицы всегда просты и понятны по смыслу, сегодня мы с вами поговорим о поговорках. Потому что, когда придумывали поговорки, в них закладывался определённый смысл, который по прошествии определённого времени иногда нам не ясен.

Недавно задумался, что же они обозначают на самом деле, а также причины их появления. Тем более было задание на лето супруге сделать для учёбы презентацию о поговорках, как об отражении быта и культуры русского народа.

И стал я собираться в этнографическую экспедицию по деревням и сёлам Архангельской, Вологодской и Тверской областей. Чтобы самому собрать материал у оставшихся в живых бабушек и дедушек. Из первых уст, так сказать. Кушаком подтянулся шёлковым, заломил на бочок шапку бархатную. На кушак – туесок, на плечо – брезентовый сидор. В нём: белье, портянки, сухари-консервы, средства личной гигиены. На ноги лапоточки лыковые. И в долгий путь…
Шёл степями широкими. Брёл лесами тёмными. Лез горами высокими. Ну, по пути в городах концерты давал, с большим успехом. Вот так и добрался до городу Пари… до Москвы конечно. Дальше не смог, потому что лапти стёрлись, да жёнка с ребятёнком заждались обратно папку домой.
И выяснились интересные вещи. Оказалось, что я многого не знал и пользовался ими «на автомате». А некоторые пословицы со временем измерили свой смысл на противоположный изначальному.
Для всех нам не хватит ни места в посте, ни времени, поэтому я отобрал из своей заветной тетради небольшое количество просто для подогрева интереса. Может вам самим после этого захочется продолжить новое знакомство с пословицами. Правда я не призываю вас бродить по деревням. Я про интернет.
Не брал такие поговорки как: "втирать очки" и "пускать пыль в глаза". В первом случае ясно она про обман. Во втором - показывать то, чего у тебя нет на самом деле. С ними всё ясно, а вот дальше…

Приятного просмотра 

В видео я затёр фамилию супруги и преподавателя по понятным причинам. Но я всегда смогу доказать своё авторство, как на видео по дате и времени добавления на YouTube (у меня оно будет раньше, чем у плагиаторов), так и на презентацию. Потому что подобной работы в интернете нет.

Скачивайте видео в Стране и с самых популярных сайтов вместе с Savefrom.net помощником и Video DownloadHelper! Бесплатно и без ограничений!

Как и что делать, рассказано ТУТ и ТУТ.

Татьяна Прудникова

Супер! Николай, замечательный материал Вы собрали! Да ещё и нам преподнесли практически "на блюдечке с голубой каёмочкой"! Думаю, многие педагоги Вам "спасибо" скажут! Мы с ребятами частенько говорим о значении некоторых пословиц, поговорок, афоризмов, а тут у Вас всё наглядно! Может, когда и мне пригодится! Спасибо! 

Ленивый Мастер

Век живи - век учись. Прописные истины.

А я только полвека прожилсмеюсь и как писал, оказывается многого не знал. Спасибо за отзывблагодарю и буду рад, если всё таки пригодится.

Светлана Ямолкина

супер!Николай, очень интересная презентация!браво

Ленивый Мастер

Ну значит не зря собирал материал. Спасибо.благодарю

Lilia-Leya

Николай, пост получился интересным, познавательным... жму руку    Прекрасный подарок школьникам, студентам...  Бери - не хочу улыбаюсь! У меня долго валялись две готовых дипломных работы. Сначала мечтала продать. Но как-то забыла о чем мечтала улыбаюсь. Начала по тихонечку из них листы дергать для хоз.нужд. Когда осталось процентов 30, опомнилась. И... уже с чистой совестью продолжила дергать дальше смеюсь.   цветы

Ленивый Мастер

Что значит бери - не хочуудивляюсь  А по рукам?смеюсь

Хотя... Мне не жалко, у меня этих презентаций уже 28 шт. из них 11 по философии. Зачем им в мед колледже столько философиидумаю

Спасибоблагодарю

новополочанка

Интересно,интересно  и очень нужный  этот  

Ленивый Мастер

Я, как всегда, старался и как видно не зря, спасибоблагодарю

Anna@2013

супер!

Ленивый Мастер

Читала... А смотрела?смеюсь

Спасибо за визит и отзывблагодарю

Anna@2013

Естественно !!!И смотрела, и читала! 

ДИВа_точки

Интересно, есть кое-что новое для меня, а кое-с-чем не согласная. Например, Перун не отвечал за дождь, для этого существовала богиня Додола, а Перун бог огня, грома и молний, грозы и сухие бывают.

Могу тебе еще дать информацию про такие выражения "нить судьбы", "не видно не зги", "чур меня", "на седьмом небе от счастья".

Ленивый Мастер

Я жеж для кого это написал? "Для всех (поговорок) не хватит места в посте, ... я отобрал... для подогрева интереса."  Я ведь не один день пост готовил.

Ира, ключевое слово не дождь, ключевое слово - ЧЕТВЕРГ.

"Выражение возникло из-за недоверия к Перуну, славянскому богу грома и молнии, днём которого был ЧЕТВЕРГ. Мольбы к нему часто не достигали цели, поэтому о несбыточном стали говорить, что это случится после дождичка в четверг. "

Додола (Дива-Додола, Перуница) – Богиня молнии, грозы  и дождя, дочь Бога Семаргла, внучка Всесильного Сварога, супруга громовержца Перуна.

Имя Перуна возглавляет список богов пантеона и он в состоянии "пнуть" богиню Додолу на счёт дождя. Муж и жена - одна ...

Спасибо за стимулирующий отзыв благодарю ДИВа - не оттуда: Дива-Додола?

ДИВа_точки

Нет, не оттуда ))  

Я правильно поняла что все мои выражения тебе знакомы?

А ты знаешь откуда "люлька", "лялька"?

Ленивый Мастер

Конечно да, знакомы.Тем паче они про то, что они и означают, не видно ни зги - «Ничего не видно», «непроглядная густая тьма»

"Не брал такие поговорки как: "втирать очки" и "пускать пыль в глаза". С ними всё ясно."

Лялька, Люлька - ты про это?

ДИВа_точки

Все то у тебя просто, а на самом деле не так.

Зга - часть упряжи лошади, поэтому выражение пошло от возниц, которые в темноте или тумане не видели даже упряжи, т.е. ехать невозможно - дорогу не видно.

Нить судьбы пошло от поверий славян о том, что дочери Макоши - небесные пряхи - прядут нити судеб каждого человека, а одна из них с ножницами - обрезает нить когда надо.

На седьмом небе: славяне верили что существуют семь небесных сводов - для солнца, месяца, звезд и т.д. седьмое небо - остров Буян или Ирий (рай по нашему) - там всегда лето, сытно и безмятежно, там живут боги и берегини, а так же умершие предки, им там хорошо, поэтому "как будто на седьмое небо попал" говорят когда счастливы.

У богини Лады дочка Леля - Весна-Красна, все ее любят, она самая красивая, добрая, поэтому матери своих любимых детей называли лелечками (преобразовалось в лялечку), отсюда слово лелеять - сильно любить. Люлька - кроватка для любимого чада.

Ленивый Мастер

Так я и говорил, что они звучат так же, что и означают.

Не видно зги - чтобы это слово не означало, не видно ничего. Нить судьбы - нити судеб каждого человека, что написано, то и есть. На седьмом небе - существуют семь небесных сводов.

В этой же категории: Близок локоток, да не укусишь Дорога ложка к обеду, смысл понятен из прочитанного.

Я же старался брать такие, которые мы стали понимать по другому со временем: Закадычный друг, Моя хата с краю и т.п.

Доброслава

Привет, Николай! Замечательный материал ты собрал супер! !!! С большим интересом посмотрела ролик, с удивлением узнала, что некоторые выражения означают совсем не то, как мы их себе представляем. Я всегда думала, что рожно- это что-то типа мешковины, а оказывается палка на медведя удивляюсь 

Ленивый Мастер

Не удивительно, ладно лезть на рожон как то представляешь, что не стоит туда соваться, а вспомни выражение "Какого рожна тебе надо?" Уж и не подумаешь, что вопрос про палку.

Спасибо за отзыв.благодарю

Доброслава

Воооот! У меня сразу всплыла в голове эта поговорка" Какого рожна тебе надо!" , поэтому и ассоциации с тряпкой-мешковиной смеюсь

Крылова Наталья Николаевна

Николай, ты просто молодчина!жму руку

Ленивый Мастер

Да не то словосмущаюсь

Спасибо благодарю

Любознатик

Привет Николай! приветствуюОгромное тебе СПАСИБО, благодарюблагодарюочень интересный и полезный пост, я в восторге просто!!!ура!бравосупер!жму руку

У меня папа разговаривает используя поговорки, смеюсьпоеду в деревню обязательно ему покажу... идеяему будет тоже интересносмеюсь

Анекдот смешной, много раз слышала, всё равно смеюсь... умираю от смехаумираю от смехаумираю от смеха

Мы дома с мужем обычно часто используем пословицы и детей приучаем.смеюсь

Что -нибудь не так сделают -пословицу в тему, потом и значение сразу объясняем, чтобы лучше запомнился урок...смеюсьпривет

Ленивый Мастер

Привет и спасибо за такой содержательный комментарий.

Ну раз ты в восторге, значит пост удался

Акварель

Николай, посмотрела - отличная презентация! Понятная, толковая, ну в общем « и ежу понятная». А уж для детей и подростков - кладезь! Народная память, мудрость позволяет нам довольно правильно использовать поговорки, хотя мы иногда не очень знаем то или иное слово, но применяем в тему и к месту! Интуитивно наверное! НО, заметила за некоторыми молодыми людьми, не очень умеющими!!! и не очень любящими читать, что не вероятно искажают поговорки и смысл их толкуют в свою пользу.... стараясь блеснуть собой. :( Смешно и грустно. Это так, мое отступление, размышление. Николай, огромное спасибо за проделанную работу, за то что поделился! Посмотрим с дочкой вместе!

Ленивый Мастер

Пожалуйста, не зря значит старался. Главное, чтобы на пользу.благодарю

Марина мама Алисы-Алины

Очень интересно!О чём-то читала раньше, что-то узнала новое!Спасибо Николай!

Ленивый Мастер

И тебе спасибо, что зашла и узнала что то новоеблагодарю