Вепская ("Капустка" ) и Пасхальные куклы.

Тип работы
Событие
Материал

Кукла Пасха Моделирование конструирование Вепская "Капустка" и Пасхальные куклы Ткань

В избранных: 2

Поделиться:

Изготовление подарка к празднику Великой Пасхи.
На пасху принято дарить подарки. В этот день дарят крашенные яйца, куличи, а я предлагаю подарить народную традиционную куклу, сделанную с душой своими руками.
Народная кукла учит добру, отражает мудрость народа, его идеалы и ценности. Она говорит на универсальном языке, который понятен всем людям, независимо от возраста, национальности, социального положения религиозных и идеологических воззрений.
Традиционная обрядовая кукла в свое время утратила свою значимость, а сегодня кукла переживает свое второе рождение.

Традиционная обрядовая кукла в свое время утратила свою значимость, а сегодня кукла переживает свое второе рождение.   фото 1

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.
Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.
Тех, кого я заинтересовала магией народной традиционной куклой, посмотрите, пожалуйста создание обрядовой куклы Капустка и Пасхальные куклы.

На деревянной шпажке вкладываем кусочек синтепона, формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп.

В середину белого лоскутка вкладываем головку , снова формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп.

Заготовке придаем форму туловища, сложив ее по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки- это ручки, углы, смыкающиеся снизу – туловище.

Оформляем ручки, ножки. Надо сложить уголки ткани вовнутрь, сделать обмотку, закрепить.

Берем два цветастых лоскута, и также,две бусинки , готовим две груди. Надо сложить бусинку в середину лоскутка и обмотать, закрепить ниткой.

Соединяем детали груди с куклой, Сложим третий цветастый лоскут дважды по диагонали.

Соединяем деталь сарафана сзади, приложив ее к линии груди вниз уголком, сматываем ленточкой.

Для приготовления мешочков добра-на маленькие кусочки лоскутка вложим синтепон, обматываем ниткой, закрепляем к ручкам куклы лентами.

Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок. В общем надеваем его также, как любят одевать бабушки.

Точно по тому же механизму были созданы Пасхальные куклы, только юбки одеты по другому.

Оформление головы, туловище, рук, ног

Закрепление грудной детали

Одеваем юбочки, косынку.

Куколку слева, в красной юбке с белыми горошками покрасили фломастером разными цветами в знак многоцветных пасхальных яиц.

У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:Работа перенесена c конкурса «Дети планеты» в блог
Участник: Алексанян Астгик , Осипова Александра, Аллахвердиева Альбина, Давтян Анна, Прянишникова Елена
Откуда: МУ КЦСОН "ЛАДА" ОСПСиД п. Борисоглебский
Материалы: лоскутки, нитки, синтепон, шпажки
Преподаватель: Давтян Анна Володьевна

У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.

Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,
С миром на душе, тогда, бралися за дельце
Эту куклу создавать. Да оно не трудно:
Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.(Эльза Попова)

Капустка - (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости.
Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Капустка являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".
Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе.
Способствует обретению женской силы и семейного счастья. И еще в качестве подарока с помощью        http://stranamasterov.ru/node/1074884   мастер-класса , приготовлены Пасхальные куклы.

Пусть Капустка и Пасхальные куклы оберегает ваш дом, дарит вам свою любовь, заботу, удачу! Желаю вам всего хорошего!

Довженок Иван

Замечательные работы бравоцветы

МАРИЯ ВИНДЗОР

Иван жму руку, БЛАГОДАРЮ за ваше внимание!