Кукла в костюме казачки-некрасовки.

 Дети планеты
3 местоНаградные документы
Работа заняла
3 место

Поделиться:

Автор(ы) Коржова Ольга Владимировна
Возраст старше 16
Учебное заведение МБУ ДО "Центр внешкольной работы Промышленного района г.Ставрополя
Место жительства г. Ставрополь
Материалы Ткани(шелковые и трикотажные),ленты,бисер,бусы,тесьма
Габариты 10-15-30
Тема работыОдежда детей планеты

Кукла в костюме казачки-некрасовки.

Кукла в костюме казачки-некрасовки. фото 1

Необходимый материал для пошива одежды.

Шьем колготы из трикотажа.

Шьем и надеваем платье. Заплетаем косу.

Шьем жилет.

Украшаем тесьмой одежду. Готовим украшения из бисера. Шьем обувь из шелка.

Надеваем бусы, обувь.Завязываем платок. Крепим традиционное украшение на него. И кукла готова.

Упоминания о традиционной кукле, бытовавшей у донских казаков относятся еще к XVI-XVII в.в. Обучение женскому ремеслу девочки у казаков  начиналось с 5-6 лет. Всем видам женского рукоделия они учились на детских куклах. Одежда куклы до мелочей напоминала одежду взрослой казачки. Процесс изготовления куклы необычайно прост. Свёртывался в скалку кусок ткани и перетягивалась ниткой голова. Отдельно шили «ручки» и «ножки», которые пришивались к туловищу. Кукла готова. Теперь можно наряжать.  Ведь всё шилось из лоскутов, оставшихся после шитья взрослых. Некрасовская кукла дополнилась яркими восточными шелками,  монетами, узорными пуговицами и полудрагоценными камнями – украшениями балканских народов. На наплечных полосках женского балахона – чисто тюркская гамма цветов (желтый, зеленый, красный, синий), символика которой связана с круговоротом земной жизни. Делались различные украшения из бисера, бусы, монисты, махры платка и  даже вязали носки и тапочки. Вся прелесть такой куклы в том, что делается она быстро, из самых доступных материалов и прямо во время игры. И по мере игры можно  было  изготовить куклу-невесту с красивой кичкой на голове или куклу-маму, покрыв голову традиционным платком.

В поселке Новокумский Левокумского района Ставропольского края проживает община казаков – некрасовцев. Здесь создан музей, работают мастера по изготовлению кукол, есть свой ансамбль. Кукла и костюм всегда были необходимыми элементами самоидентификации, сохранения культурной традиции  как в период пребывания общины в Турции так и сейчас. 

        В настоящее время только старшее поколение является носителем традиционной культуры казаков-некрасовцев. Оно сохраняет традиции и обряды в быту, соблюдает посты, традиционную кухню и одежду. В п. Новокумский и п. Кумская Долина живут еще мастерицы, изготавливающие некрасовскую куклу. До 2005 г. кукла «Дунютка» изготавливалась мелким тиражом; была разработана и запущена в производство подарочная оригинальная упаковка с информационным текстом. 

Сейчас некрасовки стали одевать в костюмы готовых кукол (т.е. традиция изготовления  основы для кукол в данное время утеряна). Некрасовцы уже не знают толкования обереговой вышивки, да и технология выполнения утеряна. Вышивку заменили тесьмой, разноцветными лентами, кружевом. Число мастериц неуклонно сокращается.

      Источник информации:   Медведева В. Казаки-некрасовцы на чужбине и в России//Евразия. № 1. 1996.  С. 45-62.

Довженок Иван

Коржова Ольга Владимировна

Спасибо за внимание! Очень старалась.

Помощник сайта

По условиям конкурса ( пункт 6) : Фотографии следует сопровождать пояснительным текстом, в котором кратко можно описать историю появления  поделки, способ создания  работы, использованные материалы. Текст нужно писать своими словами, а не копировать из интернета.

У Вас авторский текст?

Коржова Ольга Владимировна

 Куклу сшили для конкурса. Для идеи использовали собственные фото после посещения этномузея в селе Левокумского района.  Текст составлен частично своими словами после поездки в это село , а частично взят с нета.