Поделиться:
С Новым годом дорогие жители Страны Мастеров!
Перед новым годом я показала вам новые молочники, которые прибавились в моей коллекции https://stranamasterov.ru/node/1065956?c=new . Тогда я выразила надежду, что до конца года успею закончить свой долгострой. И я выполнила свое обещание! Но вот только из-за проблем с интернетом не смогла вовремя выложить свой пост.
Как я писала, год назад я путешествовала по Греции и хочу показать то, что я сделала сама под впечатлением, увиденного в археологических музеях, где выставлены образцы керамики доисторической эпохи, В музеях Микен и Олимпии были представлены экспонаты, некоторые из которых относятся к каменному веку! Мне очень понравилась их необычная форма, и я решила создать что-то похожее. Нас еще возили в керамическую мастерскую, и я попросила там кусочек глины. Так что мои изделия можно сказать сделаны из того же материала, что и их прототипы тысячелетней давности.
Работа над молочниками была долгой и трудной: и портила, и роняла или вдруг уже готовая вещь трескалось – приходилось переделывать. Изделия давались с трудом, так как последний раз работала с глиной очень давно лет двадцать пять назад (с сыновьями, когда они были маленькими) и мы тогда лепили простейшие формы в жгутовой технике (колбасками), а теперь я пыталась освоить пластовую технику на подложках. Помогли советы с сайтов: http://leonardo-master.com/tutorials.php?id=87 , http://glina.teploruk.ru/article/osnovy_lepki_iz_gliny.html
Еще понравилось использовать шпагат для цилиндрических форм. http://www.goodhandwork.ru/2015/04/blog-post_29.html . Вычитала, что при раскопках археологи обнаружили сосуды с отпечатками веревки на внутренней стороне. Древние гончары часто украшали изделия, вдавливая веревку в еще мягкую глину, но зачем делать узоры внутри сосудов? Оказалось, что веревку накручивали на болванку любой формы, а когда глина подсыхала, веревку вытаскивали за оставленный конец, а потом извлекали болванку.
И это действительно очень удобный способ. Во-первых, можно даже имея небольшое основание накрутить веревку до нужного размера. А потом при таком способе значительно легче извлекается подложка, чем при способе обминке на подложке, покрытой пленкой.
Закончила лепить молочники еще весной, но к окраске никак не решалась приступить – и не зря боялась. Я думала сложно лепить из глины, но оказалось раскрашивать еще труднее! С глиной ошибешься – мнешь все и заново делаешь. А когда рисуешь, тут уже без права на ошибку! Хорошо я потом догадалась мелкие огрехи стирать мокрой ваткой, намотанной на шип, ну а крупные неровности уже не смогла исправить. Хотя я и выбирала самые простые рисунки, все равно было невероятно сложно копировать древних мастеров. Тут нужен острый глаз и твердая рука, а ни того ни другого уже нет.
И еще я не смогла обжечь свои изделия. Муфельную печь нигде не нашла, в костре обжигать не рискнула http://www.webcenter.ru/~zeleny/potter.htm. http://glina.teploruk.ru/article/burn.html
Правда вычитала, что небольшие поделки из глины можно обжечь, если поместить их в чугунную сковородку с песком, накрыть чугунком и поставить на маленький огонек на плитку https://clck.ru/ARsBk
Запоздало пожалела, что дала сыновьям выбросить старые чугунные сковородки и чугунки, но кто же знал, что и это старье может пригодиться! Успокаиваю себя тем, что мои молочники несут чисто декоративную функцию. Правда воспользовалась советом, как придать поделке долговечность: просто обмазать изделие клеем ПВА, он впитается и изделие будет прочным.
И вот что у меня в результате получилось. Это, конечно, не молочники, но назначение этих сосудов осталось мне не известным, так как я не зная ни греческий, ни английский не смогла прочитать подписи под экспонатами. Может быть, это светильники или какие-то ритуальные сосуды, но в моей коллекции так много подобных вещей, что ее впору переименовывать в «Что-то маленькое с носиками и ручками». Мои сосуды отличаются от древних аналогов, потому что я хотела, чтобы они все-таки походили на молочники, поэтому у всех сделала носики. А рядом со своими работами я поместила фото экспонатов, которые вдохновили меня на них. (На этих фото написано Микены или Олимпия, т.е. в каких музеях я увидела их).
Этот архаический сосуд заинтересовал меня своей формой тора и именно для него я попросила глину и не ожидала, что мне хватит на несколько молочников.
Такие двухголовые сосуды были и в Микенах и в Олимпии, мне они понравились своей необычной формой, я и подумать не могла, что замахнусь на подобное. Но глины было достаточно, и я решила попробовать сделать и сложную форму. А так как мой сосуд должен был выполнять функции молочника, то я внесла дополнения в доисторическую конструкцию. Во-первых, сделала носик, а потом подумала, что наливать из него при двух перпендикулярных к носику ручках будет неудобно, поэтому добавила еще одну ручку.
В этом древнем сосуде угадывается форма яйца. И молочник свой я делала, используя в качестве подложки яичную скорлупу, набив ее песком.
Но это была моя ошибка. Уже потом вычитала (http://vsyglina.org.ru/index.php/2012-03-25-05-40-34 ), что в мокрую глину нельзя залепливать никаких твердых предметов, потому что глина, высыхая, сжимается, а твердые предметы мешают глине сжиматься и она трескается. Это и случилось с моей фигуркой – она при высыхании тоже потрескалась. Я даже сначала хотела так и оставить – как будто это настоящая древняя находка. Но потом все же решила склеить кусочки и провела настоящую реставрационную работу
Еще не смогла отцентровать свой молочник и, в отличие от доисторического аналога, мне пришлось приделать ему подставку, иначе носик перевешивал и он заваливался.
Этот молочник выпадает из древнегреческой темы, хотя я и его делала под впечатлением архаического сосуда, но это скорее «по мотивам». Этот музейный сосуд своей формой напомнил мне курочку, ее я и решила слепить.
Перышки на курочке сделала при помощи кукурузного огрызка. Вот так у нас хомяков все идет в дело.
В начале прошлого года я еще не знала, что следуюший год будет годом огенного петуха, а вот когда стала раскрашивать, то учла это. И в отличие от других молочников этой серии, выполненных как и музейные экспонаты в бежево-коричневых тонах, курочку я решила сделать огненного цвета. А чтобы поставить под елку как символ года прилепила своей курочки разноцветный петушиный хвост из бумаги.
Глины оставалось все меньше, и каждый последующий молочник уменьшался в размерах.
Крошечный молочник слепила буквально из остатков глины. Как видно на фото он размером с 10-ти копеечную монету. Пожалела потом, что все молочники не стала делать крошечными – сколько бы смогла новых форм наделать из того же количества глины!
До последнего не знала, успею ли сделать этот молочник, так как изготовила его буквально за неделю до конца года, а он еще и высохнуть должен был. Дело в том, что у меня после моих глиняных работ, еще с весны оставался шликер (это такая глиняная болтушка с водой – ей швы заглаживают и всякие неровности). За это время вся вода испарилась, и я обнаружила на дне кусочек глины. Сразу загорелась и сделала еще один крошечный молочник. Тем более, что эту идею вынашивала давно.
Назвала я этот молочник «Тяни-Толкай», так как у него носики в разные стороны смотрят. Но в отличие от древнего прототипа я свой молочник сделала из сообщающихся сосудов. Хотя никто туда жидкость наливать не будет, но чисто теоретически, если емкости будут изолированы, то при наклоне в одну сторону жидкость будет переливаться через край другого сосуда. Я, правда, не знаю, для чего предназначен древний сосуд, может быть и не для жидкости вовсе.
Вот такие подарки я сделала себе к Новому году в память о прекрасном путешествии. Не судите меня строго, это первый мой опыт и я очень старалась! Теперь в моей коллекции 434 молочника.
посмотрела вашу колекцию молочников - красота!
Оксана! Очень приятно, что моя коллекция нравится!
Супер- работа!!! Поздравляю вас с пополнением,)))) Работу вы конечно глобальную провели!
Катя, спасибо за похвалу! Очень приятно от Мастера получить такой отзыв!
Кто ещё из нас мастер! Мне бы не в жизни такое не слепить!
Наташа, как всегда, очень интересный рассказ, я сначала зачиталась, а потом начала рассматривать, потому что сразу непонятно, что сделала ты- а что древние греки! Очень здОрово, мне очень понравились твои изделия! Они получились аутентичные! Чугунки жалко((( Я их по детству помню, в деревни у тёти были. И курочка очень милая! Круто, как всегда у тебя!
Галочка, рада, что тебе понравилось! Значит не будете в меня тапками кидать за мои кривые рисунки? А различать изделия можно по названию: то что древнегреческое, то подписано Микены или Олимпия. А без надписи - это мое.
Какие тапки, всё супер!
Спасибо, ты меня успокоила!
Титанический труд. Вы такая молодец. А какие изделия получились , закачаешься. Так все мило и красиво.
Яна, спасибо большое за такую оценку моей работы! Очень приятно это читать!
Наталья, я в восторге от ваших глиняных сосудов! Прочла ваши комментарии к процессу работы и небольшой экскурс по музеям Греции. Интересно и познавательно! Я чуточку знакома с керамикой, в институте был урок по изучению ремесел, мы лепили в ленточно-жгутовой технике и даже обжигали готовую посуду. Мечтала научиться работать на гончарном круге, но нас не допустили до кругов))) И в пластовой технике не довелось лепить. У вас здорово получилось! Такие сложные формы, да еще и в миниатюре и с росписью! Поражена вашей целеустремленностью: пополнить коллекцию понравившимися музейными экземплярами и сохранить впечатления о поездке! Здорово!!!
Светлана, рада, что Вам понравились мои работы! Получить одобрение от художника - это дорогого стоит!
А насчет гончарного круга, я в своем посте https://stranamasterov.ru/node/1065605 рассказала, как обошлась без него.