Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Шмель – насекомое полезное.

 Живая планета
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 11
В избранных: 11
В избранных: 11

Поделиться:

Автор(ы) Захарова Ирина Николаевна.
Возраст старше 16
Учебное заведение ГБОУ СО "СОШ №3"
Место жительства г. Верхотурье, Свердловская обл.
Материалы Пряжа.
Габариты 10 X 8 см.
Тема работыЭкологическое мероприятие

К конкурсу "Живая планета" решила представить методическую разработку занятия по изготовлению поделки "Шмель армянский", занесённого в Красную книгу Алтая.
Цель занятия – привлечь внимание к теме животных и растений, занесённых в Красную книгу Алтая.
Задачи:
1. Обучающие:
- обвязывание пластиковых футляров различной формы,
- освоение приема изготовление крыльев,
-обучение безопасным способам и приемам работы с материалами и инструментами;
2. Развивающие:
- развитие художественно-творческих способностей;
-развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи;
- развивать креативность, творческое мышление;
- развивать эстетический вкус, воображение, фантазию;
3. Воспитательные:
- привитие навыков культуры труда;
- воспитание усидчивости, аккуратности и трудолюбия;
Зрительный ряд:
- эл. вариант Красной книги Алтая;
- Красная книга Среднего Урала;
- образцы работ;
Материалы и инструменты:
- пряжа двух цветов
- пластиковые футляры, пробки
- ткань
- плотная бумага
- бусины, бисер,
- крючки, иглы, ножницы
- горячий клей
Оборудование:
- использование материалов интернет-ресурсов
- компьютер
- образцы готовых изделий.
Задание: выполним поделку, изображающую редкий вид шмелей, занесенного в Красную книгу Алтая и России - Армянский шмель .
Шмеля мы будем выполнять в технике вязания крючком, отражая в поделке характерные особенности данного членистоногого.
Ход занятия
1. Этап. Организационный момент
Приветствие группы и эмоциональный настрой детей
Учитель: Здравствуйте ребята!
При подготовке к конкурсу "Живая планета» в нашем кружке наблюдается большой интерес к изучению животных и растений занесённых в Красную книгу Алтая, России, Урала . Сегодня мы проведём ещё одно занятие из этого цикла. Позже оформим экспозицию, где соберём все работы, посвящённые этой теме.
Вы согласны работать со мной?
Ученики: - Да!

К конкурсу "Живая планета" решила представить методическую разработку занятия по изготовлению поделки "Шмель армянский", занесённого в Красную книгу Алтая.
Цель занятия – привлечь внимание к теме животных  и растений, занесённых в Красную книгу Алтая.
Задачи:
1. Обучающие:
- обвязывание пластиковых футляров различной формы,
- освоение приема изготовление крыльев,
-обучение безопасным способам и приемам работы с материалами и инструментами;
2. Развивающие:
- развитие художественно-творческих способностей;
-развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи;
- развивать креативность, творческое мышление;
- развивать эстетический вкус, воображение, фантазию;
3. Воспитательные:
- привитие навыков культуры труда;
- воспитание усидчивости, аккуратности и трудолюбия;
Зрительный ряд:
- эл. вариант Красной книги Алтая; 
- Красная книга Среднего Урала;
- образцы работ;
Материалы и инструменты:
- пряжа двух цветов
- пластиковые футляры, пробки
- ткань
- плотная бумага
- бусины, бисер, 
- крючки, иглы, ножницы
- горячий клей
Оборудование:
- использование материалов  интернет-ресурсов
- компьютер
- образцы готовых изделий.
Задание: выполним поделку, изображающую редкий вид шмелей, занесенного  в Красную книгу Алтая и России - Армянский шмель .
Шмеля мы будем выполнять в технике вязания крючком, отражая  в поделке характерные особенности данного членистоногого. 
Ход занятия
1. Этап. Организационный момент
Приветствие  группы и эмоциональный настрой детей
Учитель: Здравствуйте ребята!
При подготовке к конкурсу "Живая планета» в нашем кружке наблюдается большой интерес к изучению животных и растений занесённых в Красную книгу Алтая, России, Урала . Сегодня мы проведём ещё одно занятие из этого цикла. Позже оформим экспозицию, где соберём все работы, посвящённые этой теме.
Вы согласны работать со мной?
Ученики: - Да!

 (фото 1)

2. Этап.
Учитель:
Живёт он в норе, но не мышь,
Похож на пчелу, только лишь
Её он крупнее. На хмель
Жужжа, прилетел толстый
(ш…ь).
Действительно, сегодня нам предстоит знакомство с членистоногим
Шмель армянский – Bombus(Rhodobombus) armeniacus
Radoszkowski, 1877
Отряд Перепончатокрылые – Hymenoptera
Семейство Пчелиные – Apidae
Учитель: Ну что же, собрались все ребята заинтересованные, старательные, трудолюбивые, раз так приглашаю вас на цветочную поляну, но.......она пуста, бесшумна, скучна. Нам предстоит исправит эту ситуацию! Будем вязать шмелей обращая внимание всех людей к проблеме исчезновения шмелей.
Учитель: Давайте вместе с вами поставим цель для нашего занятия. (На слайде).
Ученики: Согласны!

Рисунок из Красной книги Алтая. Составители: Д.В. Панфилов, М.В. Березин

2. Этап.
Учитель:
Живёт он в норе, но не мышь,
Похож на пчелу, только лишь
Её он крупнее. На хмель
Жужжа, прилетел толстый 
                      (ш…ь).
Действительно, сегодня нам предстоит знакомство с членистоногим 
Шмель армянский – Bombus(Rhodobombus) armeniacus
Radoszkowski, 1877
Отряд Перепончатокрылые – Hymenoptera
Семейство Пчелиные – Apidae
Учитель: Ну что же, собрались все ребята заинтересованные, старательные, трудолюбивые, раз так приглашаю вас на цветочную поляну, но.......она пуста, бесшумна, скучна. Нам предстоит исправит эту ситуацию! Будем вязать шмелей обращая внимание всех людей к проблеме исчезновения шмелей.
Учитель: Давайте вместе с вами поставим цель для нашего занятия. (На слайде).
Ученики: Согласны!



Рисунок из Красной книги Алтая. Составители: Д.В. Панфилов, М.В. Березин (фото 2)

Учитель: девочки посмотрите на рабочие столы и перечислите материалы и инструменты необходимые для изготовления поделки?
Ученик: это –пряжа 2 цветов, вязальный крючок, пустые пластиковые капсулы, полубусины, зубочистки, ткань и остатки плотной бумаги.

Учитель: девочки посмотрите на рабочие столы и перечислите материалы и инструменты необходимые для изготовления поделки? 
Ученик: это –пряжа 2 цветов, вязальный крючок, пустые пластиковые капсулы, полубусины, зубочистки, ткань и остатки плотной бумаги.

 (фото 3)

3 этап Практический ( технологический этап)
1. Вводный инструктаж
Учитель: Девочки, давайте вспомним при использовании каких инструментов и приспособлений нужно быть особенно внимательными и аккуратными ?
Ученики: рассказывают правила т/б при работе с крючком и горячим клеем.
Педагог: На слайде мы видим, нам нужно обвязать 2 капсулы и связать 1 небольшую чёрную деталь для головы.
2. Самостоятельная работа учащихся.
с техникой обвязывания различных форм мы уже знакомы. Можно приступать к работе. По желанию можно изменить чередование цветов, вывязать полосы другим способом(удлиненные (вытянутые) петли) или добавить к вязанию крючком технику вышивки, что бы изобразить окраску шмеля.
Учитель: Пока вы обвязываете детали я расскажу вам такую историю.
Теплое солнышко весной разбудит шмелей – насекомых, живущих большими дружными семьями. И почти сразу же они начинают искать первые весенние цветы, чтобы подкрепиться.
Есть некоторые загадки про шмеля, которые вызывают вопросы до сих пор. Например, по всем законам, шмель не может летать. Это насекомое настолько крупное, а крылья его слишком маленькие и совершенно не понятно, как же он поднимается с земли и летит. Возможно, дело в том, что его крылышки при полете описывают восьмерку, тем самым образуя воздушные вихри.
Шмель – социальное насекомое с четким разграничение обязанностей внутри семьи. Шмель-домработница почти всегда находится в гнезде и прибирается там, строит новые места для жилья. Шмель-дежурный способен сообщать членам своей семьи обо всем, происходящем вокруг. Самый почетный член семьи – шмель-экспедитор. Именно эти шмели собирают еду для всей семьи.

3 этап Практический ( технологический этап)
1. Вводный инструктаж
Учитель: Девочки, давайте вспомним при использовании каких инструментов и приспособлений нужно быть особенно внимательными и аккуратными ? 
Ученики: рассказывают правила т/б при работе с крючком и горячим клеем.
Педагог: На слайде мы видим, нам нужно обвязать 2 капсулы и связать 1 небольшую чёрную деталь для головы. 
2. Самостоятельная работа учащихся.
с техникой обвязывания различных форм мы уже знакомы. Можно приступать к работе. По желанию можно изменить чередование цветов, вывязать полосы другим способом(удлиненные (вытянутые) петли) или добавить к вязанию крючком технику вышивки, что бы изобразить окраску шмеля. 
Учитель: Пока вы обвязываете детали я расскажу вам такую историю.
Теплое солнышко весной разбудит шмелей – насекомых, живущих большими дружными семьями. И почти сразу же они начинают искать первые весенние цветы, чтобы подкрепиться.
Есть некоторые загадки про шмеля, которые вызывают вопросы до сих пор. Например, по всем законам, шмель не может летать. Это насекомое настолько крупное, а крылья его слишком маленькие и совершенно не понятно, как же он поднимается с земли и летит. Возможно, дело в том, что его крылышки при полете описывают восьмерку, тем самым образуя воздушные вихри.
Шмель – социальное насекомое с четким разграничение обязанностей внутри семьи. Шмель-домработница почти всегда находится в гнезде и прибирается там, строит новые места для жилья. Шмель-дежурный способен сообщать членам своей семьи обо всем, происходящем вокруг. Самый почетный член семьи – шмель-экспедитор. Именно эти шмели собирают еду для всей семьи.

 (фото 4)

Учитель: Продолжаем. Нам нужно изготовить крылья. Как вы думаете какой материал подойдёт для изготовления этих деталей.
Ученики: Тонкий! Лёгкий! Просвечивающий! Летящий!
Учитель: Выбираем такие кусочки из коробки. Но прежде нам нужно вырезать 2 заготовки для основы крыльев.
3. Текущий инструктаж (возможен групповой, фронтальный, индивидуальный).

Учитель: Продолжаем. Нам нужно изготовить крылья. Как вы думаете какой материал подойдёт для изготовления этих деталей.
Ученики: Тонкий! Лёгкий! Просвечивающий! Летящий!
Учитель: Выбираем такие кусочки из коробки. Но прежде нам нужно вырезать 2 заготовки для основы крыльев.
3. Текущий инструктаж (возможен групповой, фронтальный, индивидуальный).
 (фото 5)

Попутно готовим ножки из зубочисток разной длины.

Попутно готовим ножки из зубочисток разной длины. (фото 6)

Что бы всё вместе окрасить чёрной краской.

Что бы всё вместе окрасить чёрной краской. (фото 7)

Пока детали сохнут разомнём наши пальчики:
Шмели.
Шмель Шмелю жужжит:
«Друж-ж-жище, на тебе ж
пылинок тыщи!
Ты ж-ж пыльцою даж-ж-же вот,
перепачкал весь живот!»
Поправляя свой жилет,
Шмель Шмелю жужжит в ответ:
«Это ж вовсе не пыльца,
Это ж пудра для лица,
На боках и на спине
Я несу ее ж-ж-жене!»

Ладошки –«крылышки».
Далее показать пылинки, живот,
жилет, пудра, лицо, спина и др.
Учитель: Начинаем собирать тельце используя горячий клей или иголку.

Пока детали сохнут разомнём наши пальчики:
Шмели.
Шмель Шмелю жужжит:
«Друж-ж-жище, на тебе ж
пылинок тыщи!
Ты ж-ж пыльцою даж-ж-же вот,
перепачкал весь живот!»
Поправляя свой жилет,
Шмель Шмелю жужжит в ответ:
«Это ж вовсе не пыльца,
Это ж пудра для лица,
На боках и на спине
Я несу ее ж-ж-жене!»

Ладошки –«крылышки».
Далее показать пылинки, живот,
жилет, пудра, лицо, спина и др.
Учитель: Начинаем собирать тельце используя горячий клей или иголку. (фото 8)

Приклеиваем глазки.

Приклеиваем глазки. (фото 9)

Контуры крылышек наклеиваем на ткань и вырезаем по краю.

Контуры крылышек наклеиваем на ткань и вырезаем по краю. (фото 10)

Приклеиваем к туловищу.

Приклеиваем к туловищу. (фото 11)

Лапки будем делать следующим образом: держив зубочку кончиками пальцев за остриё, смазываем клеем и обмакиваем палочку в кучку из нарезанных ниточек.

Лапки будем делать следующим образом: держив зубочку кончиками пальцев за остриё, смазываем клеем и обмакиваем палочку в кучку из нарезанных ниточек.  (фото 12)

Получаем вот такие лапки.

Получаем вот такие лапки. (фото 13)

Присоединяем лапки, рассматривая картинку.

Присоединяем лапки, рассматривая картинку. (фото 14)

Можно добавит усики из тонкой проволоки.

Можно добавит усики из тонкой проволоки. (фото 15)

3. Текущий инструктаж (возможен групповой, фронтальный, индивидуальный).

4. Заключительный инструктаж

-ребята демонстрируют проектную работу, комментируя её.

- анализ выполнения творческой работы;

 4 Этап. Подведение итогов занятия

Педагог:

-Ребята, что нового вы узнали на занятии?

-Заинтересовала  ли  вас работа с Красной книгой?

-Возникли ли у вас интересные идеи по выполнению других животных и растений?

-Возможно ли использование бросовых мат. в ваших работах?

-Готовы ли вы продолжить исследование  темы "Шмель"

 Предлагаю вам выполнит следующие задания самостоятельно:

1 Пользуясь Красной книгой Алтая, составьте описание насекомого Шмель армянский

2 Ответьте на вопрос: «Почему шмелей нужно всячески оберегать? »

3 Как это можно сделать около своего дома

4 Зачем шмелю яркая шубка

5 Чем шмели отличаются от пчёл

6 Какие виды шмелей занесены в Красную книгу вашей области

7 Выясните причины исчезновения шмелей

8 Подтвердите или опровергните предположение: «Жизнь на планете Земля может прекратиться,  если исчезнут шмели».

На следующем уроке мы свяжем растение, на котором поселится ваш шмель, а потом они соберутся на одной полянке в нашем кабинете . По желанию можно подготовить свой проект по данной теме и представить результат на школьной НПК.

Учитель: Молодцы, ребята! Мне было интересно и приятно с вами работать. 

 

Спасибо за внимание!

 

БИН762

Прекрасная работа! Замечательное занятие!браво

Мастеришка

смущаюсь спасибо!

Довженок Иван

Милый шмель получился цветызанятие замечательное супер!

Мастеришка

Спасибо Иван!

Вера Андреевна Антипова

Интересный урок, браво!

Мастеришка

Спасибо Вера!

Татьяна Проснякова

Какой же он славный, этот шмелик! А лапки какие мохнатенькие! Вспомнился анекдот.

-Гиви, ты знаешь, что такое ос?

-Знаю, это болшой полосатый мух!

-Нет, это то, вокруг чего вращается Земля! 

Мне так понравился этот болшой полосатый шмел, что что-то развеселилась!смеюсь

Замечательное у вас мероприятие!

Мастеришка

смеюсьсмеюсь теперь смеюсь вместе с вамисмеюсь до этого сильно переживалаулыбаюсь

Леночка

Ирина, он такой классный! браво

Мастеришка

Спасибо Леночка!

timolga

какой шмель!!! очень понравилсябраво

Мастеришка

Ольга благодарю!

Крупская Ирина Николаевна

Симпатичный шмель, познавательная методическая разработка. Удачи!!!

Мастеришка

благодарюВас!

snadezda

Чудесный шмель, интересное мероприятие!

Мастеришка

Надежда Васильевна, спасибо огромное!

YAZ

Ирина Николаевна, какой он классный, мохнатенький, только что на улице видела похожего!!!смеюсь

Львовна.

Очень симпатичный шмелик! А какая аккуратная работа! супер!

Вера Ц

Ирина Николаевна, мы с мамой желаем вам удачи, и вашим ученикам тоже!  Мы так поняли, все ваши работы едут на очный тур? Очень рады за вас!!!

КостюченкоВера

Какой пухленький и мягкий, как медвежонок. Здорово, Ирина!

Мастеришка

Да, да такой смешной и получился!улыбаюсь

Танечка-2002

Какой миленький!

Мастеришка

Спасибочки Танюша!привет

Ольга Попова

ОГО!

Юлия Ч

Слов нет, замечательная работа!! Поздравляю вас с 1 местом! браво

MarinaAleks

Хорошенький!