Эдельвейс

 Живая планета
4 местоНаградные документы
Работа заняла
4 место
В избранных: 1

Поделиться:

Автор(ы) Гусева Неля Васильевна
Возраст Старше 16 лет
Место жительства Ленинградская область, г. Кириши
Материалы Синтетический бархат и вуаль, краски для ткани Хобби Батик, клей ПВА и Титан, тонкая медная проволока, гофрированная бумага, нити мулине
Габариты Высота 10 см, диаметр корзинки 8 мм, диаметр с прицветником20 мм
Тема работыЦарство растений

Увидела информацию о конкурсе и сразу поняла о каком растении я хочу написать и сделать мастер-класс по его изготовлению в ткани. Конечно, это эдельвейс! Он занесен в Красную книгу России http://cicon.ru/edelveis-edelsevidni.html как редкий вид растений. В России распространен, в том числе, и на Алтае.
Почему мне захотелось выполнить работу связанную именно с эдельвейсом? Раньше жили мы в Киргизии, я работала внештатно экскурсоводом, много ездила и лазала по горам. Эдельвейсы видела сама! Сорвать цветок, даже для гербария, не поднималась рука. Личные фотографии этого растения у меня, к сожалению не сохранились.
Чем же мне запомнился этот цветок? Наверное, своей скромностью при красивых легендах около него. Небольшого размера, с опушенными лепестками и листочками житель высокогорья. Добраться к нему было ой как непросто! Почему же у цветка такие мохнатенькие цветы и листья? Холодно в местах его произрастания, дуют холодные ветры, вот и наградила его природа таким"теплым нарядом". Интересен и цвет листьев - он может варьировать от серо-зеленого до серебристого.
Ботаническое название цветка Leontopodium. Слово состоит из двух частей - leon и opodium. Это греческие слова, первое из них означает "лев", второе "лапка". В буквальном смысле перевод означает "львиная лапка", на которую и похож эдельвейс. В разных странах эдельвейс зовут по-своему. Итальянцы называют его "серебряным цветком скал", французы - "альпийская звезда". "шелковым цветком" зовут его в Карпатах. Красивые названия придумали для этого цветка, не правда ли? Но, вообще-то, слово "эдельвейс" немецкое слово, которое означает "благородный белый".
Поскольку эдельвейс растет в местах, куда редко ступает нога человека, в высокогорьях, о нем сочинили много красивых легенд и историй. Вот одна из них.
Давным-давно, когда были еще на свете благородные рыцари и неприступные принцессы, случилось так, что решил один могущественный король выдать замуж свою красавицу-дочь. Но девушка оказалась капризницей и отвергала всех претендентов. Наконец, разозлился отец и объявил, что, если дочь не станет благоразумнее, он выдаст ее замуж за первого встречного. И тогда девушка придумала хитрость: «Отец, я была глупа! Я обязательно выйду замуж. Но за того, кто принесет мне в подарок… звездный цветок эдельвейс!» После этого в королевский замок вновь стали съезжаться обнадеженные женихи. Но стоило им увидеть неприступную гору, где рос эдельвейс, как они пугались и отправлялись восвояси. Находились и смельчаки, которые тщетно пытались добраться до звездного цветка и находили свою смерть, сорвавшись вниз с крутого склона. Так продолжалось много лет. И вот однажды смелый рыцарь, прослышавший о гордой красавице и ее капризе, решил испытать свою удачу. Он начал восхождение на высочайшую гору.
Долго шел до вершины, в кровь разбил руки и ноги, но все же добрался до растущего на уступе белоснежного эдельвейса, сорвал его и спрятал на груди. Когда он спустился вниз, добрался до королевского замка и преподнес прекрасный цветок принцессе, ее сердце растаяло, и она и полюбила рыцаря. Но рыцарь так и не стал ее мужем, потому что она годилась ему в бабушки — так долго никому не удавалось выполнить ее поручение! Наказанная за свою хитрость и жестокость, принцесса до конца своих дней продолжала любить рыцаря. А он с того момента, как сорвал эдельвейс, не знал поражений ни в одном своем начинании. Недаром в народе говорят: тот, кто сорвет эдельвейс, обретет удачу и сердце той, кому подарит этот цветок-звезду.
Но история в легенде скорее поэтический образ, чем действительность. В период цветения эдельвейсы довольно часто встречаются на склонах гор, так что герою легенды нужно было подождать пока эдельвейсы расцветут. Красивые легенды привлекли к эдельвейсам туристов, которые стали собирать их охапками. Поэтому сейчас эдельвейс занесен в Красную книгу России как редкий вид растений.
Что еще можно сказать про эдельвейс? Цветок этот не только очень красивый, но и необыкновенно полезный. Как доказали ученые, в нем содержится много антиоксидантов, которые считаются лучшим веществом для сохранения молодости кожи. И теперь это растение используют для изготовления косметических средств. Для этих целей эдельвейсы выращивают, а не собирают, ведь в дикой природе их становится все меньше.
Сейчас, в период бурного развития техник изготовления цветов из ткани, изготовление эдельвейса своими руками, может помочь защитить этот цветок и сохранить его в живой природе. Я и предлагаю вам это сделать - сотворить эдельвейс по мастер-классу, который я специально сделала для конкурса "Живая природа".

Ботаническое название цветка Leontopodium.  Слово состоит из двух частей - leon и opodium. Это греческие слова, первое из них означает "лев", второе "лапка". В буквальном смысле перевод означает "львиная лапка", на которую и похож эдельвейс. В разных странах эдельвейс зовут по-своему. Итальянцы называют его "серебряным цветком скал", французы - "альпийская звезда". "шелковым цветком" зовут его в Карпатах. Красивые названия придумали для этого цветка, не правда ли? Но, вообще-то, слово "эдельвейс" немецкое слово, которое означает "благородный белый".
Поскольку эдельвейс растет в местах, куда редко ступает нога человека, в высокогорьях,  о нем сочинили много красивых легенд и историй. Вот одна из них.
Но история в легенде  скорее поэтический образ, чем действительность. В период цветения эдельвейсы довольно часто встречаются на склонах гор, так что герою легенды нужно было подождать пока эдельвейсы расцветут. Красивые легенды привлекли к эдельвейсам туристов, которые стали собирать их охапками. Поэтому сейчас эдельвейс занесен в Красную книгу России как редкий вид растений. 
 фото 1

Для составления технологической цепочки изготовления цветка из ткани, рассмотрим фотографии его природного аналога. Приведу несколько фотографий эдельвейса, взятых из сети

 фото 2
 
 фото 3

Начнем анализ из центра цвета, его тычинки - корзинки. Природой они сделаны в виде маленьких "пушистиков", вероятно разные сорта эдельвейсов имеют разный их цвет - светло-желтый и сочетание желтых и светло-серых тычинок. Как же нам выполнить их в материале, из чего можно их сделать? Наиболее простой способ, мне видится, в изготовлении маленьких помпонов из ниток. Я буду делать тычинки из мулине желтого цвета нескольких оттенков. Число тычинок, их расположение в цветке, судя по фотографиям, различно. Есть четкая ровная "сборка", а есть хаотично расположенные тычинки. На фотографиях представлены цветы, имеющие семь тычинок, такое же число я и возьму для создания эдельвейса из ткани.
С тычинками разобрались, приступим к разбору венчика эдельвейса. Сразу бросается в глаза мохнатость лепестков цветка. Мы помним, что высоко в горах, где растут эдельвейсы, холодно и дуют ветры. Природа так защитила свое творение. А как нам приблизиться к природному аналогу, какую ткань применим? Конечно, бархат! Его фактура поможет нам слегка подобраться к созданию такого мохнатого оперения лепестков эдельвейса. Абсолютно точно повторить в материале любой природный цветок, любую травинку невозможно. Природа намного талантливее нас, а нам можно только пытаться слегка приблизиться к природному аналогу темы творения.
С материалом для венчика определились, перейдем к его форме. На картинках мы видим простую форму венчиков, узкие лепестки с острой вершиной. Число и расположение лепестков у представленных аналогов различно - есть симметрично расположенные лепестки, равноудаленные от центра, есть хаотично расположенные, больше и меньше отходящие от тычинок.
Для придания лепесткам венчика эдельвейса формы, обработаем каждый лепесток инструментом для цветоделия -пяточкой или крючком. У кого нет комплекта для изготовления цветов, можно попытаться найти те подручные инструменты, которые позволят создать нужную линию обработки. Инструменты мы будем нагревать для придания и сохранения формы венчика эдельвейса.
Перейдем к листьям и стеблю. На фото видим цвет листьев - светлый серо-зеленый - серебристый, попробуем смешать краски для ткани для получения примерно такого тона. Листья у эдельвейса тоже опушенные, для их изготовления в ткани применим бархат. Стебель эдельвейса тоже мохнатый, в нашем рукотворном цветке обтянем стебель тоже бархатом. Ткань возьмем с предварительной обработкой поливиниловым спиртом. Такая обработка позволит сохранить форму венчика и листьев.
Технологическую цепочку создания эдельвейса из ткани мы составили, перейдем к изготовления выкройки венчика и листьев. Рисуем от руки лекала будущего цветка

 фото 4

Выкройка простая, проверки не требует. Поэтому сразу вырезаем детали цветка из бархата

 фото 5

Делаем тычинки из ниток мулине. Берем два тона желтого цвета, накручиваем на палец (большой или указательный) пасму, снимаем ее, отрезаем нить. Складываем пасму и перетягиваем ее посередине тонкой медной проволочкой. Натягиваем нитки и перекручиваем под ними проволочки пару раз, только под нитками, дальше проволочки идут параллельно друг другу, без перекрутов

 фото 6
 
 фото 7
 
 фото 8

Разрезаем все нити пасмы и придаем тычинке форму шарика. Размер тычинки небольшой, не более 3 - 3,5 мм. В живом цветке шарики-тычики образуют корзинку не более 8 мм в диаметре. Изготавливаем семь шариков из нитей мулине

 фото 9
 
 фото 10

Собираем шарики в общий стебель с помощью полоски гофрированной бумаги и клея ПВА.

 фото 11

Обрабатываем лепестки-прицветники инструментами для цветоделия, прокалываем шилом отверстие в детали и приклеиваем готовую тычинку - корзинку из шариков

 фото 12

Фотографируем промежуточный процесс для сравнения с размерами живого цветка и готового венчика эдельвейса

 фото 13

Приступаем к окраске листьев и полоски ткани для обтяжки стебелька. Составляем тон краски, я работаю с анилиновыми красками Хобби Батик. Окрашиваем детали и сушим их на белой бумаге

 фото 14

К листьям из бархата с изнаночной стороны приклеиваем проволочку, обмотанную креповой бумагой с помощью клея Титан. Промазываем всю площадь листа с левой стороны и приклеиваем окрашенный кусочек вуали. Проволочка оказывается склеенной между двумя слоями тканей. Этот прием используют в японской школе цветоделия

 фото 15

Рукотворный эдельвейс почти готов. Осталось обтянуть стебель кусочком окрашенного бархата. В этом мастер-классе я впервые соединила листья и стебель в процессе обтяжки стебля. Хотя бархат и тонкий, но чтобы не создавать дополнительную толщину стеблю цветка, плотно подтягиваем ткань к проволочной основе стебля. Полоска бархата предварительно смазана клеем Титан, очень тонким слоем. Клей быстро схватывается, припуск на склеивание срезаем заподлицо острыми ножницами и прокатываем стебелек цветка в пальцах, добиваясь его круглой формы.
Цветок готов. Осталось сфотографировать его на фоне горного пейзажа для проверки соответствия размеров рукотворного и природного цветов

 фото 16

Эдельвейс из бархата готов

 фото 17

Этот материал пригодится мне в качестве черновика плана -конспекта для занятия по учебной программе "Изготовление цветов из ткани".
Буду рада если этот мастер-класс кому-нибудь пригодится

Татьяна Волкова

Отличная работа, очень похоже получилось.

newaga

Спасибо, Татьяна! 

Мышка Дуняшка

Чудесный цветочек!!!браво Спасибо за МК и удачи в конкурсе!!!

newaga

Благодарю Вас!

КостюченкоВера

У вас получился очень похожий цветочек! супер!Хорошо было бы если вы сделали несколько цветков и "посадили " их как в природе, куртинкой. Удачи!

newaga

Спасибо за комментарий! Конечно группа цветов смотрится эффектнее. Но... я поздно увидела информацию о конкурсе, поэтому цветок и один. В живой природе я сама видела одиночные эдельвейсы. Хотя чаще встречаются "посадки" куртинками 

Довженок Иван

БИН762

Прекрасная работа!

newaga

Спасибо большое за добрые слова!