Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа)

 Живая планета
2 местоНаградные документы
Работа заняла
2 место
В избранных: 5
В избранных: 5

Поделиться:

Автор(ы) Секерина Татьяна Юрьевна
Возраст старше 16
Учебное заведение МАОУДОД "Кабанский дом творчества"
Место жительства с.Кабанск, Республика Бурятия
Материалы картон,краски, пластилин,семена подсолнечника
Габариты 20Х20
Педагог Секерина Татьяна Юрьевна
Тема работыЭкологическое мероприятие

В ходе занятия используется презентация. (Загружено в сокращении)

В ходе занятия используется презентация. (Загружено в сокращении) (фото 1)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 2)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 3)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 4)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 5)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 6)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 7)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 8)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 9)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 10)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 11)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 12)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 13)

Традиционная бурятская обувь шилась с загнутыми носами, чтобы не ранить Землю-Мать

Традиционная бурятская обувь шилась с загнутыми носами, чтобы не ранить Землю-Мать (фото 14)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 15)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 16)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 17)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 18)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 19)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 20)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 21)

Готовая творческая работа, выполняемая на занятии

Готовая творческая работа, выполняемая на занятии (фото 22)

фотография из "Красной книги России"

фотография из "Красной книги России" (фото 23)

Материалы, необходимые для работы

Материалы, необходимые для работы (фото 24)

Моя помощница Марина начинает выполнение фона в технике монотипия

Моя помощница Марина начинает выполнение фона в технике монотипия (фото 25)

на фоне эмблемы конкурса

на фоне эмблемы конкурса (фото 26)
 
"Земля в наследство" (природоохранные традиции бурятского народа) (фото 27)

На фоне рисуется ежик, заполняется пластилином. На пластилин крепятся семена подсолнечника. имитируя иголки ежа.

На фоне рисуется ежик, заполняется пластилином. На пластилин крепятся семена подсолнечника. имитируя иголки ежа. (фото 28)

Марина показывает своего ежа.

Марина показывает своего ежа. (фото 29)

на фоне эмблемы конкурса

на фоне эмблемы конкурса (фото 30)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Даурский еж – небольшое млекопитающее из отряда насекомоядных семейства ежовых. Название зверька произошло от слова Даурия (второе название – Даурская земля) – историческое название территорий Забайкалья и земель Западного Приамурья, на которых данный вид ежей обитает. Занесен вКрасную книгу России, как вид, который мало изучен и статус которого не определен.

Внешний вид
Максимальный размер даурского ежа 30 см, осенью перед зимней спячкой вес может достигать 1400 грамм. Это небольшой зверек с сильно вытянутой вперед мордочкой и небольшими ушками, маленькими глазками-бусинами и короткими, но прочными иглами. Иголки у него менее колючие, чем у обыкновенного ежа, потому что направлены не вверх, а назад и имеют продольные бороздки. Окрас даурских ежей может быть от светло-бежевого до темно-коричневого. Причем брюшко всегда темнее, чем верхняя часть тела и голова, которые имеют светлый пшеничный цвет. Шерсть на брюхе и на мордочке жесткая и короткая. Лапки небольшие, но массивные с маленькими острыми когтями.

Места обитания
Даурский еж обитает на территории степей, лесостепей и тайги в зоне Забайкалья. Также область распространения захватывает север Китая и северо-восток Монголии. В основном даурские ежи живут в лиственных, смешанных и сосновых лесах, распространены в степях и лесостепях с редкой и невысокой травой, встречаются на территории полупустынь, а также на окраинах населенных пунктов и в аграрных зонах. 
Характер и поведение
Даурский еж питается различными видами насекомых (муравьями, жужелицами, жуками), яйцами птенцов, земноводными, ягодами и мелкими млекопитающими (мышами, хомячками). Площадь кормового участка у самок и самцов сильно отличается и у наиболее крупных и сильных самцов может достигать 400 га. Живут ежи в небольших норках, оставленных различными грызунами, в укрытиях под камнями, в углублениях почвы. Предпочитают сухую погоду и в дождь скрываются в своем укрытии, ведут сумеречный, вечерний и ночной образ жизни. Зимой впадают в спячку, во время которой теряют около 30% всего набранного за лето и осень веса. Просыпаются примерно в середине апреля. Ведут оседлый и одинокий образ жизни, создавая пару только в период гона. К основным врагам даурского ежа относятся волки, лисицы, барсуки, хорьки и хищные птицы. Почувствовав опасность, еж сворачивается в клубок и может пробыть в таком положении достаточно долгое время. 
Численность особей
В настоящее время примерная численность даурского ежа оценивается в 500-600 тысяч особей. К основным угрозам популяции этих зверьков ученые относят антропогенные факторы: лесные и степные пожары, применение ядовитых химикатов, уборка урожая и содержание собак не на привязи. Нередко бывают случаи, когда ежи гибнут под колесами машин или под копытами рогатого скота. К естественным причинам сокращения численности ежей относится увеличение численности хищников.

Размножение

 

Практически сразу же после того, как даурские ежи выходят из спячки, у них начинается период размножения, который приходится на конец апреля – начало мая. Беременная самка создает специальную гнездовую камеру, расширяя существующую норку. Беременность длится примерно месяц, в помете рождается обычно 5-8 детенышей. Первое время ежата стараются не покидать свою мать, но уже через несколько месяцев малыши становятся полностью самостоятельными, а к 10-12 месяцам достигают половой зрелости. В естественных условиях продолжительность жизни даурских ежей около 5 лет. В неволе при правильном соответствующем уходе доживают и до 8 лет.

Охрана
Даурский еж включен в Международную Красную книгу и в Красную книгу РФ. Очень сильно его численность сократилась в 60-е годы, когда проводились активные меры по уничтожению тарбагана и других грызунов, которые были переносчиками чумы. Активно применялись различные яды, химикаты и пестициды, которыми было отравлено огромное количество ежей. И хотя сейчас даурский еж не нуждается в срочных мерах по охране, ученые следят за его популяцией и контролируют численность этого зверька . Сохранению вида способствует проведение различных мер, направленных на сокращение лесных и степных пожаров, и на запрет применения различных химикатов и удобрений при осуществлении сельскохозяйственных работ.

Технологическая карта занятия

Программа «В гостях у матушки Природы»

Класс: 3 класс

Педагог: Секерина Татьяна Юрьевна

Тип урока: Изучение нового

 

Тема

Земля в наследство (природоохранные традиции бурятского народа)

Цели

1.создать условия для ознакомления детей с основными природоохранными традициями бурятского народа

2.развивать внимание, память, умение анализировать

3.воспитывать бережное отношение к природе

Формировать УУД:

-Личностные: овладение чувством личной ответственности за свое поведение в мире природы

-Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью педагога; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные: Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения и следовать им.

-Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, составлять ответы на вопросы

Планируемый результат

Предметные: определяют экологические традиции бурят

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, проявляют чувство ответственности за сохранение ее природы.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью педагога; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.(Регулятивные УУД)

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, составлять ответы на вопросы ( Познавательные УУД)

Основные понятия

главные экологические принципы бурят

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

 

 

 

 

 

 

 

 

этапы

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Решаемые задачи

Планируемые результаты

предметные

УУД

1. Оргмомент

Создание положительного эмоционального настроя

Проговаривают стихотворение:

 

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

интересное узнать.

  1. Общая готовность детей к занятию
  2. Концентрация внимания детей

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения и следовать им (коммуникативные УУД)

2. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

2-3 мин.

Формулирование темы урока, мотивирование на работу на уроке

 

Определение темы занятия, общего плана действия

 

 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью педагога; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

 

3. Актуализация знаний и постановка проблемы

Организует работу по презентации: рассматривание слайдов, рассказ по слайдам

рассматривают слайды, отвечают на вопросы, приводят примеры

Ознакомление детей с основными экологическими законами у бурят

Уметь находить ответы на вопросы, дополнять материал

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, составлять ответы на вопросы ( Познавательные УУД)

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

Учиться работать по предложенному плану (регулятивные УУД)

4. Постановка и решение проблемы

Постановка проблемы:

-для чего мы изучаем традиции бурят по отношению к природе?

Руководит поиском решения проблемы наводящими вопросами. Контролирует выполнение заданий. Игра: Я знаю три священных животных у бурят…

Я знаю три священных растения у бурят..

Дети высказывают свои предположения, опираясь на слайды. Сравнивают, делают выводы.

Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, мыслительная деятельность при решении проблемы

Научиться решать проблемы. Доказывать свою правоту

Учатся высказывать свою версию на основе работы с иллюстрациями презентации, доказывать свою точку зрения (регулятивные УУД)

Отвечать на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке (общеучебные УУД)

5. Физминутка

Педагог предлагает определить вид растений или животных, которые называет: сосна, багульник, медведь, выдра, тушканчик, подснежник, береза, шиповник.

Если дерево, дети поднимают руки вверх. Если кустарник – руки перед собой, если трава – приседают, животное – хлопок вытянутыми руками.

Отдых детей связан с темой урока

 

Анализировать и систематизировать полученные знания (познавательные УУД)

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

6.Совместное открытие новых знаний

Педагог показывает презентацию о редких животных Бурятии.

 

 

 

 

7. Применение новых знаний

Педагог читает загадки о редких животных Бурятии:

1.Я- сердитый недотрога ,иголок у меня много, а ниток – не одной.(еж)

2.Я - проворный зверек. Издалека похож на уголек.

У меня ценный мех, привлекательный для всех. Я взлетаю на сосну, сверху хвостиком машу .(соболь)

3.Лесники моих котят взять домой не захотят.

Мне не скажешь «кошка брысь» .Лучше ты поберегись.(снежный

 барс)

4.А я – самая мелкая кошка из диких кошек в России. Мой зимний мех шелковистый, очень густой и пушистый. (манул)

 

Отгадывают загадки, высказывают свои мысли о животных.

Закрепить изученный материал, систематизировать полученные знания

Учатся определять животных по признакам

Уметь делать выводы в результате совместной работы (познавательныеУУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать других. Доносить свою позицию до других. (коммуникативные УУД)

8.Выполнение творческой работы.

Педагог предлагает детям выполнить изображение даурского ежика, который занесен в «Красную книгу России», используя технику монотипии для фона и рисования семенами на пластилиновой основе.

Дети выполняют с помощью монотипии фон на картоне, накладывают пластилин на карандашный рисунок, заполняют семенами подсолнечника.

Закрепить изученный материал, систематизировать полученные знания, освоить технику монотипии и рисование семенами.

  Сформировать представление о приемах создания изделия в технике монотипии, рисования семенами, материалах и инструментах, которые  используются.

  Сформировать позитивное отношение к труду.

Личностные (Л):  формирование позитивного отношения к диким животным.

 

Регулятивные (Р): освоение способов работы с материалом  и инструментами.

 

Познавательные (П): осмысление алгоритма работы с материалом и инструментами;

 

Коммуникативные (К): формирование умения взаимодействовать в парах (под руководством учителя)

8. Рефлексия. Итог урока

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности с помощью                                                                                «светофорика»: Зеленый цвет – я все понял, мне было легко на уроке, я активно работал.

Желтый цвет – я испытывал затруднения, мне нужна была помощь

Красный цвет – я не понял тему урока, мне было не интересно.

Отвечают на вопрос педагога, оценивают свою работу.

- Что узнали нового?

-Ответили ли на главный вопрос урока?

-каких животных узнали?

-должны ли дети активно помогать взрослым в деле охраны природы?

Систематизировать знания. Подвести итог урока

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. (личностные УУД)

Осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с педагогом и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить(метапредметные УУД регулятивные)

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные )

 

 

 

Список литературы

1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан-Удэ, 2004. – С. 112-146.

2. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ

СО РАН, 1999. – C. 36-59.

3. Жуковская Т.Л. Символы и ритуалы в традиционной культуре монголов. – М., 1981. – С. 47-69.

4. Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. –Новосибирск: Наука, 1991. – C. 5-16.

5. Попова Л.В., Шагжиева К.Ш., Варламова А.А. Особенности этноэкологических традиций народов Бурятии // Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития – М., 2000. – C. 441-488.

6. Хаптаев П.Т. Культура и быт народов Бурятии. –Улан-Удэ: Бурятское книж. изд-во, 1965. – C. 152-169.

 

Довженок Иван

Здорово супер!

stata

спасибо, Иван улыбаюсь

Помощник сайта

Спасибо за интересное занятие. Один нюанс-цель прописывается одна, задач-несколько (обучающая, развивающая, воспитательная).

stata

спасибо. Скажите, пожалуйста, моя работа зарегистрирована?

 

Помощник сайта

Если работу не не сняли с публикации, то она принята на конкурс))). Ваша запись открыта.на ней нет полосы "неопубликовано", значит работа участвует в конкурсе.

Желаю удачи!