Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Интегрированный урок экономики и технологии

В избранных: 4

Поделиться:


Ольга НАУМОВА,
учитель начальных классов
средней школы № 3
г. Балашова Саратовской области

У Белки появился конкурент

3-й класс

Тема. «Конкуренция».

Цели. Развивать экономическое мышление; пополнить экономическую копилку новыми знаниями и понятиями; формировать уважительное отношение к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности; пробуждать интерес к предмету «Экономика»; использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.

Оборудование. Учебник по экономике для начальной школы «Белка и компания» (авт. Т. В. Смирнова); задачник — рабочая тетрадь по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей» (авт. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова, ч. 2); магнитофон и аудиозаписи музыки П. И. Чайковского; иллюстрации: «Лавка Водяной Крысы», «Барсук открыл гостиницу», «Фукс — владелец ресторана»; Толковый словарь (сост. Ю. В. Алабугина); иллюстрация Белки и ее компании (в центре доски); пословицы на перепутанной ленте: «Делаешь наспех — сделаешь на смех», «Семь раз отмерь, один раз отрежь»; морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя на плакате; стихи детей; экономическая копилка; пластилин, пластилиновая основа на крышке, шаблоны, салфетки, рабочие инструменты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Белка и ее друзья спешат в гости друг к другу (показывает иллюстрацию на доске).

  • Белка — добрая и рассудительная хозяйка.

  • Ежик Пыхтя — бухгалтер, всегда с блокнотом и карандашом, все подсчитает, прежде чем что-то сделать.

  • Мышонок Шмыг — талантливый исполнитель, все делает тщательно и толково.

  • Лис Фукс — генератор идей, постоянно выдает новые и новые идеи, умеет фантазировать, придумывать, воображать.

  • Филин — правитель леса, владелец собственности и территории. Он готовит друзьям многие препятствия.

Нашим зверюшкам приходится постоянно думать, считать, планировать.
Поддерживая и выручая друг друга, они стараются понять, как действуют в жизни леса его основные экономические законы.

У. С чего бы вы хотели сегодня начать урок?

Дети. Я хочу узнать, что случилось с Белкой и ее друзьями дальше.
— Мне интересно отгадать ребусы (они нарисованы на доске).
— Мне хочется поработать в Справочном бюро с экономическими понятиями.

У. Позвольте и мне высказать свое мнение. Можно?

Д. Да, конечно.

У. Я предлагаю нам начать урок с отгадывания ребусов. Согласны?

Д. Да.

У. Здесь зашифрованы два слова. Кто догадался, какие?

На доске:

 

Д. Экономика.
— Торговля.

У. Верно.

II. «Экономическая копилка»

У. Назовите экономические понятия из нашей «Экономической копилки».

Учитель берет в руки книгу с экономическими терминами.

Д. Цена.
— Стоимость.
— Аренда.
— Арендная плата.
— Залог.
— Налоги…

III. Работа в Справочном бюро

У. Ребята, я так волновалась, что забыла значение всех экономических терминов и хочу зайти в Справочное бюро. А в Справочном бюро работаете все вы! Готовы мне отвечать?

Д. Да… Я хочу отвечать первый. Я знаю все значения!

Дети с радостью поднимают руки.
Учитель листает «Экономическую копилку», в которой с одной стороны — слово, с обратной — его значение.
Дети читают слово и поднимают руки, чтобы объяснить его значение.

— Товар — продукт труда, созданный для купли-продажи.
— Цена — стоимость товара, выраженная в деньгах.
— Прибыль — разница между ценой и себестоимостью.
— Посредник — тот, кто помогает продавцу и покупателю найти друг друга…

IV. Работа с иллюстрациями на доске

У. Рассмотрите иллюстрации и расскажите, как живут и трудятся звери в лесу.

Дети рассматривают иллюстрацию «Лавка Водяной Крысы».

Д. У Водяной Крысы была лавка. У нее в лавке можно было купить все, что хочешь. В лавке было все — от куска душистого мыла до малинового варенья.

Учитель демонстрирует иллюстрацию «Барсук открыл гостиницу».

— Однажды в лесу разразилась гроза, пошел проливной дождь. Звери постучались к Барсуку, чтобы укрыться от дождя. В барсучьей норе всем нашлись еда и место для ночлега. Потом звери его за это отблагодарили. Сейчас это гостиница «Барсучья нора».

Учитель демонстрирует иллюстрацию «Фукс становится владельцем ресторана».

— Фукс зимой решил открыть ресторан. Дорого купил продукты и поэтому дорого продавал еду. У Летучей Мыши было дешевле. Покупатели приходили к Фуксу в ресторан, но ничего не покупали, а только отдыхали, разговаривали, играли. На ресторан Фукс взял деньги у Филина, а в залог отдал свою нору. А так как Фукс разорился, Филин отобрал его нору.

У. Спасибо. Очень хорошо рассказали.

V. Стихи о наших зверюшках

У. Мне очень понравились стихи, которые вы сочинили о наших друзьях. Послушайте некоторые из них.

Белка — добрая хозяйка -
Помогает всем друзьям,
Милая, веселая,
Нравится всем нам.

(Катя Смирнова)

По тропинке
Шмыг шагает
И припасы собирает.
Он готов всегда, везде
Помогать друзьям в беде.

(Денис Егоренко)

Лис по кличке Фукс -
Хороший все равно.
Хотел открыть он ресторан,
А потерял жилье.

(Юля Родионова)

VI. Работа с пословицами

На доске нарисована лента с пословицами из учебника, с. 38.

У. Попробуйте прочитать, что написано с обеих сторон этой перепутанной ленты, и мы узнаем о двух полезных правилах, о которых никогда и никому не надо забывать.

Д. Делаешь наспех — сделаешь на смех.
— Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У. К кому из героев можно отнести эти пословицы?

Д. К Фуксу. Он в ноябре решил копать грядки.
— Я думаю, тоже к Фуксу, он решил в ноябре сажать картошку и огурцы.

У. Какое собственное производство решили открыть Белка и компания?

Д. Маленький консервный заводик. Пыхтя и Шмыг будут собирать грибы и ягоды, а Белка и Фукс будут их обрабатывать и консервировать.

VII. Работа со сказкой «У Белки появляется конкурент»

(учебник, с. 44-47) по смысловым частям: чтение и вопросы

У. Интересно узнать, что произошло с Белкой и ее друзьями дальше?

Д. Очень интересно. Я еще в начале урока хотел узнать, что с ними произошло.

У. Прочитаем сказку «У Белки появляется конкурент» (с. 44-47) по ролям.

Слова автора читает учитель, слова остальных персонажей — дети.

— Прошу моих помощников к доске.

Выходят подготовленные дети и читают сказку по ролям вместе с учителем.
Сказка разделена на три части:

а) Чтение части 1 и вопрос учителя.

У. Как вы думаете, что же собирается сделать Филин?

Д. Он хочет скупить все продукты. Он не хочет, чтобы Белка и ее друзья открыли консервный завод. Он хочет один быть богатым и править в лесу.

б) Чтение части 2 и вопрос учителя.

У. Действительно, зачем Филину заниматься производством консервов?

Д. Филин не хочет, чтобы у него были конкуренты. Филин хочет разорить других.

в) Чтение части 3 (до конца сказки).

У. Какими мыслями вы хотите поделиться?

Д. Мне не понравилось, как поступил Филин. Он не думает о других, как они будут жить.
— Филин — эгоист, живет только для себя и хочет сильнее разбогатеть, хотя сам уже очень богат.
— У Филина никогда не будет друзей, если он будет плохо поступать.

У. Определите тему урока исходя из экономического содержания прочитанной сказки.

Д. Конкуренция. Конкурентная борьба.

У. Да, тема урока — «Конкуренция».

Учитель открывает запись темы с обратной стороны доски.

VIII. Работа в тетради № 2

(авт. Т. В. Смирнова, Т. Н. Просняковва «Путешествие в компании Белки и ее друзей» (с. 3, № 1, № 2)

У. Для уточнения слова «конкуренция» выполним задание № 1 (с. 3).

Все работают с учителем, а один ученик выполняет это задание на компьютере. Идет коллективная работа над заданием № 1, и ученики записывают в тетради вывод.

Д. Конкуренция — это экономическое соревнование между участниками одного и того же рынка с целью получения для себя наибольшей выгоды от продажи или покупок.

У. Прочитайте, как авторы учебника дают объяснение значения слова «конкуренция».

Дети читают определение на с. 48.

— Обратимся к Толковому словарю Ю. В. Алабугиной (с. 104).

Дети читают определение на с. 104.

Д. Конкуренция - соперничество, борьба за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

У. За что наиболее часто ведется конкурентная борьба, вы узнаете, выполнив схему из задания № 2 (с. 3).

Все работают с учителем. Идет коллективная работа над заданием № 2. У детей получается следующая схема: конкурентная борьба за рынки сбыта, рынки сырья, рынки дешевого труда, за новые технологии, прибыльные изобретения.

У. Сейчас задам очень трудный вопрос: способствует ли конкурентная борьба экономическому прогрессу (движению общества вперед, его развитию) или тормозит его? Докажите.

Д. Я думаю, способствует, так как при конкурентной борьбе производители выпускают более качественный товар.
— Я согласен, что конкуренция помогает обществу двигаться вперед, люди изобретают что-то новое.
— При конкурентной борьбе улучшается обслуживание в магазинах. А на рынках большой выбор товара, любой человек может себе что-то купить.

У. Да, я согласна с вами, что конкурентная борьба помогает двигаться обществу вперед и не тормозит его развития, но только если эта борьба ведется честными методами.

IХ. Трудовое обучение

1. Работа по изготовлению портретов сказочных персонажей

У. Сегодня мы открываем три салона-ателье — «Совершенство», «Чародейка», «Силуэт» — по изготовлению портретов на пластилиновой основе наших сказочных персонажей. В условиях конкурентной борьбы чей салон больше сделает прекрасных поделок, тот получит боRльшую прибыль. В каждом салоне — свой руководитель производства. Он помогает и консультирует своих работников. Обведите шаблон и с помощью изученной техники (штрихи нажатием стеки; процарапывание стержнем; отпечатки различными предметами: трубкой, пробкой, карандашом; рисование жгутиками; техника пластилиновой «живописи») сделайте портрет (по учебнику трудового обучения Т. Н. Просняковой «Уроки мастерства», 3-й класс).
Приступайте к работе.

Дети с увлечением работают, помогая друг другу и консультируясь с руководителем салона-ателье.

Я вам не помешаю, если включу музыку?

Во время всей работы звучит музыка П. И. Чайковского.
Руководители салонов постепенно выставляют поделки у доски.

2. Подведение итогов

У. Какие эмоции вызывают у вас все эти изделия?

Д. Радость.
— Удивление.
— У меня улучшилось настроение, когда я смотрел на эти портреты.

У. Очень трудно выделить лучшие. Мне нравятся все поделки. Я благодарю всех за старание и творчество. Сейчас независимая комиссия рассмотрит работы трех салонов и выделит победителя.

Х. Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя

У. Все предприниматели в конкурентной борьбе должны придерживаться определенных правил. Прочитайте.

Дети читают правила, написанные на доске.

На доске:

1. Уважай власть.

2. Будь честен и правдив.

3. Уважай право частной собственности.

4. Люби и уважай человека.

5. Будь верен слову.

6. Живи по средствам.

7. Будь целеустремленным.

У. В начале XX века российские предприниматели выработали эти принципы ведения дела. Все эти правила имеют непреходящую ценность и актуальны сейчас. Прокомментируйте любое из этих правил.

Дети читают любое правило и объясняют, как они это понимают.

ХI. Итог урока

У. Давайте помечтаем. Кем вы станете, когда вырастете?

Д. Банкиром.
— Врачом.
— Учителем.
— Предпринимателем…

Дети говорят о своих мечтах.

У. Кем бы вы ни стали, постарайтесь помнить: в стремлении достичь заветную цель нельзя переходить грань дозволенного. Трудитесь не только для себя, но и для других, для общества, для государства.
Какое открытие для себя вы сделали из работы на уроке? Что узнали нового?

Д. Я понял, что конкурентная борьба помогает развиваться обществу. Я очень рад, что узнал продолжение сказки о Белке и ее компании. Мне понравилось делать портреты, я дома попробую сделать другие портреты. Я запомнил несколько правил, их уже необходимо придерживаться и сейчас.

У. О чем бы вы хотели узнать дальше?

Д. Узнать продолжение сказки. Познакомиться с новыми экономическими терминами.
— Я хотел бы порешать экономические задачи.

У. Я учту все ваши пожелания на следующем уроке.

ХII. Домашнее задание

— Попробуйте дома сочинить стихи о любом из наших сказочных героев или подобрать пословицы на тему «Конкуренция» (задание по желанию).

ХIII. Заключение

— Я благодарю всех за ваши старания, за ваши умения, за любовь к экономике. Мне очень хочется, чтобы мечта каждого из вас сбылась и вы стали достойными людьми.