Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Аппликация из скрученной бумаги

В избранных: 20
В избранных: 20

Поделиться:

Тема. «Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги».

Оборудование. Цветная бумага, гофрированная, клей, учебник Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова «Уроки творчества» 2-й класс.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом аппликации. Откройте, пожалуйста, учебники на с. 24.

Дети открывают учебники.

Объемная аппликация

Только часть такой аппликации соприкасается с основой.

Аппликация из скрученной бумаги

Рассмотри, как сделана эта кошка. Сколько деталей в поделке?

Сделай трубочку из одной четвертой части салфетки.

Почему для этой работы использована именно салфетка? Чем можно ее заменить?

Сворачивай жгутик, плотно прижимая его пальцами. Намажь клеем одну сторону и плотно прижми к бумаге.

Какими способами сделаны цветы? А как сделать вазу? Наклеенные цветы можно подкрасить фломастером.

— Скажите, пожалуйста, как называется новый вид аппликации?

Дети. Объемная аппликация.

У. Спасибо, а почему ее так назвали?

Денис. Здесь написано, что только часть аппликации соприкасается с основой, а большая часть как бы поднимается над основой, имеет высоту.

Артем. Да, а просто аппликация вся приклеивается к основе. Она получается плоская. У нее есть только длина и ширина.

Возражений и дополнений нет.

II. Объяснение нового материала

У. Хорошо. Объемная аппликация — это название большой темы, а сегодня мы узнаем, как выполнять объемную аппликацию из скрученной бумаги.

Посмотрите внимательно на кошку и скажите, как она сделана, сколько в ней деталей.

Настя. Эту кошку сделали из скрученной салфетки. В этой аппликации 6 деталей.

У. Назови, пожалуйста, детали.

Настя. Хвост, туловище, голова, 2 глазика и носик.

У. Хорошо, получается, что можно выделить 3 мелкие детали и 3 крупные. Давайте остановимся на крупных деталях. Что вы можете сказать об их изготовлении?

Ксюша. Хвостик, головка и туловище делаются из одинаковых частей, только их по-разному на листе размещают. Носик и глазки тоже одинаковые. Это просто 3 комочка салфетки.

У. Хорошо. Давайте разберемся, как скручивали бумагу для этой работы. Посмотрите, пожалуйста, внимательно в учебник.

Лаура. Салфетку разорвали на 4 части, потом каждую часть свернули в трубочку, а трубочку скрутили в тугой жгутик.

Возражений нет.

У. Замечательно. Лаура сказала, что все 4 части салфетки свернули в жгутики. Все верно?

Денис. Нет, нам только 3 таких жгутика надо для туловища, головы и хвоста, а от оставшейся части салфетки нужно оторвать 3 маленьких кусочка для мордочки. А можно не клеить глаза и нос, тогда получится, что кошка отвернулась, смотрит в другую сторону.

У. А в каком порядке нужно наклеивать кошку?

Артем. В любом. Сначала надо наметить карандашом, что куда клеить, а потом работать.

Валя. Нет, наметить, конечно надо, но сначала надо приклеить туловище, а потом голову и хвост. Не будешь же ты к голове и хвосту туловище прикладывать. Вдруг между головой и туловищем место останется. Это получится кошка без головы, да еще и хвост отдельно, как в конструкторе.

Возражений нет.

У. Хорошо, а почему мы используем для работы именно салфетку?

Ваня. Она мягкая, хорошо скручивается.

У. А каким материалом мы можем заменить салфетку?

Настя. Фольгой, бумажками от конфет, газетной бумагой. Тогда кошка получится серая.

Стасик. Можно гофрированную бумагу смять.

У. Хорошо, а какой фон мы выберем для кошки?

Ксюша. Мы возьмем яркий фон, чтобы кошка получилась заметной. На светлой бумаге ее не будет видно.

У. Хорошо. Кошка сопровождает человека не менее 5 тыс. лет (а по некоторым сведениям — 9 тыс. лет). Ученые считают, что первые домашние кошки появились на Ближнем Востоке от прирученных диких ливийских, но впоследствии их род прервался, а предками современных домашних кошек считается европейская лесная кошка. У кого, дети, дома есть кошка?

Дети поднимают руки.

У. Да, кошки — одни из самых любимых домашних животных. Они часто встречаются и в сказках. Какие сказки вы можете назвать? Только автора, пожалуйста, не забывайте.

Олег. «Кошкин дом». Его написал Самуил Яковлевич Маршак.

Саша А. «Трое из Простоквашино». Это мультфильм такой. Там есть кот Матроскин.

У. А кто знает, как называется книга, по которой снят мультфильм, и кто ее автор?

Маша. Я ее читала. Это «Дядя Федор, пес и кот», а автора я забыла.

Саша С. Эдуард Успенский.

У. Совершенно верно.

Белла. «Кот в сапогах». Эту сказку написал француз Шарль Перро.

Стасик. Еще много мультфильмов про кота Леопольда.

Ксюша. Есть русская сказка «Кот, петух и лиса». Вообще во многих русских сказках есть коты, даже в «Репке».

Кристина. В сказке «Приключения Буратино» есть кот Базилио. Он такой противный!

У. А кто автор сказки?

Кристина. Лев Толстой.

Возражений нет.

У. Толстой, но не Лев, а Алексей. Алексей Толстой — очень известный русский писатель. Когда вы станете старше, то познакомитесь со многими его произведениями. Какие еще сказки вы знаете?

Желающих отвечать нет.

У. Хорошо, я назову сказку «Маугли» Редьярда Киплинга. Там встречается не кошка, а ее близкие родственники. Назовите их, пожалуйста.

Ксюша. Пантера Багира и тигр Шер Хан.

У. Спасибо. Теперь давайте подумаем о том, интерьер какой сказочной гостиницы мы могли бы украсить такими оригинальными кошками. Как она могла бы называться, чем бы отличалась от других?

Настя. Гостиница «Кошкин дом». Ее можно сделать всю такую резную, как теремок. На окошках занавески с оборочками, цветы в горшочках, на полу ковровые дорожки, как в уютном сказочном домике. Это должна быть маленькая гостиница на несколько номеров. На стенах портреты кошек, полотенца и простыни с кошачьими мордочками. По вечерам можно в холле устраивать представления с кошками, как у Куклачева.

Максим. Можно еще сделать отель «У кота в сапогах» в виде замка, в котором людоед жил. На первом этаже каменный пол, камин, лампы в виде свечек, тяжелые шторы, большой портрет кота в сапогах в полный рост. В ресторане такие большие деревянные столы, никакой пластмассы, серебряные вилки, ножи, блюда, как в настоящем замке. А все официанты и горничные в такой одежде, как тогда носили. Очень здорово будет.

У. Да, это вы очень интересно придумали. А у меня тоже есть идея. Я хочу назвать гостиницу «У кота Базилио». В ресторане гостиницы в качестве фирменного блюда можно подавать три корочки хлеба.

Денис. Нет, такое название не подходит, потому что кот Базилио — отрицательный герой. Он притворялся слепым, всех обманывал, жадничал. Никто в такой гостинице жить не будет. Люди будут думать, что их там обманут.

Ксюша. Да, а три корочки хлеба можно подавать в ресторане «Буратино», но это уже не про кошек.

У. Очень хорошо. Давайте посмотрим теперь на вазу с цветами. Какими способами получили цветы?

Валя. Сложили салфетку жгутиком, а потом жгутик уложили спиралью и приклеили. Если салфетка белая, то цветы можно фломастером подкрасить, а если цветная, то цветы и так красивые будут.

У. А я могу предложить еще один способ. Жгутик можно завязать узелком, и тоже получится цветок. Какие цветы выполнены именно этим способом?

Алена Л. Два нижних цветочка, а верхний свернут спиралью. А для листиков нужен подлиннее жгутик, и он по-другому свернут.

У. Спасибо. А как сделать вазу?

Максим. Как обычно. Сложить бумагу пополам, нарисовать половину вазы, вырезать и развернуть, а ободок и узоры можно фломастером нарисовать.

Маша. Можно вырезать вазу из открытки или из картинки в журнале. Тогда ничего не надо дорисовывать.

Артем. Можно сделать вазу из фольги. Тогда она будет блестеть.

Больше предложений нет.

У. Я тоже предложу свой вариант. Чтобы работа была выполнена в одном стиле, можно контур вазы тоже выложить из жгутиков. Сейчас, пожалуйста, продумайте работу, которую вы хотите сделать, и можете приступать.

III. Практическая работа

Дети работают самостоятельно. Некоторые повторяют образцы из учебника, другие придумывают свои композиции с цветами, меняют позу кошки (в зависимости оттого, какой формы основу они имеют), выкладывают из скрученной бумаги других животных (медвежонка, зайчика).

У. Законченные работы расставьте, пожалуйста, на стенде.

IV. Анализ детских работ

Дети устраивают выставку, обсуждают работы. Выяснилось, что у Вали получилась очень грустная кошка с опущенным хвостом.

Валя. Я эту кошку сделала как иллюстрацию к своему любимому стихотворению Заходера. Можно я его прочитаю?

У. Конечно.

Валя.

Плачет Киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!

Дети смеются.

У. Замечательное стихотворение. Спасибо. На этом наш урок заканчивается. К следующему уроку подготовьтесь, пожалуйста, будем работать по учебнику на с. 48-49.

Елена МУХИНА, г. Сочи