Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Заполария

Вышивка лентами. Сирень
Картина, панно, рисунок
02.03.2011
18 15
Текстильная кукла Солоха.
Кукла
22.02.2011
3 14
Моя картина Спас Вседержитель
Картина, панно, рисунок
07.12.2010
2
Как найти камыш для плетения.
Не определен
07.12.2010
17 1

С
серидины 90-ых годов началось масштабное строительство храмов и церквей.
Люди вновь получили возможность верить в Бога открыто. А в
художественных институтах открылись кафедры "сакрального искусства".
Государство разрешило художникам официально писать иконы и расписывать
стены святых сооружений. Какие это художники? Кто имеет право писать
иконы? Какими личностными  характеристиками должен обладать иконописец?
Имеем ли мы право молиться его иконам? Имеем ли мы право молиться в
современных храмах? Что это за храмы и чем они отличны от храмов времени
Андрея Рублева? Чем является икона - духовным посредником между
человеком и Богом или идолом, запрещенным Библией?

Эти
вопросы уже несколько столетий обсуждаются учеными, священниками,
искусствоведами и художниками. Больше тысячи лет богословы и миряне не
могут найти точек пересечения в ответах на столь важные вопросы
относительно Духовности Человека.

Выходит что на мой вопрос нет однозначного ответа.

В переводе с греческого икона означает «образ». Образ того, к кому мы прибегаем с молитвой.

Л.А. Успенский в книге "Богословие иконы" пишет: "Иконописный
канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный
образ иконой или нет. Он устанавливает соответствие иконы Священному
Писанию и определяет, в чем заключается соответствие, то есть
подлинность передачи божественного Откровения в исторической реальности
тем способом, который мы называем символическим реализмом. Основным
критерием, предъявляемым к образу, является его литургичность. Критерий
литургичности неотделим от истины Боговоплощения и Искупительной
Крестной жертвы Спасителя". 

Икона,
вне зависимости от того, старая она или новая, может быть названа
православною только в том случае, если с точки зрения композиции и
художественного исполнения удовлетворяет каноническим, историческим и
иконографическим требованиям. 

Для
православного христианина любые душевные чувства являются формой
проявления страстей, с которыми Церковь ведет постоянную борьбу. 

Восприятие иконы не должно давать простор образному мышлению и  фантазиям. Основная мысль  иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». В соответствии с этой идеей образ Личности (ипостаси) есть действительно сама Личность, хотя и не тождественен ей, и имеет иное естество (дерево и краски).

 Поэтому искусство иконописи
чаще всего было анонимным, мастера, как правило, не подписывали  своих 
имён на иконах, поскольку  в  силу  традиционности и жёсткой
канонизированности этого особого искусства, произвольный  полёт фантазии
иконописца был  абсолютно  недопустим.

 Если
в иконе нарушены каноны, тогда, в лучшем случае, она становится
живописным произведением на религиозную тему, которое пробуждает
душевные чувства.

 Первый вывод: Икона должна удовлетворять каноническим и иконографическим требованиям и не должна пробуждает душевные чувства,- думаю, что я могла бы соблюсти эти требования.

 

Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным,
кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым,
независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же
хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями,…,
жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с
превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и
Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и
священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и
святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу
смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам».
Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки.
Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

 Однако
в сельских хатах зачастую находились так называемые народные иконы,
писаные непрофессиональными иконописцами-«богомазами», которые хоть и
брали за образец икону церковную, не во всем придерживались буквы канона
и вносили в произведения что-то свое, индивидуальное, старались сделать
икону привлекательной и полностью понятной относительно тематических и
сюжетных задач. Официальная церковь осуждала искусство народных
иконописцев, называла народные иконы такими, которые «неуклюже писаны»,
время от времени активизировала борьбу с ними и их творцами.

На
сегодняшний день ситуация в области сакрального искусства кардинально
отлична от старокиевской. Годы советской власти оставили неизгладимый
отпечаток в судьбах современных иконописцев, родившихся в советских
семьях. Люди, открывшие в художественных академиях  кафедры сакральных
искусств, также выросли при советской власти и коммунистическом режиме.
Поэтому воистину сакрального, духовного в современных иконах мало.

Университетские кафедры святого письма предназначены для обучения не монахов, а обычных мирских мастеров.

Все
художники-иконописцы являются студентами своего времени, у всех есть
личная жизнь - парень или девушка, муж или жена. Они так же, как все
нормальные люди целуются под луной и ходят на свидания. Все испытывают
время от времени негативные эмоции - зависть, страх, ревность.

Но им в
большей степени присуще чувство борьбы со своим негативом. Они больше,
чем другие люди стараются держать себя в руках, быть позитивно
направленными для общения. Трудно найти хоть кого-то в современном мире
сакрального искусства, кого можно было бы назвать святым человеком, который пишет иконы исключительно одухотворенные, истинные образы явлений Божественного, Святого Духа.

Многие
современные монахи, возможно, и претендуют на звание святых людей, но
они не имеют достаточно художественного вкуса и мастерства, благодаря
которому на полотне может получиться во истину одухотворенный шедевр.

Также
трудно найти в современном мире воистину святого, одухотворенного
зрителя, способного воспринимать правильно художественную красоту.

 Надо сказать, что в настоящее время
культуру иконописи все чаще вытесняет типографская продукция. Иконы
никогда не были дешевыми, люди подолгу копили на них деньги. Конечно, и
бумажная икона бывает чудотворной, но из механически отпечатанного
образа уходит жизнь, уходит молитва, теряется литургический смысл иконы.

Таким
образом, поскольку наша жизнь очень далека от идеала, на данный момент к
иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16
веке. Но, тем не менее, современный иконописец и желающие стать
таковыми, равно как и желающие вышивать иконы должны стремиться к этим
требованиям, быть действительными, а не номинальными членами Церкви.

 Написание
иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а
изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А
это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь,
духовных сил. Поэтому вопрос написания икон обязательно должен быть
поставлен на рассмотрение духовника, т.к. об уровне духовного развития
человека может знать только он. Таким образом, получение благословения
духовника на написание икон становится обязательным требованием для
будущего иконописца.

 Второй вывод:  Получение благословения духовника на написание иконы является обязательным, а это возможно лишь  при соблюдении иконописцем всех установлений Святой Православной Церкви, - поскольку я не посещаю церковь и не соблюдаю пост, то и не уверена что смогу получить такое благословение.


Понятно,
что каждая цивилизация имеет собственные хронологические,
географические и другие ориентиры. И если у нас та или иная церковь –
сакральный храм, то старая хата – храм экзистенциальный (существующий в
быту), а народная икона была доминантой чарующего мира хаты. И проблемы
бытия, инобытия фокусируются на иконе как субъекте умозрительности
цивилизации. Поэтому схема духовной реализации приобрела со временем
такой вид: для иконописной школы – храм; для богомаза – хата.

 Народная
икона одновременно является и этнокультурной, и христианской
церковно-религиозной. Как  считают многие исследователи, народная икона
составляет объект молитвенно-исповедального откровения и в то же время
оберег, фольклорный фактор защиты и просьбы.

 «В наши дни икона имеет универсальное функциональное
предназначение. Она и «святой образ», и произведение искусства, а также
объект коллекционирования и антикварной торговли», — утверждает художественный руководитель иконописного центра «Русская икона» Елена Князева.

Конечно,
ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией
благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать
действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в
Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при
этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, 
не получить от этого ничего. Также очевидно, что икона не является неким
оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также
некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей.

 Под
влиянием прежнего язычества, когда иконам молились, приносили жертвы,
ждали от них милостей, называли икону «богом» и относились к ней как к
живому существу (супруги, чтобы не оскорблять божество, даже завешивали
иконы полотенцем на время близости), почитание икон принимает порой и
форму идолопоклонства.

Как
отмечают немало исследователей, в настоящее время у человека развивается
потребительство относительно религии, традиция которую социальная
структура трактует с позиции «что это нам дает». Исчезает интимность в
молитвенном откровении, а икона, за редким исключением храмовой,
превращается или на оберег, или на элемент интерьера. Такова неизбежная
жертва потребностям модернизации общества.

Третий вывод:  участие
в богослужении - основное назначение иконы, а потому она не должна быть
накопителем Божией благодати, оберегом или элементом интерьера –
я не планирую молиться своей иконе, тогда должна ли она быть иконой.
Создавая у себя на даче интерьер в духе украинской хаты, хочу сделать
там  красный угол
как элемент интерьера, а потому может ли там быть икона. Ответ очевиден
мое произведение не должно и не может быть иконой, а потому у меня будет картина на религиозную тему.

 

Религиозная
картина отличается как от светской живописи, так и от иконы. Водораздел
с последней пролегает в функции: религиозная картина никак не участвует
в богослужении, в то время как для иконы это основное назначение.
Именно поэтому икона предполагает освящение и почитание как реликвии,
картина же остаётся вне богослужебной сферы.

 Однако
религиозная картина, так же как икона, принадлежит к сфере сакрального,
ведь она изображает персонажей священной истории (Христа, апостолов,
святых), её события (библейские сюжеты, эсхатологию) или мистическую
сторону жизни человека. Сакральный сюжет может считаться чисто светским,
безрелигиозным лишь в том случае, если его подача отрицает священное
или низводит священное до обыденного (карикатура, атеистическая
трактовка). 

В
художественной жизни Российской Империи религиозная картина служила
передаточным звеном между мастерской художника и церковными стенами:
наиболее удачно разработанные христианские сюжеты, апробированные
на холстах и выставках, переносились в интерьеры храмов, на иконы.
Причём совершенно не обязательно это делал сам творец оригинала. Часто
полюбившийся сюжет, выполненный мастером, копировался затем рядовыми
живописцами в целом ряде церквей. Так происходило, например, с картинами
Александра Иванова, Ивана Крамского, Василия Поленова.

Четвертый вывод:  религиозная картина, так же как икона, принадлежит к сфере сакрального, а к священным изображениям должно воздаваться соответствующее святыне почитание – думаю в моем доме уважительное отношение к картине написанной мною, не вызывает сомнений, и как знать может быть когда-нибудь ей еще предстоит стать иконой.

 

 Я
общалась со множеством знающих людей, перечитала массу информации,
часть которой использовала при подготовке поста, от себя делая только
выводы. http://uveliropt.com.ua/article_9_805.html       http://eizvestia.com/pt/full/4186824     http://www.dnef.ru/post66171858/?upd      http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post113351436/    http://www.win.ru/art-decalogue/2131.phtml    http://www.izbrannie.com.ua/?screen=disskurs_armageddon      http://lesherasymchuk.sumno.com/article/ukraynskaya-narodnaya-ykona-v-otechestvennoj-tsyvy/      http://www.icon-art.ru/publish6.php

ИТАК, если вы задумали купить, получить в подарок, написать или вышить икону, то вам есть над чем задуматься и думаю, что мой пост вам в этом поможет.

 А ответ на свой вопрос я нашла: ничто не мешает мне воплотить в жизнь свой творческий замысел и написать религиозную картину.

 

И на последок мне захотелось привести очень трогательное стихотворение:

Мне после молитвы ЛЕГКО.
Куда – то уходят волненья,
Куда – то уходят сомненья,
Куда – то совсем далеко…

Мне после молитвы ТЕПЛО.
В душе словно айсберги тают,
И боль из груди улетает
В открытое настежь окно…

Мне после молитвы СВЕТЛО.
Как – будто я вышла из плена
Навстречу огромной вселенной
И всё, словно сад, расцвело.

Шлю после молитвы поклон
Пред святостью славных икон.                         

 

Спасибо автору стихов: Инне Радужной

www.liveinternet.ru/users/ina-ra/post102973321/

 

Могу ли я написать икону? Есть желание...
Не определен
07.12.2010
7 6
Колясочка, плетеная из газет
Поделка, изделие
06.12.2010
59 19
Знаете что такое брыль? А я его сплела.
Гардероб, Интерьер, Поделка, изделие
05.12.2010
22 26
Сувенирная кукла-мотанка (Мастер-класс)
Кукла
04.12.2010
39 13
Моё плетение из камыша
Декор предметов
04.12.2010
7 9