Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

olka1965

Дымковская игрушка
Декор предметов
15.03.2011
4 3
Новый год
Поделка, изделие
13.12.2010
2 6
Елочка
Коллективная работа, Раннее развитие
13.12.2010
8 4
Городецкая роспись
Декор предметов
07.02.2010
4 2
 Куклы  для дочери!
Куклы для дочери!
Кукольная жизнь
07.02.2010
1 2
 Снегири
Снегири
Коллективная работа
07.02.2010
4
 Летняя лужайка
Летняя лужайка
Коллективная работа
07.02.2010
12 1
 Осень
Осень
Коллективная работа
07.02.2010
9 1
 Лето
Лето
Коллективная работа
07.02.2010
8 1
 Дары осени
Дары осени
Коллективная работа
07.02.2010
2 3
Городецкая роспись
Картина, панно, рисунок
07.02.2010
5 3
 Хохломская роспись
Хохломская роспись
Не определен
07.02.2010
4 2
 Гжель
Гжель
Не определен
07.02.2010
4 3
Дымковская игрушка
Картина, панно, рисунок
07.02.2010
23 3
Работы детей изостудии "Россиночка...
Поделка, изделие
07.02.2010
7 1

Мезенская роспись по дереву

“Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими. Наверное, в каждом Мезенском доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов“. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.

Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки с тающей смолой, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска.

Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли на сажу.

Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое “окно”, с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.

А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: “Кого люблю – тому дарю”. Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка.

Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

Хотя на всех прялках изображения были похожи, одинаковых прялок не существует.

Прялка была своеобразным атрибутом девушек. Идя на посиделки, они несли свою прялку лицевой стороной вперед, показывая всем, какая она красивая. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой, такие прялочки называли собойными.

В каждом доме прялка считалась очень ценным предметом, ее бережно хранили и относились к ней с уважением…”

Из истории мезенской росписи дереваКак и большинство других народных промыслов свое название эта роспись получила от местности в которой зародилась. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы, а границе тайги и тундры.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи Франции…

В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму.

Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем неменее подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов. Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере, колориту, но нет и двух точно повторяющихся.

Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

В последние годы, из-за попытки угодить массовому покупателю, появилась тенденция “осовременивать” традиции росписи, применять “модный” прием – письмо по золотому фону.

В результате этого нововведения теряется изящество, строгость и красота стиля, наносится вред сохранению и поддержанию исконных традиций.

К сожалению, восстановлением мезенской росписи мало кто занимается. Ее можно увидеть разве что в Загоpском музее или на самой Мезени …

Также Вы можете узнать о мезенской росписи из книги (на английском языке) Ольги Владимировны Кругловой “Русская народная резьба и роспись по дереву“.

Известность мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, поэтому ее называют еще и палащельской. Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как В.С.Воронов, Рыбаков, О.В.Круглова, С.К.Жегалова, Ю.А.Арбат, А.С.Миловский, высказывают разные версии.

В.С.Воронов говорил о ее необыкновенной схожести с великолепной орнаментальной росписью греческого стиля Дипилон VIII века до н. э., и, кто знает, может быть, попал какой образец сюда по пути из варяг в греки… Ведь и правда, эти “темновидные” прялки напоминают древнегреческие амфоры и формой, и терракотово – черным построчным орнаментом. Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). С.К.Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья. Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют. Может быть, и верна теория “наскальности”?

А.С.Миловский отыскал в Пушкинском доме и мезенскую рукопись, датируемую, правда, не ранее XIX века, но с очень похожим орнаментом. Своя “версия” есть у Н.Величко. Образцы узорного ткачества на соседней реке Пинеге очень напоминают мезенскую роспись.

Большинство обнаруженных прялок было сделано в 1870-1930 годах, а самая ранняя из известных – 1854 года. Письменное упоминание как о центре росписи датировано 1904 годом. Возродился мезенский промысел в 60-х годах. Прославились из села Палащелье Новиковы, Аксеновы, Федотовы, Кузьмины и Шишовы. Изготовлением прялок занималось все мужское население. Каждый мастер сам вырубал их и расписывал. Одним из самых самобытных был мастер Новиков. Его почерк узнают по лошадкам “на дыбках” внизу прялки. Вот как подписана им одна из прялок: “1908 года 26 работал Прокопий Ссменой господинъ Новиковъ. Цена 30 копеек. Прялка прочная. Будешь держать и поминатш (орфография сохранена). И изобразил рядом себя с трубкой – это было в обычае палащельцев – рисовать свой автопортрет.

Вообще, на оборотной стороне прялки, там, где привязывалась кудель, помещали жанровые сцены: плывущий пароход, кораблик под парусами, охотников с собачками, дам и кавалеров на прогулке и т. п.

Исследователи этой росписи расшифровывают ее с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в “уточке” и коне – знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представлении устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце), конь-огонь. Фигурки как коня, так и “уточки” (поместному “курицы”) украшали крыши изб, даже и теперь бытует на Мезени поговорка:

“Курицы и конь на крыше – в доме тише” (понимай: спокойнее, охраняют). Равно с ними украшали крыши и оленьими рогами. По преданию славян, олень связывался с дождем.

Мастера были разные. Так, не оченьто уважали Якова Аксенова, прозванного Якунькой. Работал он халтурно, для базара, и даже придумал среди орнамента писать цену. (Хранится в Загорском музее.)

Палащельцы расписывали короба, сундучки, лукошки, рамы в интерьере дома. Частично эту роспись переняли коми-зыряне.

… Не стоит забывать, что большей частью художник работает не от ума, а от души и от сердца. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы – “таючей сере”, а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Деревянную поверх-ность оставляли натуральной. Красно-коричневую краску мазками наносили на нее выдернутой из веника размочаленной палочкой- “тиской”. А затем глухариным или тетеревиным пером наводили черный контур. Сверху покрывали олифой.

В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле. Роспись хороша, но характер ее уже несколько иной, уходит графичность. Такая строгая раньше, сейчас она приобретает смягченные черты. Это связано с тем, что четкий перьевой контур все больше заменяется мягким кистевым. Во многих случаях “капелька” сменила штрих, графическая скобочка превращается в мягкую дужку, фигуры коней рисуются мягкими широкими движениями кисточки. И наверное, имеет значение, что из “мужской” росписи охотников, рыболовов и оленеводов она становится все больше женским искусством.

Мезенская роспись по дереву
Внеклассная работа
06.02.2010
17 5

История мезенской росписи, орнаменты.

Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредственностью и четкостью графического рисунка; в душе третьих звучит музыка - ритмичная, торжественная, светлая; некоторых раздражает непонимание увиденного…

Откуда взялась эта необычная роспись? Маленькая, глухая деревенька Палощелье в среднем течении реки Мезень дала название целому направлению в русском декоративном искусстве.
В этой росписи много загадочного. До сих пор не прекращаются споры откуда пошел мезенский феномен. Ритм и чередование красок до крайности просты, но значительны. Используется всего два цвета. Красный олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный - земля, космос, смерть, печаль.

Рассмотрим сначала семантику самых простейших знаков, которые в дальнейшем помогут расшифровать нам любые мезенские орнаменты. Не вызывает сомнения, что знаки первоэлементов - стихии земли, воды, воздуха и огня - занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх - низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного - вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Знаки земли в мезенской росписи

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры - в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами - скорее всего означают воздух, ветер - один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым.
Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира. Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила.
Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (”Пойманный ветер”, - говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, - сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается - признаки, позволяющие предположить, что огонь - земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику.

В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль - один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное.

Сжатая спиральная пружина - символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (”коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль - мужской знак, нисходящая - женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара - это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах - пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери.

Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа

“Гимн жизни”
Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя - земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест - совмещение небесного и земного.
Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц - человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки - олицетворение мужской силы.

В основании “Плодородия” - вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками - родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки - души предков.
Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”.

История мезенской росписи, орнаменты.
Картина, панно, рисунок
06.02.2010
8 2
 С новым годом!
С новым годом!
Не определен
05.02.2010
3 1
 С новым годом!
С новым годом!
Не определен
05.02.2010
3 2
 Вышивка крестом
Вышивка крестом
Не определен
05.02.2010
3 4
 Для детей
Для детей
Не определен
05.02.2010
2 4
 Красная шапочка
Красная шапочка
Коллективная работа
05.02.2010
5 1
 Мезенская роспись.
Мезенская роспись.
Не определен
05.02.2010
2 5
 Городецкая роспись
Городецкая роспись
Декор предметов
05.02.2010
2 2